Право на труд, на социальное обеспечение и минимальную оплату труда, свобода собраний и ассоциаций, свободный доступ к труду. По мнению английского экономиста Мориса Добба (1900-1976 гг.), эти элементы следует пренепременно отразить в хартии прав человека, закладывающей фундамент нового общества. Эту идею он подробно развивает в опубликованном ниже тексте, ставшем ответом на опрос, который ЮНЕСКО провела в 1947 году с целью определения философских основ прав человека.
В наши дни, когда мы намного лучше, чем ранее, понимаем исторические корни экономических и социальных проблем, идея декларации прав, применимой ко всем временам и к любым обстоятельствам, выглядит слишком абстрактной для воплощения в жизнь.
Рассматривать проблемы, потребности, права и обязанности можно лишь с учетом конкретных социальных институтов и общественных связей, которые имеют тенденцию меняться с течением времени и, в условиях современного мира, преображаются на наших глазах.
Тем не менее, декларации прав, обобщающие в себе чаяния прогрессивных умов определенной эпохи, столкнувшихся с определенной ситуацией и определенным рядом проблем, могут быть и полезны: они указывают курс и задают идеал, к которому должны стремиться усилия по содействию социальному прогрессу.
Первым требованием нового общества, каким бы оно ни было, является обеспечение полной занятости. В наше время это очевидно, но так было далеко не всегда, и даже сегодня есть и те, кто с этим требованием не согласен, и те, кого устраивает цель, но не устраивают средства.
До недавнего времени безработица рассматривалась как неизбежное следствие того, что мы называем «либеральное общество», а то и вовсе как некий резерв рабочей силы, без которого капиталистическая экономика была бы лишена жизненно важного инструмента обеспечения гибкости и дисциплины. К слову сказать, Конституция СССР 1936 года ставила «право на труд», закрепленное в статье 118(link is external), на первое место среди «основных прав граждан».
Покончить с нищетой и лишениями
Во-вторых, необходимо обеспечить всем прожиточный минимум, достаточный для искоренения бедности и нищеты. Этот пункт включает в себя два аспекта. Прежде всего, это наличие всеобъемлющей системы социального обеспечения, гарантирующей защиту от потери дохода при утрате трудоспособности в результате факторов, от которых не застрахован ни один трудящийся: несчастных случаев, болезни и старости.
Затем следует гарантия элементарных условий труда, что подразумевает запрет на заключение договоров, не обеспечивающих минимальный установленный заработок. Речь здесь идет не только об устремлениях, но и о практической реализации, поскольку норма, определенная как минимальная – как «зарплата, обеспечивающая прожиточный минимум», – склонна меняться от поколения к поколению и варьироваться в зависимости от уровня социального и исторического развития в различных регионах мира.
В очень многих регионах ни одна желаемая минимальная норма на сегодняшний день не достижима (даже при условии радикального изменения распределения дохода) по причине низкого уровня производительности одного часа труда.
В данном случае практическая реализация этого «права» требует предварительно запланированного развития соответствующих регионов – то есть развития, не пущенного на самотек, а планомерно осуществляемого на обширной территории под руководством государственных органов и, по возможности, при внешней финансовой поддержке, при условии, что та не будет сопровождаться нежелательными политическими требованиями.
Гарантировать права и свободы для всех
В-третьих, необходимо гарантировать свободу собраний и ассоциаций всем трудящимся без исключения. Свобода ассоциаций должна, кроме того, быть достигнута путем обеспечения всем представительным ассоциациям трудящихся права ведения переговоров по условиям найма и права представительства в органах, отвечающих за контроль условий труда.
Очевидно, что рассматривать рабочую силу (как это продолжается до сих пор) лишь как фактор производства, не обладающий правом высказать свое мнение по поводу ориентации промышленной политики, противоречит достоинству человека.
В-четвертых, необходимо, чтобы доступ к труду и средствам существования не был ограничен по каким бы то ни было расовым или конфессиональным признакам, по убеждениям или по принадлежности к какому-либо законному объединению.
Препятствовать образованию частных монополий
Можно справедливо отметить, что нахождение средств производства (включая землю) в индивидуальной частной собственности в таких масштабах, при которых независимый доступ к ним значительной доли сообщества становится невозможным, представляет собой нарушение экономических прав человека в полном смысле этого слова.
Когда собственность на землю и производственное оборудование сосредоточена в руках одного класса, оставшейся части сообщества, чтобы обеспечить себя средствами к существованию, ничего не остается, кроме как наняться к нему на службу. Эта ситуация по факту создает существенное неравенство в правах и в большой степени лишает класс несобственников части их свободы.
Такая интерпретация прав человека, безусловно, не совместима с капитализмом как экономической системой. В несколько измененной форме, тем не менее, она могла бы использоваться с целью предотвращения появления частных монополий, которые владеют целыми секторами экономики и контролируют производство и продажу товаров первой необходимости, сырья и основных производственных материалов, что позволяет им диктовать свои условия частным потребителям и иным производителям.
Источник: IR