додому Стратегія Молдавский Карабас угрожает хаосом и гражданской войной

Молдавский Карабас угрожает хаосом и гражданской войной

147

Политком

Ряд новостных агентств, со ссылкой на анонимные источники в ПКРМ (Партии коммунистов Республики Молдова) сообщили о намерении действующего президента Молдовы Владимира Воронина подать в отставку с занимаемого им поста и остаться простым депутатом парламента. Из тех же источников стало известно, что «решение было принято на совещании республиканского актива ПКРМ». При этом, отставка Воронина является только частью целого комплекса мер по уходу ПКРМ «в глубокую оппозицию», включая полный отказ от диалога с парламентским большинством — «Альянсом за европейскую интеграцию». А это, в свою очередь, означает невозможность избрания нового президента и новые, уже вторые по счету, досрочные парламентские выборы в феврале-марте 2010 года.

Однако, уже через несколько часов последовало опровержение. Близкий к Воронину  депутат от ПКРМ, экс-посол в России  Владимир Цуркан сообщил для прессы, что Воронин не принимал решения покинуть пост главы государства. Одновременно, через различные информационные агентства, причем, со ссылкой исключительно на неназванные источники, тиражируются различные слухи. Говорят – и пишут – о том, что внутри ПКРМ идет ожесточенная борьба за выбор стратегической  линии поведения. Также возник слух о том, что несколько молдавских сел – никто не знает каких, но, якобы, речь идет о нескольких правобережных украинских селах на севере Молдовы – изъявили желание выйти из-под ее юрисдикции и войти в состав непризнанной ПМР. Форма этого волеизъявления также остается загадкой: то ли сельский сход, то ли решение местных органов власти…то ли все это просто выдумка, запущенная в оборот с целью еще сильнее накалить и без того горячую ситуацию.

Наконец, менее чем через час после заявления Цуркана последовало заявление другого депутата от ПКРМ, Вадима Мишина. Тоже весьма влиятельного, хотя и не столь близкого к Воронину, как Цуркан.  Мишин заявил о том, что Воронин объявит о своей отставке в ближайшие дни, вероятней всего на следующей неделе.

Сам Воронин никаких заявлений пока не сделал.

Ситуацию комментирует Сергей Ильченко



Предваряя возможные мнения о том, что Воронин, дескать, чуть было не отдал власть добровольно, хочу сразу заметить, что это не так. Во-первых,  чуть-чуть – не считается. Во-вторых, Воронин отбыл два президентских срока – 8 лет и не может быть избран президентом в третий раз. Срок его повторных президентских полномочий истек еще в апреле, и Воронин продолжает исполнять обязанности президента по причине невозможности избрать его преемника.

В-третьих, Молдова – парламентская республика. Полномочия президента здесь очень и очень ограничены. Воронин был фактическим диктатором страны не потому, что он был президентом, а потому, что был лидером, а фактически – абсолютным диктатором партии,  имевшей на тот момент большинство в парламенте: в первый срок – абсолютное, а во второй – коалиционное, совместно с ХДНП. Сегодня ПКРМ находится в меньшинстве – у нее 48 мандатов из 101. Это означает, что возможности Воронина резко сузились – до конституционных возможностей президента, к тому же, «досиживающего»  в свеем кресле последние дни.

Конечно, эти «последние дни» могут сильно растянуться: на несколько месяцев, возможно и на полгода. Но что толку? Пребывание у власти в таком ослабленном состоянии работает скорее против Воронина, и не приносит ему никаких стратегических выгод. Возможно – более того, весьма вероятно, что ПКРМ рассчитывала полюбовно договориться с Альянсом и добиться для Воронина поста председателя парламента – единственного, который дал бы ему если не достаточный  объем власти, то, по крайней мере, достаточные гарантии личной безопасности. Не получилось. И не просто не получилось, а не получилось, так сказать, в превосходной степени. Председателем  парламента стал Михай Гимпу. Из четырех лидеров партий, вошедших в Альянс, именно он наиболее непримиримо настроен  и лично к Воронину, и к его партии. Избрание Гимпу означает демонстративный отказ Альянса от любых компромиссов с ПКРМ.

Но фракция из 48 мандатов, к тому же опирающаяся на серьезный административный ресурс, накопленный за 8 лет, не та сила,  с которой можно вот так  запросто разговаривать языком ультиматумов, загоняя ее в угол и не оставляя ей никакого выбора, кроме безоговорочной капитуляции. С другой стороны, сам Альянс, хотя и обладает формальным  коалиционным большинством в 53 мандата, очень хрупок. Его раздирают внутренние противоречия и он слишком слаб на местном уровне, чтобы вести с  ПКРМ длительную игру. Переговоры, компромиссы, взаимные маневры – все это неизбежно привело бы Альянс к краху и проигрышу. К тому же, лидеры Альянса не доверяли и не доверяют друг другу, с полным на то основанием допуская, что, по меньшей мере трое из них: Мариан Лупу, Серафим Урекян и Влад Филат, в принципе, способны пойти на коалиционный сговор с ПКРМ. И вот, не доверяя друг другу, они сделали решительный шаг – избрали председателем парламента Михая Гимпу. Мосты, ведущие к компромиссам  были сожжены.

