Виталий КУЛИК,
Директор Центра исследований
проблем гражданского общества
Сами итоги подтверждают прогноз нашего Центра о том, что выборы в Украине закончатся по „фотофинишу” и отрыв между кандидатами составит не более 3% голосов. Несмотря на очевидную победу Виктора Януковича, нам предстоит некоторый период нестабильности и судебных тяжб, двоевластия, роста цен и социальной напряженности.
Во-первых, Янукович должен защитить свою победу, а Тимошенко попытается если не переиграть своего оппонента, то, по крайней мере, – создать ему массу проблем. Небольшой отрыв Януковича дает повод Тимошенко в судебном порядке опротестовывать результат на Востоке и Юге Украины. Украинский политолог Юрий Романенко считает, что если Тимошенко не срывает выборы на Донбассе, то она не имеет никаких шансов выиграть выборы. Для этого ей придется обжаловать результаты на 300-400 участках только в Донецкой и Луганской областях. Общее количество «атакованных» участков должно быть около 1 тыс. Это понимают и в штабе Януковича, где уже выработана стратегия судебной защиты и мобилизации своих сторонников на синие «майданы» в Киеве и в областях. Но, говорить о возможности повторения событий, равных по масштабу «Оранжевой революции», нет смысла. Даже штабисты БЮТ трезво понимают, что это будет политико-партийный проект с числом участников не более 50 тыс. Скорее для того чтобы сохранить лицо.
Во-вторых, это суды, которые могут оттянуть момент официального установления результатов выборов и объявления победителя. В итоге мы предполагаем, что инаугурация будущего президента Януковича состоится на ранее средины марта.
Сухой политический остаток второго тура:
1) В Украине сохраняется двоевластие (конфликт президент – премьер), заложенное политреформой 2004 года. Новый президент получит те же полномочия и возможности, что и Виктор Ющенко. Сразу отправить в отставку Юлию Тимошенко, без изменения конфигурации большинства Верховной Рады, маловероятно. Также нет уверенности, что ситуативное большинство «под Януковича», которое в последнее время создалось в парламенте, удастся конвертировать в новую коалицию. Тимошенко еще некоторое время будет оставаться премьер-министром. А это сплошные вызовы президентству Януковича.
2) Нас ждут досрочные парламентские выборы. Но состоятся они не ранее осени (ноября – декабря 2010 г.). Во-первых, Янукович попытается сформировать большинство из имеющегося политического материала (на основе ПР, Блока Литвина и Нашей Украины + ситуативная поддержка КПУ). Только если такая конфигурация не сработает, Виктор Федорович пойдет на роспуск парламента. Во-вторых, роспуску ВР всячески будет противиться Тимошенко, для которой сохранение действующей коалиции равносильно сохранению своего премьерского кресла. Сама процедур роспуска парламента также требует времени, необходимо чтобы созрели условия: развал коалиции (формальный) и не возможность создания новой, блокирование работы ВР на протяжении 30 дней, сдача 150 депутатами своих мандатов. Скорее всего, формальным поводом для разгона ВР станет невозможность формирования новой коалиции, вместо старой протимошенковской.
3) В виду подвешенности (распустят или не распустят) парламент фактически отложит принятие важных реформаторских мер. Вероятно, ВР будет работать по алгоритму продуцирования «на заказ» президента или премьера законов административного характера, позволяющих власти в ручном режиме управлять экономикой.
4) Янукович будет вынужден пересмотреть свои подходы к конституционной реформе. Речь идет о возврате части президентских полномочий, особенно в части влияния на правительство, вопросах безопасности и управления экономическими процессами. Очевидно, что ПР инициирует проведение референдума по новой редакции Конституции, в которой мы увидим много знакомых положений из проекта Виктора Ющенко.
5) Формат олигархического консенсуса: создание большой коалиции ПР – БЮТ, при которой, Янукович – президент, Тимошенко – премьер (или какой-то ее модификации) маловероятен. С одной стороны, вокруг кандидатов сформировались группы ФПГ, которые находятся в остро-конкурентных отношениях и их коммерческое выживание зависит от победы их кандидата. С другой – существует режим «джек-пота», когда команда Януковича хочет получить все и немедленно, добить конкурента так чтобы он не смог подняться. Поэтому торги между Тимошенко и Януковичем начнутся только в средине марта, когда нужно будет готовиться к местным выборам. И торги эти будут не в формате взаимных уступок, а как капитуляция проигравшей стороны.
6) Несмотря на четкое деление электоральной карты Украины на региональные «зоны ответственности» Януковича и Тимошенко, эти выборы сформировали общественный запрос на объединяющую идеологию. Она усилила свое присутствие на Востоке, а Он сформировал собственное электоральное ядро на Западе и в Центре. Разъединительные тренды, противопоставление галичан жителям Донбасса и наоборот не имели значительного КПД. Следующий президент Украины не будет лидером одного региона.
6) В Украине возникла ниша «третьей силы». Там будет не только Тигипко и Яценюк, речь идет о 5-7 новых политпроектов, которые появится в апреле-мае 2010 г. Голосование «против всех» во втором туре показал, что в этой нише есть даже «непримиримые».
