- 1. Итоги выборов
Победа Блока Петра Порошенко вызвана тем, что люди хотят мира, спокойствия и голосуют за тех, кто вселяет такие надежды. А полный развал экономики и холода еще не наступили. БПП взял максимум из того, что было возможно, учитывая, что рейтинг Порошенко уже пошел на спад.
В БПП инкорпорировали множество умеренных представителей элит предыдущей власти, что позволило ему увеличить результат в неопорных регионах (Балоги в Закарптатье, Вадатурские – в Николаеве, Столар – Киев, Гончарук – в Одессе и т.п.).
Так же сыграло роль и достраивание административной вертикали. Весной ее попросту не существовало. Теперь же главы райадминистраций, директора бюджетных учреждений и прочие не разрывались между 4-мя провластными партиями. Вся поддержка шла только БПП. Ярким проявлением этого стоит считать 100%-ное голосование за БПП в тюрьмах. Но ведь еще есть ВУЗы, больницы, сельская местность – участки, в которых влияние адмиресурса очень сильно.
Народный фронт — взял даже больше, чем рассчитывал. НФ провел эффективную кампанию и в результате подобрал часть голосов БПП, Батькивщины. НФ выглядел лидером для прозападного электората, поэтому получил адекватную поддержку. Свою роль сыграло включение раскрученных общественников. К тому же, ставка на тезис «Голоса за НФ – голоса за премьерство Яценюка» оказался верным.
Будущее НФ напрямую зависит от того останется ли Яценюк и К в правительстве или нет. Высокий результат практически гарантирует Яценюку сохранение премьерской позиции. Это также означает, что Украина обречена на борьбу между президентом и премьером в духе 2007-2009 года. Также важно, что Коломойский влияя на НФ и Самопомич, а также близких мажоритарщиков (Бориса Филатова, Дмитрия Яроша, Борислава Березы и других) имеет укрепление позиций в Раде. И, как следствие, имеет больше возможностей влиять на Порошенко.
Самопомич. Результат «Самопомощи» имеет те же корни, что и результат Свободы в 2012 году. Когда нет реального выбора, то люди отдают голоса за тех, кто кажется им немного лучше, чем старые политические фигуры. И если Самопомощь будет себя вести как Свобода, то у нее будет такой же результат на следующем этапе. Судя по краху ГП, Самопоич заняла именно этот, интеллигентно-проевропейский электоральный сегмент.
Огромную роль сыграло массированное вливание медийного и финансового ресурса в последние 3 недели кампании. Еще в первой неделе октября социологи сомневались в прохождении партии в Раду, давая 3-4%.
Оппозиционный блок. Результат Оппозиционного блока вполне закономерен. Пост-регионалы имеют реальную организацию на местах, также имеют финансы, влияние в базовых электоральных регионах. Используя Харьковскую область как базу, они сумели выжать максимум из того, что могли получить. Плюс у них неплохие позиции в Днепропетровской области и на юге Украины вообще. ОБ показал, что у них есть организация, а организация всегда работает, когда у нее есть целевая группа и финансы, чтобы ее завоевать. Кстати, этим кампания ОБ отличается от крайне персонализированных кампаний всех остальных партий. Голосовали именно на партию регионов, а не за привлекательные фигуры. Которых нет на национальном уровне и мало в регионах.
К тому же, в блок объединилось многие их влиятельных промышленников юга и восток. Например, Оппозиционный блок набрал в Мариуполе 51% – но ведь значительная часть населения города Мариуполя работает на его предприятиях и в его порту.
Радикальная партия Украины Олега Ляшко получила результат намного меньший, нежели прогнозировался всего 3 недели назад. Это объясняется несколькими факторами.
Первый – Ляшко феномен сугубо телевизионный, медийный. Его популярность создана СМИ – ими же разрушена. Эффективная контр-кампания, инициированная политтехнологами Игоря Коломойского и поддержанная «джинсовыми» СМИ сработала.
Второй – РПЛ существует в качестве сугубо виртуального феномена. Партийные структуры крайне слабы, региональные лидеры общественного мнения отсутствуют. 90% сторонников Ляшка не назовут фамилию представителя РПЛ в своей области. Таким образом, компенсировать утрату привлекательность лидера мощной оргструктурой РПЛ не смогла. Ситуация, прямо противоположная ОБ.
Менее значительными факторами также является размывание понятие «альтернатива», «третья сила». Электоральное поле больше не делится на оранжевых и голубых. Появились другие проекты, которые «и не власть, и не оппозиция» – Самопомощь, ГП, ПС.
