додому Економіка К годовщине бойни. Боги снова жаждут крови?

К годовщине бойни. Боги снова жаждут крови?

225

Владимир Задирака
Принято считать, что 70 лет назад началась втора мировая война. Ведь у всякого исторического события или процесса должны быть «начало, середина и конец», как учил отец теории драмы Аристотель. Люди любят, чтоб в написанных для них историях сражались добро и зло. Добро должно быть родным и близким. Зло – чуждым и почти нечеловеческим. Поэтому 1 сентября – это очень удобная дата.  Она как бы выводит за скобки нищету побежденной Германии, довоенный экономический кризис, убийства, террор и ложь, которые происходили во всех воюющих государствах. Война, как амнистия. Она вносит ясность, а победитель получает все.

А ведь думать о 1 сентября так удобно. При этом можно удачно забыть о том, что войны с участием тех же армий и политиков не прекращались и после Первой империалистической. После того, как Лига наций признала фашистскую Италию, правительство последней начало войну за Абиссинию. Германия захватила в 1938 году Мемель, раздавила Чехословакию и присоединила Австрию. СССР провел войну с Финляндией. Блок фашистских государств удушил республику в Испании при красноречивом «невмешательстве» большей части «мирового сообщества». Япония воевала за колонии давно. В 20-х – 30-х европейские страны и Токио активно соучаствовали в непрерывных гражданских войнах в Китае.  Победа одной из группировок милитаристов давала преимущества другим. К 1 мая 1939 года в Европе при диктаторских режимах жило 360 миллионов человек. В 1920 эта цифра составляла 141. Авторитарная власть – это форма войны «элит» против собственного народа. Причем такой, в которой убивают. Не лучше были и демократии, которые накануне войны лишали людей свободы слова, права на тайну переписки, запретили забастовки, использовали принудительный труд, цензурировали газеты. Демократия стала просто формой избрания власти без гарантий свободы.

Много конфликтов. Очень много, и все они могут претендовать на «пролог» Второй мировой. Ведь без них бойня не была бы тем, чем стала.  Да и война не закончилась. Победителя ведь так и не установили, несмотря, на Нюрнбергский процесс. Сегодня, парламентская ассамблея совета Европы  пытается пересмотреть результат и попутно признает коммунизм ответственным за войну. Представители партий, которые не редко несут прямую ответственность за подготовку и Первой и Второй мировой предпочитают не замечать пятен на собственной одежде.  Не будем доказывать, что западная демократия тоже повинна в той крови. Эти аргументы уже изложили Путин и ко: Мюнхенский сговор в 38-м придал легитимности немецким аннексиям. Кремлевские пропагандисты премило показывают западной демократии, что все виноваты. А попытки доказать историческую обоснованность пакта Молотова-Риббентропа выглядят в устах российских «деятелей», как детское «сам дурак». Это тот редкий случай, когда в перпалке сварливых соседок рождается правда. Ведь преступление подготовки и начала войны без участия «победителей» было бы немыслимо. Они сами выращивали Гитлера и натравливали его на конкурентов. Ничего удивительного, что эта псина, в конце концов, вцепилась в дрессировщиков во фраках и френчах.

Большевики смело называли Первую мировую империалистической. Ко второй они предпочли этот эпитет не применять. Ведь тогда может показаться, что они тоже империалисты, такие же, как и их противники и союзники. Правда глаза колит.

Вот и выходит, что 1939-1945 годы – это довольно условное обозначение временных рамок войны. Абстракция. Как и название «мировая» тоже мало говорит о ее характере. Еще лучший эвфемизм, чем «этнические чистки», столь популярный в 90-х.

В войне англо-французский блок заручился поддержкой СССР и США. И первая и вторая сверхдержавы были вынуждены поддержать Британию и разгромленную Францию, потому что их территории угрожали страны Оси. Движение сопротивления, развернувшееся против фашизма было демократическим и социалистическим. Но после войны вся Европа попала под контроль США или СССР. Надежды сделать мир и Европу лучше не оправдались. Недовольных давили силой. Во Фанции в 40-х в тюрьмы попадали бывшие члены левого крыла сопротивления. В Италии правительство с большим трудом избежало начала гражданской войны. Партизаны недовольные действиями оккупационных властей и «демократов», активно привлекавших в государственный аппарат вчерашних сторонников Муссолини начали ряд террористических компаний на Севере. Только совместными усилиями компартии и правых, полиции и армии удалось ликвидировать угрозу продолжительного конфликта.

В Греции войска союзников активно поддержали войну войск монархии против коммунистов, сражавшихся перед этим против немецкой оккупации. Сталин отдал Грецию и «демократия» получила священное право перерезать тех большевиков, которых СССР списал со счетов.

В большинстве европейских стран была развернута подпольная террористическая проамериканская армия Гладио. Эти группы позже имели отношение к установлению режима «черных полковников» в Греции и террористическим компаниям по дестабилизации ситуации в Италии. В 90-х выяснилось, что десятки взрывов и нападений, которые ранее приписывались «красным», были совершены неонацистами по поручению этой нелегальной структуры. Сотни трупов во имя недопущения к власти весьма травоядной и безобидной компартии. Европа не стала лучше, она стала гораздо лицемернее.

Принято считать, что человечество учится на ошибках. С этим стоит согласится, ведь теперь правительства совершает массовые убийства и пытки не так грубо, как в 30-х 40-х. Они не убивают миллионами. Иногда, для расследования военных преступлений не требуются нюренбергские процессы, как например сейчас в ситуации с пыточных дел мастерами из ЦРУ. Обама предлагает США разобраться со своими мясниками сейчас. Впрочем, этим действиям предшествовала длительная кампания правозащитников. А вот историю с убийством испанских журналистов и нашего соотечественника Тараса Процюка уже похоронили. Танкисты, обстрелявшие заведомо гражданский объект ответственности нести не будут, как и полицейские убившие на демонстрации в Генуе Карло Джулиани.

Жаль, что в 1945м вешали только побежденных. Они были достойны петли, как и многие из генералов и политиков из лагеря союзников. Победителей не судят, а их действия в самом крайнем случае называют «неоднозначными».

Сейчас во всей Европе поднимают голову ультраправые. Капитализм вкручивается в очередной кризис, сравнимый с Великой Депрессией, предшествовавшей войне. И во многом, в средине прошлого века, только всемирная бойня смогла помочь оздоровить экономику. Безнаказанность элит, цинизм, коррупция – все, как и перед второй мировой. Неужели мы снова идем к очередным жертвоприношениям богам войны и денег. Это одни и те же боги, невзирая на паспорта, национальность или географию их штаб-квартир. Они жаждут крови всегда.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я