Максим Банкер
Убийство известного доктора – активиста движения за право на аборты, заставило американское общество говорить про новое направление в современном правом экстремизме – т.н. anti-abortion violence (англ.: антиабортное насилие”).
Джордж Тиллер (George Tiller), доктор женской клиники был убит 31 мая в церкви своего родного города Вичита (штат Канзас), Тиллер, чьё заведение было немногих в США, которое делает поздние аборты, был не первым, кто поплатился за свою работу и взгляды.
С конца 1970-х в криминальных сводках США, Канады и Австралии регулярно встречаются новости про попытки поджогов и нападения на абортарии, насилие в отношениях их персонала,. Постепенно общество приходит к заключению: что такого пошиба преступления не проявление персональной психической девиации отдельных религиозных фанатиков, а опасная политическая тенденция.
Вообще, активистов anti-abortion violence можно считать фракцией более широкого общественного движения рro-life (англ.: “за жизнь”). Если Вы относите себя к рro-life, значит выступаете за медицинскую этику, которая основывается на христианских догматах, а точнее на заповеди: “Не убей”. Отсюда тезис – результатом работы медиков не может быть смерть живого существа. Идеологи Pro-life требуют принятия закона, гарантирующего защиту всех форм человеческой жизни, в том числе и человеческих эмбрионов в утробе матери.
Интересно, что такой подход логично предполагает борьбу за отмену смертной казни. Однако в этом пункте сторонники pro-life не едины. Есть еще много спорных тем: на каком сроке женщина может прерывать беременность, должна ли она в случая аборта получить согласие мужа, биологического отца ребенка, своих родителей и .д.
Зато активисты pro-life более или менее едины в методах. Например, очень популярная практика, когда молодым женщинам, которые идут подавать заявление на аборт, предлагают бесплатно пройти ультразвуковое сканирование живота. Активисты pro-life верят, что, увидев собственный плод, женщина стопроцентно откажется от затеи с абортом.
Часто практикуются т.н. Life Chain – уличные пикеты с лозунгами вроде “Аборты убивают” или “Я ребенок, а не выбор”.
Более радикальная форма протеста – rescue operation, когда противники прерывания беременности попросту блокируют входы в клиники, которые делают аборты…
Есть еще die-in. Этот метод активисты pro-life позаимствовали в пацифистов, которые в 1960-ые, протестуя против войны во Вьетнаме, скопом садились на землю. Хиппи называли это seat-in Разница между die-in и seat-in в том, что во время die-in надо не сидеть, а лежать в позе эмбриона.
Самая эффектная форма пропаганды фанатов pro-life называется truth display. Смысл метода в том, чтобы распространить литературу со съемками убитых человеческих зародышей – жертв абортов. Изображения просто ужасные. Идея тактики шока, правда, разделяется не всеми друзьями движения.
Наконец, у pro-life есть мощное политическое лобби. Обычно, требования pro-life озвучивают представители Республиканской партии. Средь демократов также существует фракция pro-life, однако она не настолько влиятельна.
Движение рro-life нельзя представить вне противостояния с представителями движения pro-choice (англ.: “за выбор”). Для последних важен свободный выбор женщины, а не права эмбриона. Конфликт pro-choice и рro-life тянется с 1960-х, когда власти разрешили аборты и установили предельный срок беременности которую женщина может законно прервать.
Согласно социологическим опросам, проведенным весной этого года, агентством Gallup, 49 процентов американцев относят себя к лагерю pro-choice, а 45 процентов – pro-life.
Обычно полемика между этими фракциями проходит мирно, Однако в последнее время радикальные сторонники рro-life все чаще в качестве аргумента собственной правоты пускают в ход оружие. .
Обычным делом стали акты вандализма на территории больниц, попытки поджога, нападения или убийства сотрудников медицинских учреждений. Всего с 1977 года в США и Канаде было зарегистрировано 17 убийств на почве борьбы в абортами, Зафиксированы 153 попытки нападения на медиков и активистов pro-choice. Три раза их даже похищали.
Самый известный случай фундаменталистского террора – дело Эрика Роберто Рудольфа, правоверного католика, заядлого противника абортов и прав гомосексуалистов. В 1996 –ом году он взорвал бомбу в Атланте в то время, когда в городе проходили олимпийские игры. Погибло два человека.
Полиции понадобилось два года, чтобы выйти на след преступника. К этому времени он уже пустился в бега. Эрика объявили в федеральный розыск. ФБР внесло его в список десяти самых опасных преступников, которые разгуливают на свободе. За информацию про Рудольфа полагалась премия размером в миллион долларов. Однако Эрик как в воду канул.
Его поймали причем совершенно случайно только в 2003-ем, когда тот пытался порыться в мусорных баках на какой-то заправке. Выяснилась, что все это время он жил дикарем в лесах горного хребта Аппалачи. При задержании «робинзон» был выбрит и неплохо одет. Все свидетельствовало о том, что все это время ему помогали доброжелатели.
Пока детективы гонялись за за Рудольфом, он стал культовым персонажем для радикальной фракции pro-life. В продаже даже появились майки с надписью “Беги, Эрик, беги!”. В честь Рудольфа были написанные две песни в стили кантри. Ситуация напоминала массовую истерию. Родной брат Эрика засунул руку под циркулярную пилу перед видеокамерой. Он планировал послать видеозапись в ФБР в знак протеста против преследования родной кровинушки. Слава богу, руку потом пришили.
Вряд или убийца Джорджа Тиллера получит такую же популярность. Все крупные организации pro-life дружно осудили убийство в Вичите. Однако вопрос – в чем корни такого социального явления как anti-abortion violence, только сейчас начинает всерьез дискутироваться.
Некоторые эксперты считают, что, важным факторам радикализации движения рro-life явились акции rescue operation. Поначалу, в 70-ые, когда их организовывали католические деятели, характер акций был достаточно мирный. С середины 80-ых главными застрельщиками rescue operation стали евангелические фундаменталисты, связанные с «милицией» (участники гражданского ополчения, которые как правило исповедуют ультраправыправые взгляды). Изменился и формат “rescue operation”. Блокирования абортариев уже не было пацифистским протестом, а насильственной акцией. Фундаменталисты были не против подраться с медперсоналом абортария или его охранниками. С 1977-ого ( начало радикализации pro-life) по 1993-ий год, в ходе таких акций, полиция арестовала 33 тысячи человек.
Некоторые правительства штатов уже приняли соответствующие законы, которые запрещают “rescue operation”. Остается подождать результатов.
Возможно, значительно более эффективный методом борьбы с ялением anti-abortion violence станет затея группы католиков из Калифорнии, активистов pro-life. Те, очевидно опасаясь дискредитации движения pro-life, заявили, что готовые выложить 50 тысяч долларов за информацию про подготовку новых акций из серии anti-abortion violence. Католики, в отличии от протестантов, признают, что закон государства не обязан быть калькой религиозных норм, а буквальное следование старозаветным нормам – удачной и верной политической тактикой.