Батькивщина – результат Батькивщины закономерен, политические лидеры и организации, которые перестают ощущать перемены неизбежно теряют свои позиции. Тимошенко не осознала, что ее харизма осталось в другом времени, что бесконечное повторение тезисов о борьбе с олигархами в ее устах уже не срабатывает. И как олицетворение бессмысленной агитации — включение на первое место Н.Савченко. К тому же:
– размылись ниши, в которых Тимошенко была сильна. Забота и опека – тут есть БПП и ОБ. Воинственность и милитаризм – НФ, РПЛ, ПС.
– уничтожена оргструктура, которые была сильным местом партии с 2002 года. Штабисты, сотники и десятники, агитаторы, члены ОИК и УИК перебежали. Причем. Не в ПР (как в 2007 и 2012 году). А к идеологически близким БПП и НФ, колоссально усилив прямых конкурентов.
Проигравшие
Правый сектор – неудача была предсказуемая, ведь политическая борьба, в значительной степени, есть борьба организаций. Отсутствие организации даже при наличии хорошо раскручененного бренда и лидеров не решает проблему конкретной действий на местах, в комиссиях и так далее. Очевидно, осознавая, что времени на создание полноценной организации под выборы у них нет, Дмитрий Ярош вместе с руководством партии пошли по мажоритарным округам. Кстати, как показывает пример, а Олега Ляшко (который в 2012 году попал в Раду по мажоритарному округу, чтобы использовать парламентскую трибуну для PR-а себя самого и своей политической силы) может дать плоды в будущем. И спустя два года такая стратегия дала результат, так что ПС может еще развиваться.
Гражданская позиция – результат поясняется депрессивной, унылой и пессимистичной позицией лидера, Анатолия Гриценко.
Вливание молодой крови ДемАльянса не смогло кардинально улучшить ситуацию ГП осталась партией Гриценко, вся агитация была основано на его образе. Избиратель, который искал «альтернативу», ушел либо к более оптимистичным (Самопомич, НФ) силам.
Кроме того, оргстуктура у ГП не лучше РПЛ. Объединение с ДА мало что к этому прибавило. Позиции в штабах и комиссиях, в результате, были заняты милыми юношами и девушками, а не опытными орговиками.
Сильная Украина – стратегия СУ была противоположна стратегии ОБ. В центре рекламной кампании, как и 2010 году, как и в весенних выборах, оказался лидер партии. Однако, в отличие от предыдущих периодов, ОБ была чрезвычайно острой и грязной. В результате крепкая команда посредственных политиков в ОБ победила яркого лидера без команды. Ситуация сравнима с НФ, хоть и иная. «Фронт Змин» существовал как реальная партия примерно 2-3 года, там был свой актив и свои лидеры. После объединения, эти люди остались верны Яценюку. После раскола они массово, почти полностью перешли к нему, захватив немало старых батькитвщиновцев.
СУ как партия практически не состоялась в свое первое пришествие, полностью растворившись в ПР в период 2010-2012. А после весеннего раскола в СУ вернулись не все. Причем, далеко не лучше кадры. В результате СУ оказалась медийным феноменом, сродни РПЛ. А будучи таковым, стала уязвимой для медийных атак конкурентов (КПУ, ОБ) и провластных оппонентов.
К тому же, партия, в отличие от ОБ, не имеет в своем составе крупных работодателей, локальных лидеров мнений, способных личным авторитетом победить поток контрагитации.
КПУ – на ее рейтинге наиболее существенно отразилось неголосование жителей АРК и половины Донбасса, а также крайне низкая явка по югу и востоку. Кроме того, очевидно, что КПУ утратила спонсоров, ФПГ внутри Украины, и в России. Кампания была крайне скромной, доступ в медиа перекрыт полностью.
«Свобода» – результат Свободы поясняется оттоком не-националистического электората. Ведь в 2012-м к базовым 3% этнических националистов прибавились еще 7% людей, которые искали новые, решительные лица. Но, превратившись в нормальную парламентскую партию, погрязнув в коррупции, ВОС их оттолкнула.
К тому же, в нише радикальных ястребов сейчас людно как никогда. В войне с Россией ВОС проявила себя сугубо вербально. А реальные популярные военные фигуры пошли в БПП, НФ, Смопомич и Батькивщину. Сторонники радикально популизма отошли к Ляшку еще весной. Т.е.. ВОС вернулось к тому, с чего начинала – ультранационалистическому географически локализированному электорату.
