Виталий КУЛИК
28 августа прошло первое заседание вновь избранного парламента Молдовы, однако судьбоносных решений он пока принять не смог. Причина проста — нет консенсуса среди местных элит. Масло в огонь подливают Россия и Запад, которые, похоже, избрали Молдову в качестве одного из полигонов для состязаний.
Мало кто не возрадовался, услышав 8 августа из новостей о том, что четыре из пяти партий, вошедших в новый состав молдавского парламента, объявили о создании демократической коалиции под названием «Альянс за европейскую интеграцию». Радовалось население Молдовы, значительная часть которого просто устала от восьмилетнего правления коммунистов во главе с Ворониным. Радовался один миллион граждан Молдовы, которые в качестве гастарбайтеров выехали из страны в поисках лучшего заработка. Потирали руки западные послы, аккредитованные в Молдове, которые трудились в поте лица, чтобы создать коалицию без участия коммунистов, доказавших свою «приверженность» европейским демократическим ценностям.
Напряглись коммунисты — они вроде и понимают, что без их помощи новая коалиция не сможет избрать президента страны, но все равно нервничают уже от одного факта создания коалиции без их участия.
Еще полгода назад многие в Молдове говорили, что Владимиру Воронину удалось выстроить систему власти в стране таким образом, что почти каждый из потенциальных оппозиционеров готов участвовать в объявленном коммунистами «тендере» на альянс с ними. Для таких оценок были некоторые основания, ведь в 2005-м
коммунисты создали стратегический альянс с Христианско-демократической партией, которая до этого слыла их злейшим оппонентом. Тогда лидер ХДНП Юрий Рошка получил должность вице-спикера парламента и титул «самого конструктивного оппозиционера» (правда, уже на следующих выборах такое ренегатство вышло ему боком и выбросило партию из активной политики).
Однако сейчас ситуация изменилась, Запад четко дал понять оппонентам коммунистов, что альянс с Ворониным может дорого стоить и их стране в целом. Россияне откровенно дали маху, убаюканные песнями Владимира Воронина, что даже несмотря на скромные для ПКРМ результаты выборов «все у него получится», в том числе и конституционное большинство в парламенте. При этом Москва особо, кажется, не противодействовала созданию новой коалиции, не веря в возможность ее появления. Российский посол в Молдове Валерий Кузьмин для галочки встретился с представителями четырех оппозиционных коммунистам партий и укатил в отпуск с мыслью о том, что «в Кишиневе все спокойно», а либерально-демократическая коалиция просто невозможна.
Новая правящая коалиция в первый же день своего появления выступила с довольно громким заявлением, содержащим основные приоритеты ее будущей работы. В сфере внешней политики одним из ключевых принципов стала нормализация отношений с соседями Молдовы — Украиной и Румынией. Среди других принципов упоминается и построение правового демократического государства, обеспечение свободы СМИ, реинтеграция страны, а также курс на европейскую интеграцию не на словах, а на деле.
Безусловно, каждый смог увидеть в этой декларации что-то для себя: ЕС и США — курс на европейскую интеграцию, соседи Молдовы — обещания стабилизации отношений, Россия — стратегическое партнерство, население — достойный уровень жизни и преодоление последствий мирового финансово-экономического кризиса и т.д. Самым главным остается вопрос: до всего ли дойдут руки у новой правящей коалиции, если ей удастся прийти к власти (это, кстати, также пока вопрос).
Уже не является особым секретом то, что в конце сентября Молдову ожидают серьезные финансово-экономические испытания — начнутся неминуемые задержки с выплатами зарплат и пенсий. Безусловно, это вызовет массовое недовольство населения, пока только неясно, против кого это больше сыграет — против тех, кто не хочет отойти от власти, или против тех, кто эту самую власть пока не может взять в свои руки.
Политическая ситуация в стране складывается патовая. С одной стороны, 53 голоса из 101, которыми обладает коалиция, вроде бы являются достаточными для избрания спикера и утверждения кандидатуры премьер-министра, но нужно найти еще восемь голосов для избрания президента страны.
Но, как говорится, дьявол в деталях. Если следовать процедуре, оказывается, что 53 члена коалиции могут избрать только спикера, в то время как кандидатуру премьер-министра должен внести президент (или лицо, исполняющее его обязанности). Некоторые представители коалиции надеются на то, что им удастся провернуть трюк на манер «царь-то ненастоящий» с учетом того, что В.Воронин якобы не является даже и.о. президента, поскольку утратил этот статус после получения мандата депутата парламента, а позднее избрания на должность спикера. В этих условиях избранный новой коалицией спикер мог бы объявить о том, что исполнять обязанности президента будет он (ведь Молдова по конституции — парламентская республика), т.е. он сможет внести на утверждение парламента и кандидатуру премьера. Все вроде бы логично в таком расчете, если не учитывать, что решение по этому вопросу должен принять конституционный суд, который до недавнего времени демонстрировал полную лояльность коммунистам.
В лагере последних также царила атмосфера неуверенности и неопределенности. Часть коммунистов настаивала на возможности дать оппозиции самой дискредитировать себя неумелыми реформами и внутренними раздорами, что позволит ПКРМ в ближайшее время вернуться во власть. Другая часть партии настроена более решительно и считает, что власть нельзя упускать из рук ни на минуту, поэтому не следует позволить коалиции избрать хотя бы кого-то на руководящие должности в стране.
