Максим Нечипоренко
Пенсионное обеспечение одно из базовых социальных прав наемных работников. Изначально постаревшим чиновникам платили определенное жалование, когда они выходили в отставку. К социально страхованию это отношения не имело. Нынешняя пенсия продукт нового времени и была завоевана профессиональными союзами и рабочими организация на рубеже 19го-20го веков.
Родиной пенсии в современном смысле считается Германия, благодаря быстро растущему рабочему движению и реформам «железного канцлера» Отто Бисмарка, который пытался лишить социал-демократию козырных карт в ее политической игре, появилась первая полномасштабная пенсионная система. Государство предпочло само реализовывать выполнимые и полезные обществу инициативы, а не провоцировать своим бездействием стачечную борьбу.
Реформа вводилась постепенно, предусматривая сначала финансовую поддержку больных и получивших увечья (в 1883-1884 годах), а затем уже всеобщее пенсионное обеспечение (с 1889 года). Позже ввели у себя эти выплаты Великобритания, Франция и советская Россия. США создали подобную систему значительно позже, только в 1935 году, после подписания Рузвельтом Акта социальной защиты.
Украина унаследовала советскую форму пенсионного обеспечения – солидарную. Из фонда заработной платы каждого работника во время всей его трудовой деятельности регулярно отчисляется определенный процент в пенсионный фонд (ПФ). После выхода на пенсию такой человек получает регулярные выплаты из ПФ в виде пенсии. Таким образом, каждый работник, оплачивает жизнь существующих пенсионеров, обеспечивая себе право иметь пенсионные выплаты в будущем. Но со временем в этой продуманной и логичной схеме появились проблемы, влияние которых ощущается все сильнее.
Всеобщий рост относительного благосостояния населения в советское время привел к серьезным демографическим сдвигам. Количество пожилого населения начало увеличиваться, а молодежь рожать стала меньше и реже. Тенденция имеет место и сейчас. Реставрация классического капитализма только усугубила проблему. Заводить детей стало очень дорого. Это привело к тому, что работников обеспечивающих поступления в ПФ становится нас настолько мало, что они не могут удовлетворить потребности находящихся на «заслуженном отдыхе».
Первый серьезный глобальный кризис, который «накрыл» Украину с момента обретения независимости, нанес сокрушительный удар по всей системе пенсионного обеспечения. Дефицит ПФ в 2009 году прогнозируется в размере 10,4 млрд. грн. По прогнозу ПФ, его ожидаемое значение в 2009 году составляет 304,8 млрд. грн. Но бюджет ПФ построен на завышенных показателях фонда оплаты труда. Реальная величина пенсионных отчислений в 2009 году еще меньше и составит 276 млрд. грн., то есть меньше ожидаемого ПФ значения. «Дефицит Пенсионного фонда за счет ошибочно спрогнозированной доходной его части составит 10,4 млрд. грн.», – сказал Александр Шлапак, первый замглавы Секретариата Президента Украины.
Серьезную обеспокоеность увеличением бюджетных заимствований для покрытия дефицита ПФ, при этом часть долга в конце года может быть списана, как это произошло в конце 2008 года, когда Рада предусмотрела в госбюджете-2009 списание непогашенного бюджетного долга за 2008 год в размере 4,7 млрд. грн. Также Шлапак отметил, что увеличивается размер задолженности предприятий, которые выплачивают зарплату без уплаты страховых взносов – в 2008 году она составляла 73 млн. грн., в 1-м квартале 2009 – 106,5 млн. грн.
Массовые увольнения. Экономической активность «уходит в тень», а следом за ней и туда же «отправляется» фонд оплаты труда. Это приводит к еще большему сокращению отчислений в ПФ. Чиновники не учли, что в условиях кризиса продолжается тенденция сокращения численности штатных работников и не предусматривается существенного повышения зарплаты в течение 2009 года. В условиях хорошо забытых старых «новых» капиталистических отношений места солидарной пенсионной системе не оказалось.
