Киев, 19 февраля 2016 года (НІГІЛІСТ). Вот уже месяц украинские СМИ обсуждают проблему 18 пункта заключительных положений Конституции, то есть говорят об «особом статусе» ОРДиЛО в Украине. В эфире звучат термины «федерализация» и «договорная автономия».
Украинская власть вроде бы объективно не заинтересована в предоставлении особых полномочий «ЛНР» и «ДНР». И дело не в особой воинственности власть предержащих, как кажется «пацифистам» на содержании Кремля или его союзникам политика-популистам из ЕС. Во всех регионах Украины сторонники унитарного устройства составляют большинство. Согласно опросу группы «Рейтинг» (обнародован 13 января) такой точки зрения придерживается уже более половины жителей подконтрольной властям частей Донецкой и Луганской областей. А еще 13% за такой же унитарный характер Украины, но уже без Крыма. Почти две трети. Федерализм поддерживает 14% и разделение на несколько государств – 7%.
По данным опроса того же «Рейтинга» в марте 2014 45% опрошенных жителей этих областей поддерживали федерализацию, а 26% были сторонниками унитарного государства.
Если верить опросам, социальная база сепаратизма тает. При этом сегодня деятельность центральных органов власти воспринимается все так же негативно, как и в 2014. То есть популярность Президента, Кабмина и Верховной Рады там еще ниже, чем довольно невысокий средний рейтинг этих институтов по всей стране. Самыми популярными в регионе являются миллиардер Ахметов и старый регионал Бойко. Впрочем, и этих деятелей ненавидит больше народу, чем любит.
Таким образом, мы видим, что любое расширение полномочий властей ОРДиЛО и признание их автономного статуса будет воспринято негативно даже на Донбассе.
Поэтому целью украинских властей может быть только слом российских марионеточным государств «ЛНР»/«ДНР».
Впрочем, военным путем разгромить армии «гибридной Новороссии» просто невозможно. Для этого Украина должна перестроить свою армию. Превратить ее из ополчения с небольшой добавкой профи в преимущественно профессиональную и оснащенную достаточным количеством бронетехники для наступления армию. И она должна быть способна наступать, например, до Калуги и Волгограда. Потому что РФ никогда не согласится с разгромом войск своих колониальных владений на Востоке Украины и только разгром войск России в Европе может гарантировать ликвидацию ОРДиЛО.
При нынешнем положении Украины это ненаучная фантастика. Соответственно, Порошенко предпочитает вести борьбу против РФ на истощение. Не потому что «зрада», а по совершенно объективным причинам.
Сейчас сложилась довольно удачная ситуация. Уже известно, что в госбюджет России заложены нереалистические параметры. Дефицит придется гасить. Для этого потребуется либо сокращать резервы, либо печатать рубли, либо брать в долг, либо все это сразу. Для того, чтоб государство и госкомпании могли пользоваться кредитами ЕС, нужно прекращать весь этот затянувшийся маразм. Невыполнение «Минска-2» ведет к сохранению санкций.
Впрочем, у России, правой оппозиции, Ахметова, ЕС и США свои интересы. Каждый из них видит ситуацию по-своему. И каждый проталкивает свое видение ситуации.
Битвы патриотов
Продолжающаяся «грызня» НФ и БПП делает позицию Украины по предоставлению «особого статуса» ОРДиЛО предельно запутанной и неизъяснимо прекрасной. Никто не может сказать, какова будет позиция Киева не только послезавтра или завтра, но и сегодня.
Яценюк примеряет на себя шутовской колпак полувождя патриотической полуоппозиции и требует «провести референдум», публично пикируясь с Порошенко. А все потому, что сегодня легальными методами можно добиться большего результата, чем насилием, ресурс которого исчерпан. Дело Мужчиля-«Лесника» и августовские события перед Радой показали, что партизанская силовая конфронтация со стороны правых обречена.
«Путч добровольцев» под руководством Коломойского тоже не имеет перспектив, так как Игорь Валериевич снова за границей и ему не до Украины. Великий «полководец» Корбан слит. Последним силовым ресурсом правых остается Аваков. Персонаж, не пользующийся авторитетом и любовью ни у либералов, ни у правых, но имеющий, по намекам госпожи Билозерской из ПС, определенные договоренности с правыми. Именно так стоит воспринимать ее отповедь сторонникам мести за Билого и «Лесника» из числа «движекормильщиков»:
«Коли ви “залітаєте” – то за п’яну їзду з гранатою, то за черговий “революційний” віджим, і вас відпускають – ви ж чудово знаєте, як вас відпустили. Знаєте, що ніхто не брав штурмом суд чи райвідділ і не відрізав вуха родичам прокурорів. Максимум – помітингували трошки, але коли цього було достатньо для звільнення?»
