Когда история эпидемии Covid будет написана (и я прошу прощения, но как ученый я обязана так думать!), речь не будет только о мерах властей, какая из стран (если таковая вообще имеется) действовала «правильно», и как были связаны друг с другом и чем вызваны различные формы социальных изменений..
Некоторые из будущих историков также займутся изучением языка, на котором нами обсуждалась эпидемия. Подобно тому, как историки сейчас внимательно анализируют, как люди в древности описывали и объясняли перенесенные ими заболевания (часто сравнивая их с наказанием богов), так и в XXV веке они будут смотреть на то, как мы говорили о болезни.
Кое-кто из лингвистов уже этим занимается. Они в основном сосредоточены на (иногда экстравагантных) метафорах. Вот британский премьер-министр использует образы из военного арсенала (трубите в горн, кавалерия на гребне холма, стрелы в колчане), а иногда и более причудливые (сплющить сомбреро).
Эпидемиолог Джонатан Ван-Там (которого обычные граждане лучше слушают) выбрал слова, которые больше связаны с повседневной жизнью (назначение пенальти, забить гол, прибытие поезда). Имеет ли значение этот язык? Есть ли толк от таких разговоров (переводящих язык «науки» в более привычные термины) или нет (предлагая вводящую в заблуждение модель взаимоотношений человечества с вирусом)?
Я бы предпочла некую середину. Мы ни на минуту не захотели бы оказаться в мире без метафор (они создают для нас связи между вещами, предоставляет новые шаблоны для понимания, меняет восприятие и т. д.). Но мне кажется, что в большинстве этих метафор присутствует коварное «очеловечивание» вируса, которое может искажать то, как мы должны с ним бороться.
Очевидно, что некоторые из формулировок, в которых обсуждается рак, по меньшей мере контрпродуктивны («война с раком», «она храбро сражалась, но…» как будто результаты каким-либо образом коррелировали с храбростью пациента). То же самое я бы сказал о «войне с террором» (может быть, с «террористами», но с «террором»?). Разве здесь не происходит что-то подобное?
Не надо мне говорить, что я не специалист по вирусам! Но я почти уверена, что обычный разговор о Covid-19, как если бы это был какой-то старый враг империи, обладающий волей и представлениям о «правилах» (дополнительное время и т. д.), зачастую контрпродуктивен – но такой тип разговора весьма распространен.
Сейча я пишу этот текст и слушаю радио, по которому куча представителей лейбористов утверждает (в надежде повлиять), что правительство потеряло «контроль» над вирусом. Я знаю, что они имеют в виду, но не уверена, что их слова попадают в цель или точно отражают то, что не так с нашими мерами в отношении Covid. Все это из традиционного лексикона «борьбы за власть».
Поэтому мне бы хотелось, чтобы люди, которые знают о вирусе больше, чем я, предложили бы более полезные способы для обсуждения эпидемии и о того, что мы должны с ней делать.
И, если задуматься, – и я не могу не задать этот вопрос себе, – что если все эти «кары богов», которые мы читаем у древних авторах об эпидемиях, тоже метафорой, которую мы две тысячи лет спустя понимаем буквально? «Бедные несчастные люди, они думали, что болезнь была послана богами». Просто подождите, пока кто-нибудь не напишет то же самое про нас!
Источник: TLS