- 2. Прогнозы
Вариант 1. Коалиция – БПП, НФ, Самопомич, скорее всего – Батькивщина + мажоритарщки.
Острой арифметической необходимости брать во власть РПЛ пока нет. С другой стороны, Порошенко заинтересован в силе Фирташа-Левочкина чтобы хоть как-то уравновесить беспрецедентно выросшее влияние И.Коломойского (НФ и Самопомич).
- a. Вероятные кандидаты в премьеры – победа НФ, пусть даже с минимальным перевесом свяжет руки Порошенко. Другого выхода, кроме того, чтобы оставить Яценюка премьером у него попросту нет. К тому же, гигантские амбиции Яценюка не позволят ему согласиться ни на какой другой пост. На другой пост не согласятся и его спонсоры (Коломойский), и его команда.
В отличие от ситуация начла кампании, когда прогнозировался результат 35% БПП и 5-6% НФ, теперь шансы Гройсмана микроскопические.
Шанс сформировать коалицию БПП+РПЛ+Самопомич+мажоритарщики труден арифметически. Кроме того, он грозит настолько большим внутренним кризисом, что конфликт «люби друзи»-Тимошенко образца 2005 года покажется за счастье.
- b. Кабмин
Силовой блок не изменится.
Из экономического блока (МинАПК, МинЭко) будут изгнаны свободоцы и заменены Самопомощью. Битва за самое богатое министерство (инфраструктуры) будет острой, т.к. Бурбак откровенно непрофессионален, Укрзаизныцю сотрясают коррупционные скандалы, Администрацией морпортов руководит случайный человек.
Крайне вероятно, что именно за это министерство будет активнее всего бороться Самопомощь и стоящие за ней спонсоры, в особенности – Василий Хмельницкий (уже руководивший ведомством через своих людей). Минэкологии с высокой вероятностью отойдет И.Коломойскому, не важно – по квоте НФ или Самопомощи.
Очень сильной будет битва за НБУ. Результаты Гонтаревой на посту провальны. Каждая крупная ФПГ в стране заинтересована в своем человеке на этом посту. А Приват – больше всех. Но выпустить этот пост П.Порошенко из своих рук вряд ли пожелает, ибо его экономическая власть после этого будет существенно ослаблена.
- c. Губернаторский состав.
С одной стороны, губернаторы сделали максимум возможно для прохождения мажоритарщиков от БПП. В тех областях, где блок провалился (Луганск, Донецк, Харьков) у президента все равно лучших вариантов нет.
С другой стороны, партнеры по коалиции могут выставить свои требования по губернаторам, особенно Батькивщитна и НФ. Самопомощь (Хмельницкий) может потребовать Киевскую область. Вероятен отход Запорожской области Коломойскому (не важно, по чьей квоте).
- d. Экономическая политика.
Продолжиться нынешний курс – медленное осуществление договоренностей о евроассоциации, ориентация на внешние кредиты, увеличение импорта и экспорта с ЕС.
Если скромный результат БПП отрезвит президента, то идею получить большинство в местных советах он оставит. И выборы весной объявлены не будут.
Что, свою очередь, позволит продлить полностью антисоциальную политику – вырастут тарифы ЖКХ, будет свернуто уменьшение налогов, индексация зарплат и соцвыплат проводится не будет, процесс девальвации национальной валюты ускорится.
Если же весной выборы все же будут объявлены, то эта политика начнется после них.
- e. Внешняя политика останется неизменной. Курс будет настолько прозападным, насколько это позволит сам запад. Т.е., ускорение ассоциации с ЕС без перспективы членства. Углубление сотрудничества с НАТО без перспективы членства.
Внутренняя политика
Выборы показали углубление раскола. Формально проукраинские кандидаты и силы зашли дальше на восток.
Однако, если мы посмотрим на явку на выборах, то картина приобретет несколько иной оттенок. Ведь явка на востоке и юге Украины была самой низкой в истории. Это снижает легитимность выборов в глазах местного электората. По мере углубления экономического кризиса в стране, отторжение будет расти и радикализировать население юга и востока при активной поддержке России.
Ставка Порошенко на региональную элиту юго-восточных областей шаткая, поскольку она напрямую связана со слабостями всех сторон. Президент не имеет достаточно ресурсов, чтобы заставить всех сразу. А также не имеет ресурсов чтобы всех подкупить.
Так что ситуация, в случае углубления социально-экономического кризиса, там может стать крайне тревожной.