Взаимодействие «движекормильщиков» (патриотических рэкетиров), и «силового блока» является тайной только для подписчиков патриотических пабликов в фейсбуке.
Кроме того, «Новое Время» не так давно опубликовало расследование о бизнесе и связях Арсена Авакова. Очень поучительное чтиво. В статье рассказано об уникальной способности главы МВД приумножать семейные ценности (в долларовом и гривневом исчислении) в тяжелое военное время.
Попутно в статье поминается также и полк «Азов»:
«Кроме того, сам Аваков обзавелся серьезной группой вооруженной поддержки — с его помощью при МВД создали батальон Азов, впоследствии ставший полком. Этим подразделением руководит еще один харьковчанин — депутат-мажоритарщик Андрей Билецкий. Азову повезло не только стать единственным подразделением подобного рода при МВД. Тренировочный лагерь полка, например, находится на территории экскаваторного завода Атек в Киеве. При этом собственники предприятия считают его размещение там незаконным.
Андрей Семидидько, глава Антирейдерского союза предпринимателей, добавляет: «Я слышал, что до $1 млн за крышевание игорного бизнеса отправлялось на финансирование полка Азов». Впрочем, более детальной информации у него нет.
Просьбу о комментарии по поводу Азова глава МВД тоже проигнорировал».
Аваков может попробовать «фрондировать» вместе с «Азовом», но если учесть факт переподчинения всей Национальной Гвардии Порошенко и наличия под его рукой армии и заведомо «сдержанной» реакции США на предыдущую попытку путча Коломойского год назад, то шансы фейсбук-министра выглядят как-то бледно.
То есть криминальная «революция» под флагом «настоящей фашистской хунты» пока что откладывается.
Стороны будут вести долгую позиционную возню до полной взаимной аннигиляции правых и БПП, после чего их нишу унаследуют «Самопомич» со «Свободой» и гипотетическая «партия Саакашвили» – с другой стороны майданного спектра.
То есть в ближайшее время решение выполнять или не выполнять «Минск», при сохранении такого расклада, принято не будет.
Российский расклад
Рассматривать позицию руководства «ДНР» или «ЛНР» отдельно от позиции Москвы не приходится. Марионеточное государство не является ругательством. Это просто такой тип власти. Обычно такая политическая система создается в условиях оккупации и отражает интересы страны-сюзерена. Как, например, русская «Локотская республика» во время Второй Мировой не была суверенной страной, а методом организовать оккупацию с минимумом затрат для немцев.
Россия заинтересована в том, чтоб сохранить завоеванное если не юридически, то хотя бы фактически. Признанные всем миром (и Украиной в первую очередь) выборы на оккупированных территориях зафиксируют контроль за ОРДиЛО в руках ставленников Кремля. Мы все понимаем относительность и ограниченность демократических парламентских процедур, но ни о каком даже эфемерном «свободном выборе» на территории ОРДиЛО не может быть и речи. Там и в мирное время никогда не было формальной демократии. Регионалы «нагибали» народ, и он после этого радостно голосовал за «своих ребят». Откуда возьмутся буржуазная демократия, свободы и права человека при военном положении и российском военно-репрессивном присутствии? «Русская весна» была как раз направлена против этих чуждых традиционной российской политической культуре ценностей.
Была ли возможность избежать крови и войны? Да. Такая ситуация была уже дважды. Первый раз можно было просто отменить референдум 11 мая 2014 года. Это «волеизъявление» было прямым объявлением войны всей остальной Украине. После 25 мая в стране был бы избран Президент и он мог на пике своей популярности пойти на уступки Донбассу в обмен на прекращение войны. Все мы прекрасно помним «универсалы едности» и прочие традиционные для Украины методы замирения между регионалами и «оранжевыми».
Так произошло бы и на этот раз, но контроль над ситуацией был утрачен. Разваливая государство, местные ФПГ не учли одного фактора. Буржуа имеют власть и гарантии неприкосновенности собственности только, если есть государство. Коломойский это понял, а Ахметову с Ефремовым для этого не хватило ума. Референдум проводился под прямым руководством российских «управляющих». Они плохо знали украинскую политику, психологию местных силовиков и населения. Российские силовики сами уверовали в свою же пропаганду о «бывшей Украине». Вместо восьми областей они получили «ошметки» двух, проблемы с международным сообществом. Недооценка противника привела к тому, что за это время Украина в значительной мере милитаризовала общество, государство и экономику. Теперь блицкрига не выйдет.
Второй раз можно было договориться после Минска-1. Но российским кураторам «ДНР» и «ЛНР» очень верилось в мятеж добробатов. Им было не до подписания мира, и они организовали «выборы» с раздачей овощей.