7) Страна живет без основных регламентирующих документов. Это связывает руки, как Януковичу-президенту, так и Тимошенко-премьеру. У нас до сих пор не приняты:
а) Регламент Верховной Рады. Напомню, что Регламент Верховной Рады Украины от 19 сентября 2008 года утратил силу в связи с тем, что он был признан неконституционным решением Конституционного Суда Украины от 26 ноября 2009 года. Закон Украины “Об организации и порядке деятельности Верховной Рады Украины” 1 декабря 2009 года не в достаточной мере регламентирует процедурные аспекты принятия парламентом решений;
б) Программа деятельности правительства. Программа деятельности правительства Тимошенко “Украинский прорыв ” была утверждена Кабмином 16 января 2008 года. И с тех пор так и не была проголосована в ВР, в нее не вносились правки, она не корректировалась даже с поправкой на кризис. В контексте новой ситуации программа правительства станет полем для битвы сначала между Тимошенко и Януковичем, потом – между Януковичем-президентом и новым премьером. До сих пор Виктор Федорович так и не показал анонсированную им Стратегию развития Украины до 2020 года;
в) Государственный бюджет на 2010 год. Пока не принят бюджет органы государственной власти работают согласно статье 46 Бюджетного кодекса, которая устанавливает ряд ограничений на использование средств: в “безбюджетный” период финансируются лишь текущие затраты органов власти, причем не больше 1/12 суммы, предусмотренной на такой же период в прошлом бюджетном году. Капитальные вложения не предполагаются.
С другой стороны, отсутствие бюджета и некоторые законодательные нестыковки позволяют правительству руководить государственными финансами в ручном режиме.
Экономические риски постизбирательного периода
Окончание президентских выборов приведет и к «окончанию» кризиса. Нет, производство как падало, так и будет падать. Просто правительство, кто бы во главе него не находился, перестанет играть в социальную благотворительность. Особенно это актуально, если главой Кабмина станет представитель президента Януковича.
1) Пересмотр и сокращение социальных трансфертов. Например, приостановка практики массовой выдачи бесплатных актов собственности на землю, пересмотр постановлений Кабинета министров об увеличении окладов, выделении субсидий пр.
2) Сокращение разного рода социальных выплат и надбавок к должностным окладам, принятым согласно внесенным 20 октябрю 2009 года законом “Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы” изменений в закон «О государственном бюджете Украины на 2009 год”.
3) Уже во втором квартале населению за электроэнергию и природный газ придется платить больше на 25% и повышение будет происходить поквартально. Это требование МВФ и тут Янукович ничего сделать не сможет. Расчеты показывают, что если в квартирах ежемесячный платеж за газ для семьи из 3 человек вырастет с 19,5 грн. до 38 грн., то в частном секторе – на сотни гривен. Например, при потреблении 2300 куб. газа в год (достаточный объем газа для обогрева дома до 100 кв м) плата составит не 233, а 454 грн., при потреблении 2700 куб. (для дома площадью более 100 кв м) – не 414, а 807 грн. За 7000 куб газа (для дома в 300 кв м придется заплатить не 2200, а 4300 грн.
Стоимость отопления и горячей воды увеличится. Плата за однокомнатную квартиру в Киеве увеличится с 130-150 грн. в месяц до 230-250, двухкомнатную – с 230-250 до 400-420 грн., трехкомнатную – с 300-320 до 500-540 грн.
В июле 2009 года НКРЭ направила в Кабинет министров предложение увеличить розничные цены на электроэнергию для населения на 70% в два этапа: в июле и сентябре 2009 года. Однако, в связи с президентской предвыборной кампанией, такое предложение не получило поддержки Кабинета министров. Теперь к нему вернуться. После повышения на 70% (именно эта величина компенсируется промышленностью, если верить главе НКРЭ), мы получаем совсем другой результат – 240 гривен. В месяц.
4) Рост цен на продовольственные товары на 10-15%, инфляционный скачек в 15% и рост инфляционных ожиданий, рост цен на бензин от 10 до 17% (в средине марта).
5) Ухудшение рейтинга Украины в Индексе восприятия коррупции – 2010 и возможное включение в черный список FATF. Дело в том, что введения в действие пакета антикоррупционных законов отложено до 1 апреля и не факт, что он заработает в означенный строк. А это явное невыполнение рекомендаций GRECO и санкции в отношении Украины.
6) Приоритетом В. Януковича будет содействие дальнейшей концентрации и централизации капитала, поддерживать большие предприятия, ориентированные на экспорт. Это может быть предоставления разных льгот и создания особых условий для их развития под лозунгом “инвестиционной привлекательности” и поддержки “инновационного развития”. Команда В. Януковича предлагает уменьшить налоговую нагрузку на корпоративный сектор экономики, предоставление льгот по оплате НДС и налога на прибыль предприятий, реанимацию свободных экономических зон та технопарков. Вопрос только в том, хватит ли у Януковича средств госбюджета, и будут ли у него полномочия для реализации поставленных задач.