Что остается в этой ситуации ПКРМ? Вариантов, по сути, два. Вариант первый: уйти в оппозицию, «одолжив» Альянсу 8 анонимных голосов, необходимых для избрания президента. Одновременно начинать готовиться к реваншу на выборах 2013 года – с очень хорошими шансами на успех. В условиях объективно существующего экономического кризиса поводов для критики Альянса будет более чем достаточно.

Правда, остаются две проблемы. Отлучение от  власти на 4 года чревато прямыми финансовыми потерями – это раз. Альянс мечтает привлечь Воронина и его окружение к судебной ответственности, и поводов для этого тоже будет достаточно – это два. За 8 лет президентства Воронин «переделил» в свою пользу столько собственности, что, стоит ему оказаться хоть немного в стороне от власти, его неизбежно попытаются привлечь к суду. Правда, на случай судебного преследования  у экс-президента будут хорошие позиции для защиты. Он всегда сможет укрыться за формальной коллегиальностью принятых решений, ускользнув от персональной ответственности. Но все равно – перспектива крайне неприятная.  К тому же фигуры второго-третьего плана, в основном – силовики, массово фабриковавшие уголовные дела против неугодных Воронину фигур, по большей части – бизнесменов, не желавших отдавать свой бизнес «в семью», неизбежно попадают под удар. А эти фигуры сегодня достаточно влиятельны – и, естественно, стараются обезопасить себя.

Вариант второй: уйти в глухую оппозицию и самим начать ставить ультиматумы Альянсу.  Условия первого ультиматума понятны: либо гарантии безопасности, либо – досрочные выборы. Перспектива досрочных  выборов пугает всех – и ПКРМ, и Альянс. Ситуация крайне неустойчива, результат непредсказуем, фактически речь идет об игре в рулетку. У лидеров Альянса вполне могут сдать нервы, они могут пойти на попятный. А ряд влиятельных функционеров из ближайшего окружения Воронина действительно загнаны в угол, и могут пойти ва-банк, решившись и на новые досрочные выборы. У них просто нет другого выхода.

Однако, остается еще и третий вариант действий, очень характерный для Воронина: подвесить ситуацию в состояние полной неопределенности, вбросить в СМИ абсолютно противоречивую – и совершенно неофициальную – информацию, организовать хаос – и посмотреть, куда качнется маятник. Именно это сейчас и происходит.

Что означала бы отставка  Воронина с практической стороны? Во-первых,  отставку президента еще нужно принять.  То есть Воронин должен выступить с официальным обращением к парламенту, а парламент поддержать его отставку. Это в любом случае займет некоторое время, в течение которого все стороны будут вести пропагандистскую войну, причем ПКРМ будет в роли наступающей стороны, да и информационных ресурсов у нее побольше, чем у всех ее противников вместе взятых.

Во-вторых, в отсутствие  президента его функции исполняет председатель парламента – новоизбранный Михай Гимпу. На Гимпу – достаточно неопытного политика и совсем неопытного администратора свалится очень тяжелое бремя. Он получит в руки двойной набор полномочий, что с одной стороны будет означать большой риск совершения им разного рода ошибок, с другой – ревность трех других лидеров Альянса. Быстро избрать президента нельзя – у Альянса не хватает голосов: есть 53 мандата, а нужен 61. А недостающие 8 мандатов ПКРМ им не даст. По крайней мере – не даст их просто так.

Иными словами, Воронин вовсе не намерен отказываться от власти. Напротив, он будет цепляться за нее до самой последней возможности, не останавливаясь ни перед чем. В настоящее время Воронин демонстрирует Альянсу перспективу грядущего хаоса на грани гражданской войны: президент уходит в отставку, Альянс неизбежно будет  лихорадить, часть силовиков, связанная с Ворониным явно ненадежна. А на втором плане – как дополнительный аргумент – маячит и непосредственный детонатор горячей фазы в виде новой войны: угроза уход нескольких украинских сел в ПМР со всеми легко прогнозируемыми последствиями.

Вполне очевидно,  что пресловутое «решение» (повторюсь – непонятно, чье) об уходе этих сел из-под молдавской юрисдикции сфабриковано подконтрольными ПКРМ молдавскими спецслужбами. Апрельский сценарий «управляемого хаоса» повторяется, но уже в иной, более опасной редакции. Если апрельские погромы, также организованные спецслужбами Молдовы с целью дискредитации оппозиции были все же сугубо внутримолдавским делом, то конфликт вокруг нескольких сел явно нацелен на втягивание в него России, Украины, Румынии и ЕС. Такой конфликт даст Воронину широкие возможности некоторое время править Молдовой из-за кулис. В конце концов, и Карабас Барабас не выступал лично на сцене своего театра. Послушных же марионеток, которые сделают все, что угодно, по указке хозяина, и которыми, в случае необходимости, можно легко пожертвовать, в воронинском сундуке предостаточно. Ну, а в конце представления можно появиться на сцене и лично – естественно, в белом, в роли спасителя и миротворца.

Сложившаяся ситуация очень опасна и для Молдовы, и для Приднестровья.  Но она также чрезвычайно опасна и для Украины. Уже понятно, что села, втянутые в задуманную Кишиневом провокацию, будут, по большей части, населены этническими украинцами. И вмешательство, и невмешательство в происходящее в равной мере грозит Украине серьезной дестабилизацией накануне президентских выборов. А такая дестабилизация, в свою очередь, неизбежно будет использована внешними силами, заинтересованными в ограничении суверенитета Украины  и низведении ее до статуса территории под внешним управлением одной крупной международной корпорации…

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я