Украина находится в зависимости от международных финансовых институтов, потому такие организации как МВФ также озаботились увеличением расходов и дефицитом Пенсионного фонда. Администрация МВФ подчеркивает, что доходы самого ПФ не могут профинансировать его расходы, а дефицит покрывается за счет бюджетных средств. Удивительно, что же так расстроило МВФ, который никогда не беспокоится об основоной массе людей? Ведь «рыночные фундаменталисты» склонны рассматривать массу исключительно, как «рабочую силу», не больше.
«Обеспокоенность» МВФ вызывает увеличение средней пенсии в Украине за последние 3 года на 140%, что значительно превышает показатель, как роста инфляции за этот период, так и роста производительности труда. МВФ рекомендует украинским властям не допускать дальнейшего разбалансирования бюджета ПФ, принимать меры по увеличению доходов и сокращению расходов фонда. Вот и весь секрет. Рецепт МВФ очень прост, если наполнение ПФ терпит неудачу, то нужно сокращать пенсии, а не контролировать пенсионные отчисления с фонда заработной платы и бороться с сокрытием доходов предприятий. Ведь это же частная собственность.
В Украине уже давно поговаривают о пенсионной реформе. Как оказалось ее «реформирование» будет тесно связанно с финансовой системой, устойчивость которой оставляет желать лучшего. Законом «Об обязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрена трехуровневая система. Первый уровень – реформированная солидарная система, в которой ликвидируется ограничение максимального уровня пенсий.
Второй – обязательная накопительная система, в которой деньги будут использоваться для инвестиций, а полученный доход использоваться для осуществления им пенсионных выплат. И, наконец, третий уровень – негосударственное пенсионное обеспечение, предназначенное для тех, кто получает высокую зарплату и сможет без ущерба для семейного бюджета дополнительно накапливать на своих индивидуальных счетах какую-то часть заработка.
Страны, которые недавно провели пенсионную реформу, большую часть средств на начальном этапе инвестировали в государственные ценные бумаги, которые считаются наиболее надежными, хотя и менее доходными. Но такой сценарий имеет и недостатки. «В Польше, где пенсионная реформа была проведена в 1999 году, большой объем средств был инвестирован в государственные ценные бумаги. Таким образом, правительство, увеличив внутренний долг, просто переложило обязательство расчета по этим ценным бумагам на будущее поколение», – приводит пример Александр Ткач, руководитель департамента НПФ ИФГ «Сократ». Украинское законодательство позволяет инвестировать в государственные ЦБ половину всех средств. Второй уровень должен был бы заработать в этом году, когда должен был вступить в силу закон об обязательной накопительной системе. Но Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг считает маловероятным введение второго уровня пенсионной системы, который позволит персонифицировать пенсионные счета граждан. «Введение второго уровня от нас не зависит. Такое решение при дефиците Пенсионного фонда едва ли смогут принять. На несколько лет эта тема будет отложена», – сказал глава Госфинуслуг Виктор Суслов.
Непонятно, как воспринимать эту новость – положительно или отрицательно, но предлагаемая пенсионная система выглядит весьма рисково. Во-первых, для того чтоб она заработала, нужно в любом случае часть пенсионных взносов перевести в фонды второго уровня. Следовательно, гарантированная солидарной системой пенсия еще больше уменьшается. Но «реформаторы» надеются на то, что часть выведенных средств можно использовать более эффективно, путем инвестиций в ценные бумаги, причем сами операции подлежат обязательной страховке.
Как видим, на пенсионных отчислениях хотят заработать все: от государства до частного капитала. Но возникает вопрос, как будет работать эта пенсионная система во время финансово-экономических кризисов, периодически сотрясающих мировую экономику? В случае, когда финансовые пирамиды рушатся, а раздутые негосударственные пенсионные фонды летят в пропасть, обычный пенсионер будет получать лишь урезанную «солидарную» пенсию. На что-то более рассчитывать просто не приходится.