Наблюдательный совет по транснациональным компаниям и некоммерческая организация «Друзья земли» выпустили доклад, в котором анализируют программу ограничения и прозрачности лоббирования.
Французские неправительственные организации опубликовали доклад, анализирующий механизм лоббирования интересов частного бизнеса через государственные структуры в ситуации пандемии. Выделяется два основных направления лоббизма: снижение социальной и экологической нагрузки на корпорации и получение государственной помощи без каких-либо обязательств. Наблюдательный совет по транснациональным компаниям и некоммерческая организация «Друзья земли» выпустили доклад, в котором анализируют программу ограничения и прозрачности лоббирования. Эпидемия лобби, свирепствующая с начала пандемии коронавируса, является ли она симптомом неисправности механизма прозрачности принятия решений?
Этот вопрос поднимается в докладе, опубликованном 3 июня Наблюдательным советом по транснациональным компаниям и некоммерческой организацией «Друзья земли». Две неправительственные организации (НПО) детально разобрались, каким образом частному сектору удалось извлечь выгоду из чрезвычайной ситуации и протолкнуть правительствам собственные интересы с помощью механизмов лоббирования, на которое режим изоляции не распространяется. НПО объясняют, что в период действия чрезвычайного положения частный сектор преследовал две цели. С одной стороны, ему нужно было добиться «переноса, приостановки, снижения или отмены социальных и экологических взносов».
А с другой, «получить прямую государственную помощь, выделенную правительствами в рамках программ спасения и восстановления экономики», без каких-либо экономических, социальных или экологических обязательств. Доклад упоминает, в числе прочих, «Vallourec», нефтяную группу, занимающуюся добычей сланцевого газа, а также углеводородов в глубоководных районах. В апреле государство через BPI France (Инвестиционный банк Франции) увеличило капитал группы «не поставив ей никаких условий по защите окружающей среды», указывают НПО.
Авиационный и автомобильный секторы получили не менее щедрую поддержку. Как сообщается в докладе: государственная помощь группам «Air France» и «Renault» составила 7 и 5 миллиардов, без каких-либо возвратных обязательств со стороны компаний. Более того, последняя даже решила объявить о грядущей ликвидации 4 500 рабочих мест. Но это единственная их победа и не единственная цель. «С конца марта 2020 года, – говорится в докладе, – лоббисты автомобильной промышленности написали в Европейскую комиссию, чтобы та признала Covid-19 причиной срыва их планов, направленных на «приведение производств в соответствие с европейскими законами и нормами в установленный срок».
В то же время «Автомобильная платформа», французское лобби автомобильного сектора, возглавляемое бывшим министром Люком Шателем, «официально попросило у правительства «паузу» во внедрении новых европейских норм выброса углеводородов для автомобилей». Авиакомпании тоже не остались в стороне, они, в свою очередь, попросили «смягчения норм токсичных выбросов и приостановления взимания всех «зелёных» налогов, применяемых к авиационному сектору или предложенных «Новым зелёным курсом»». То есть, они хотят отказаться от принятого Европой «зелёного» экономического плана. На «Зелёный курс» ополчился и агробизнес, который в начале апреля запросил перенести сроки той части программы, которая касается сельского хозяйства.
Всё это, по мнению НПО, ставит под вопрос о границах эффективности принятой в Европе программы прозрачности и о применении французского антикоррупционного закона «Sapin 2». Закон «не обязует фирмы сообщать о своих расходах и деятельности (лоббистской) до наступления следующего года», уточняет доклад. «Представители интересов компаний должны сообщать только о тех встречах с политическими лицами, которые были назначены по их инициативе, и нет никаких требований сообщать о содержании разговора».
К этому добавляется ещё одна важная проблема. «Механизм ограничения и прозрачности лоббирования систематически недооценивает важность неформальных контактов и отношений (между политиками и частными структурами)», – указывают НПО. Эти неформальные отношения часто возникают из-за общения на профессиональной основе. Правда, сейчас эти «личные отношения стали единственным путём доступа к руководству», и этот путь закрыт для некоммерческих организаций и профсоюзов.
Автор: Мари-Ноэль Бертран
Источник: L’Humanite’