Буквально на днях коммунисты перешли в контрнаступление и вышли с идеей создать более широкую левоцентристскую коалицию, куда кроме них могли бы войти Демпартия во главе с Марианом Лупу и альянс «Наша Молдова». По мнению коммунистов, создание левоцентристской коалиции могло бы сделать работу парламента более стабильной (понятное дело, предполагается, что стабильность будет обеспечена фактическим единовластием ПКРМ). Вряд ли можно предположить, что коммунисты серьезно рассчитывают на возможность создания такой «ширки», однако внести дополнительное недоверие в ряды провластной коалиции таким образом вполне естественно.
Вероятно, нахождение каких-либо компромиссов между коммунистами и новой коалицией выглядело бы несколько проще, если бы в дело не вмешивался внешний фактор.
Как уже упоминалось, к созданию новой коалиции приложили руку Брюссель и Вашингтон, которых Воронин с некоторых пор перестал устраивать (в отличие от ситуации 2005 года), так как стал уж слишком заметно дрейфовать в орбиту Москвы, а также, по словам западных чиновников, стал своеобразным гарантом нерешенности приднестровской проблемы. Представители США не питают особых иллюзий по поводу жизнеспособности такой коалиции, которую называют не иначе как «союз ужа с ежом», однако задачу могильщика коммунистов ей вполне по силам решить.
Россия, чего греха таить, не совсем рассчитывала на то, что результаты ее основного фаворита в Молдове — ПКРМ — на выборах 29 июля окажутся значительно слабее, чем 5 апреля. Безусловно, такой вариант предполагался, однако скорее как малореальный, иначе тот же российский посол в Молдове не ушел бы в отпуск за день до появления проевропейской коалиции.
Вполне понятно, что приход новой коалиции к власти в Молдове диаметрально не изменит отношения Москвы с Кишиневом, слишком зависимой остается эта страна от Кремля как в экономическом, так и политическом плане (Воронин, к слову, внес определенную лепту в этом направлении — до сих пор можно только догадываться, что он мог пообещать Д.Медведеву и В.Путину за свою поддержку на выборах, а ведь эти господа просто на слово не верят, особенно с учетом роли молдовского президента в провале Меморандума Козака в 2003 году.) Тем не менее опрометчивые заявления отдельных молдовских политиков о возможности проведения референдума по вступлению в НАТО вызвали беспокойство в Кремле. В результате В.Воронина приняли в Сочи на прошлых выходных. Говорят, что молдовский лидер уговаривал президента России повлиять на отдельных членов коалиции, чтобы те все-таки переметнулись в лагерь коммунистов, иначе «все пропало» как для В.Воронина, так и для Москвы.
Бухарест готовится помогать новой коалиции всеми средствами, в т.ч. и деньгами. И хотя в Румынии сейчас экономическая ситуация не из лучших (на носу выборы президента), Т.Бесеску не против присвоить лавры за «возвращение Молдовы на путь евроинтеграции». Тем более что среди членов молдовской коалиции некоторые политики всерьез думают двигаться к Евросоюзу именно через сближение с Бухарестом (а вовсе не с Киевом). Кроме того, одним из первых решений коалиции после прихода ее к власти станет именно отмена визового режима с Румынией, который пока осложняет отношения двух стран.
В Украине, похоже, понимают, что необходимо что-то делать в связи с событиями в Молдове, но вот что конкретно и в какой последовательности, кажется, не решили. Киев, конечно же, далек от того, чтобы вмешиваться во внутриполитический процесс в Молдове или выступать посредником переговоров по формированию коалиции. Но, по крайней мере, знать, что происходит в соседней стране, и исходя из этого вырабатывать стратегию своего поведения с ней соответствующие структуры власти в Украине просто обязаны.
К сожалению, действия отдельных ведомств или должностных лиц в Украине назвать стратегическими по отношению к Молдове крайне сложно. Совсем недавно «героями дня» стали пограничники, которые решили ввести в действие новый режим въезда в Украину для граждан Молдовы, начиная с 25 августа… Ну не могли они учесть того, что в Молдове сейчас фактически нет правительства — старое объявило об отставке и сохранило приставку «и.о.», а новое пока в силу известных причин не назначено. Но ввести в действие это решение Кабмина в День независимости Украины и за два дня до аналогичного национального праздника в Молдове, по крайней мере, не совсем уместно. О разъяснительной работе, которую провели пограничники в связи с этим решением, и говорить не приходится — стыд и срам. Разработанный Госпогранслужбой Украины Порядок въезда в Украину для граждан Молдовы также содержит узкие места и возможность двойного трактования. В результате все население Молдовы за считанные дни начало активно вспоминать нашу страну и ее руководство «незлым тихим словом». После мощной антиукраинской пиаркомпании в СМИ руководство Украины вроде бы решило отложить введение нового режима на границе до момента формирования нового правительства в Молдове и консультаций с ним.
Этот период передышки необходим, кстати, обеим сторонам. Киеву — для того, чтобы подумать, как внедрить новый порядок максимально безболезненно для граждан Молдовы (Молдова единственная пограничная с Украиной страна из 89 государств, граждане которых при въезде в Украину должны подтверждать свою финансовую платежеспособность в размере 12600 грн.), а также эффективно учесть этот вопрос в более широком контексте двусторонних отношений. А Кишинев должен, наконец, осознать, что манипулировать Киевом и при этом уклоняться от решения первоочередных вопросов двусторонних отношений бесконечно долго не получится. При этом, если не до, то после выборов в Украине руководство страны несомненно более пристально посмотрит на отношения с Молдовой.