Анатолий МАКСИМОВ, международный обозреватель, для Delo.ua
За последние 11 лет мир накладывал на КНДР множество санкций. Последний кризис на Корейском полуострове вынудил ООН и США утвердить самые суровые ограничительные меры, включая запрет на экспорт некоторых северокорейских товаров и попытку снизить доходную часть бюджета республики.
На Северную Корею девять раз накладывали санкции за ядерные испытания и ракетные запуски. Но даже многократно наложенные санкции не остановили ракетно-ядерную программу КНДР — только в последнее время режим провел несколько опасных ракетных запусков и шестой, самый мощный, ядерный тест на полигоне Пунгери.
На содержание армии и связанных с ней индустрий в Северной Корее тратится львиная доля скромного бюджета, так что эти отрасли пострадают в последнюю очередь. Но прежде чем мы дойдем до последствий санкций, необходимо понять, что собой представляла КНДР до их введения.
Экономика КНДР до санкций
Сначала нужно оценить экономическое состояние страны в последнее время. Уже известно, что период 2016-2017 гг. стал чуть ли не самым экономически успешным за 17 лет. Драйверами стали горнодобывающая отрасль и текстильная промышленность. КНДР добывает много угля, который до последних ограничений шел на экспорт в Китай.
“КНДР может пережить другие санкции, но уголь критичен для экономики и его тяжело перевозить нелегально”, — пояснил Ким Сук Чжин из государственного Института Национального Объединения.
В Северной Корее подумывают об увеличении добычи антрацита как альтернативы “забаненному” углю.
В целом экспорт вырос на 4,6%, самый высокий прыжок с 2013 года, когда он составил 11,8%. Общий объем торговли в 2015 году упал с $7,61 млрд до $6,25 млрд, завершив таким образом период непрерывного 16-летнего роста. Причины? Южная Корея подозревает уменьшение спроса на северокорейский уголь со стороны Китая еще до бана на его экспорт из КНДР.
“Северная Корея стала свидетелем судьбы любой страны, […] которая непропорционально зависит только от одной или двух основных экспортных позиций”, — пишет авторитетное издание 38North.
Валовый доход на одну персону составлял полтора миллиона местных вон или $1,342. В этом аспекте, конечно, Северу не тягаться с Югом — эта сумма составляет менее 5% от дохода обычного южанина. Общий валовый продукт в 2016 году по сравнению с южными “собратьями” выглядит, как капля в море, — $28,50 млрд против более чем одного триллиона.
Программы вооружений и ядерные тесты помогли в теории расти экономике, поскольку требовали производства различных компонентов. Кроме этого, КНДР отмывала валюту через несколько китайских банков. После этого, она возвращалась в бюджет страны.
Доклад премьер-министра КНДР на последней парламентской сессии позволил узнать, что официально для части населения жизнь немного улучшилась. Например, появились магазины мобильных телефонов и ноутбуков для элиты в Пхеньяне.
Правда, в последнее время Китай сам накладывает на Север серьезные санкции. Буквально сегодня, 28 сентября, Министерство торговли Китая издало приказ всем северокорейским фирмам, работающим на территории КНР, закрыться в течении 120 дней. Решение касается и совместных предприятий, даже на территории третьих стран. Это может серьезно ударить по экономике страны, 90% торговли которой приходится на соседний Китай.
Какие отрасли пострадают сильнее всего?
Последние санкции ударили, среди прочих, по текстильной отрасли. Произведенную одежду КНДР сбывала в Китай, но некоторое время назад Поднебесная, исполняя данное ранее обещание по санкциям Совбеза ООН, прекратила экспорт северокорейского текстиля. Множество занятых в этой индустрии женщин могут лишиться рабочего места. Речь идет в первую очередь о швеях, которые работают как дома, так и на совместных с КНР предприятиях на территории Китая. Это фактически первые санкции, направленные на народ Северной Кореи, в отличие от предыдущих, направленных, главным образом, на элиту и их счета.
“В этой индустрии заняты десятки тысяч граждан и 98% из них — женщины. Это окажет большое влияние на демографию”, — уверен Андрай Абрамян из Центра корейских исследований при университете Калифорнии в Беркли.