Если верить бывшему киевскому журналисту Александру Чаленко, который сейчас находится в идеологической обслуге Суркова, то РФ намерена получить автономию ОРДиЛО, которая даст возможность оккупированным территориям притворяться настоящими государствами. Также «договорная автономия» предполагает внешнеполитическую независимость. То есть Донецк и Луганск останутся под контролем РФ, но будут считаться «украинскими». Еще, по задумке российских геостратегов, было бы неплохо провести фактическую «финляндизацию» Украины, то есть оставить за оккупированным ошметком право влиять на внешнюю политику всей остальной страны.
Запад и хозяин Донбасса
Предложения РФ не так уж раздражают Запад, как хотелось бы украинским комментаторам-оптимистам. США и ЕС в конечном итоге сковырнут Путина. Но для этого им на данном этапе нужна жертва. Не «сакральная», о которой так любят рассуждать в Москве, а шахматная. Украина.
Обмен Украины на разморозку отношений даст возможность играть с РФ более длинную и успешную партию. Так, возможно, им кажется. Со временем они смягчат Кремль, и жизнь наладится. Украина не столь уж большая цена за мир во всем мире.
Федерализация Украины никогда не казалась истеблишменту США чем-то неприемлемым. И это еще не предел «зрады». Збигнев Бжезинский, например, летом 2015 высказался за примирение по «финскому образцу». Американские чиновники не видят ничего плохого в «федерализации», которую в Украине понимают как регионализацию и предоставление больших прав и возможностей для местных бюрократических элит. Они двумя руками «за». Особенно если это перестанет вредить мировой торговле.
Европейские фонды активно занимаются деэскалацией конфликта, борьбой с языком ненависти в СМИ, мир, дружбу, шоколадку, но только на территории Украины. Понятно, что грантовые программы до РФ не дотягиваются. Там их деятельность ограничена. Таким образом, получается принуждение Украины к миру, но не путем давления, а путем перестройки ценностей. Это не сработает, конечно, но взять под это дело денег можно будет преизрядно. Собственно, это должно было бы помочь снизить военную мобилизацию украинцев, которая достаточно сильна для того, чтобы население поддержало масштабную оборонительную войну с РФ и повредило «делу мира». Одной из важнейших задач военной контрпропаганды является снижение агрессивности противника. Так что грантовые организации практически выполняют эту задачу вместо военных пропагандистов РФ. С другой стороны, конечно, если люди пребывают долгое время в «осажденной крепости», то это очень вредно и для психики граждан, и для их политической адекватности. Воспаленный патриотизм и военная пропаганда сильно травмируют любое общество. Так что пацифисты не просто жадные циники и «пораженцы». Им за людей и страну тоже сердце болит.
Мысль о «договорной автономии» и американской любви к федерализации Украины так воспламенила донецкого патриота Энрике Менендеса, что он прямым текстом рассказал, для кого нужно организовать автономию. И не в рамках ОРДиЛО, а на две области.
Он советует посмотреть на производственную цепочку предприятий Ахметова и присоединить к Большому Донбассу обе области. А то возить продукцию и сырье из «ДНР» в Украину через линию фронта или границу не очень удобно. Авдеевка и Мариуполь должны быть с Енакиево в одном образовании. Ахметов и Менендес верят (а, может, и нет), что это не приведет к нарушению принципа унитарности. Заметим, что даже Янукович не додумался до такого подарка Ринату Леонидовичу.
Итог
Попробуем спрогнозировать будущее. Обладающие субъектностью силы стремятся принудить Украину к выполнению «Минска», в варианте, который не сильно бы вредил РФ. Никто из западных стран не готов добивать Кремль, потому что они сами выстраивали архитектуру мировой безопасности, учитывая жандармскую роль империалистической России. Она нужна и важна Западу.
Если у Кремля не приключится очередной «черный лебедь», то Украину додавят. Граница на карте и граница в реальности будут отличаться. Мира, скорее всего, не будет еще много лет. Потому что западное «стремление к миру» не имеет ничего общего с задачами РФ, которая будет раскачивать ситуацию в Украине и Европе, используя украинских и европейских популистов.
Партия «зрады» от Яценюка до Садового и от «Азова» до ПС только выиграет от поражения Украины, и если сейчас «хунты не будет», то через несколько лет сторонники реставрации криминально-бюрократического режима дожуют либералов. Тогда мы узнаем, что эти два года целью страны было не избавление от системной коррупции и смычки правоохранителей и бандитов, а замена «плохих» воров на воров национально-патриотических.
А что же будет с особым статусом ОРДиЛО? Он будет независимо от желания украинцев. И будет до того славного момента, когда Россия просто уйдет с оккупированных территорий или останется там навсегда, аннексировав Восточный Донбасс, потому что международное право только фиксирует реальное соотношение сил, записанное на бумаге. А если этот расклад перестает работать, то это будет «Будапештский меморандум», которым подотрутся все его подписанты через несколько лет.