В целом от такой меры бюджет КНДР потеряет до $800 млн. Санкции обрывают более 90% экспортных поставок из КНДР, уточнила посол США в ООН Никки Хейли. Немногие компании рискуют иметь бизнес с режимом Ким Чен Ына. Но один из консультантов, который помогает компаниям заходить на его рынок, отмечал риск исчезновения ценного ручного труда, благодаря чему северокорейская одежда имела хорошее качество. В Северной Корее, рассказал он на конференции в Сеуле, делали даже платья для некоторых европейских брендов!
“Это важно, потому что производство одежды — единственная нересурсная отрасль экономики, которая действительно показывала рост”, — подчеркнул Маркус Ноланд из Института международной экономики Петерсона.
Вырастут ли цены на топливо?
С работой предприятий тесно связана и тема топлива. Совбез ООН не поддержал полноценное нефтяное эмбарго в отношении Севера, но установил ограничение на поставки нефтепродуктов. И снова Китай играет важную роль в этом процессе. Объявление Пекина о частичной остановке поставок привело к резкому повышению цен, например, на дизтопливо в Пхеньяне. Кроме этого, КНР начала активнее бороться с контрабандистами, поставляющими топливо в КНДР.
“Тяжелая индустрия и производство в КНДР серьезно пострадают, если Китай продолжит ограничивать поставки топлива”, — признал Лим Су Гу, глава исследований в Институте международной экономической политики в Корее.
По информации Reuters, на начало сентября этого года литр бензина стоил в столице и северных провинциях около $2,51. Цена за литр дизеля достигла отметки в $2,10. Обычные жители опасаются, что автоперевозки могут исчезнуть, как и появившийся не так давно частный извоз. Мотоциклы, как передали жители города изданию Daily NK, уже исчезли с улиц, а автомобильный траффик — снизился наполовину.
“Некоторые водители обеспокоены, так как рост цен на топливо может лишить их возможности зарабатывать на перевозках людей и товаров”, — добавили собеседники издания.
Вырастут ли цены на продукты питания
Еще до введения санкций ситуация с урожаями в КНДР была неутешительной. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН объявила в июле этого года о сильнейшей за 16 лет засухе в КНДР.
Описанная выше ситуация уже привела осенью к значительному росту цен на продукты питания. Например, кукуруза подорожала на целых 42% с августа и продается по 18 тыс. местных вон ($2) за килограмм. Стоимость килограмма риса поднялась выше 6 тысяч местных вон ($0,7). Повышение цен в период сбора урожая — верный признак ухудшения экономического состояния страны. Можно не сомневаться, что это вызвано действием санкций. Премьер-министр уже пообещал увеличить производство более качественных продуктов, таких как мясо, молоко, фрукты, грибы и овощи.
Кстати, рынки в КНДР — сосредоточение угроз, взяток и коррупции и большей частью остаются в теневом секторе экономики.
Помогает ли Россия обходить санкции Северной Корее?
Есть предположение, что да. РФ активно использует сеть контрабандистов для передачи в КНДР нефти и других жизненно необходимых товаров. Ранее, таким образом в страну ввозились оборудование (включая первый в истории КНДР ядерный реактор в 1950-х гг.), руды (пока КНДР не могла добывать их сама) и предметы роскоши.
“Официальные документы и интервью указывают на рост грузооборота танкеров этой весной между северокорейскими портами и Владивостоком”, — пишет The Washington Post.
“Поскольку китайцы прекращают поставки нефти и газа, мы видим, как [КНДР] обращается к России”, — сказал WP высокопоставленный чиновник с подробным знанием операций по контрабанде.
В любом подобном случае, режим КНДР просто пытается достать необходимый товар в другом месте, подчеркнул чиновник. Такая незаконная деятельность ведется через подставные компании, зарегистрированные, например, в Сингапуре, Гонконге или Макао. Они работают на отмывание средств для Кимов и как посредники в “нефтяных сделках”.
Россия будет поддерживать на плаву режим в Пхеньяне, помогая в нужный момент дальше сопротивляться международному давлению, убеждены аналитики. Косвенно подтверждает такое видение и президент России Владимир Путин. Он убежден, что “не стоит загонять КНДР в тупик”, когда ответом будет возможное использование ядерного оружия со стороны Северной Кореи.