Максим Нечипоренко
Утверждения бюджета не гарантирует счастливую жизнь в течении года. Взяв за основу малореальный сценарий роста экономики в 2009, правительство завысило доходы бюджета, и ввело дополнительные налоговые сборы, что не может не оказать негативного влияния в целом на его соблюдение. Как следствие, ожидаемый 15 февраля второй транш от МВФ в $1,87 млрд. Украина не увидела.
Около полумесяца украинские власти ведут переговоры с фондом о продолжении сотрудничества, однако не стоит думать, что МВФ может отвернуться от Украины. «Я уверен, что МВФ заинтересован в предоставлении кредитов любой стране. Поэтому компромисс будет найден», – считает советник министра экономики, экс-заместитель главы НБУ Сергей Яременко. Еще бы, как можно отказаться от возможности вогнать заемщика в долговую яму, а потом манипулировать им по своему усмотрению? А когда это не один человек, а целая страна с населением в не один десяток миллионов человек? Валютный фонд выставил ряд условий, которые тяжким бременем упадет на плечи рядовых граждан.
Одним из них является постепенное повышение пенсионного возраста в Украине. Предусматривается, что каждые полгода пенсионный возраст для обеих полов будет повышаться на 6 месяцев. До тех пор, пока пенсионный возраст не будет увеличен на 5 лет. По старому еще советскому закону возрастная черта, после достижения которой, гражданин Украины имеет право на гарантируемое государством пенсионное обеспечение, для женщин составляет 55 лет, а для мужчин – 60 лет. Но в стране, где средний возраст человека составляет 68,25 лет, такие изменения сулят резкое сокращение продолжительности «заслуженного отдыха». Более того, средний возраст в гендерном разделении сильно колеблется по отношению к общему среднему возрасту. Так, мужчины в Украине живут в среднем 62 года, а женщины – 74 года. Если принять во внимание рекомендации МВФ, то среднестатистический украинский мужчина не буде доживать до пенсии вообще, а «пенсионная жизнь» среднестатистической женщины сократится на четверть. Не плохая экономия для начала.
Еще одно условие – повышение цен на природный газ для населения до экономически обоснованных. Здесь, по всей видимости, имелось в виду то, что цена газа для населения и производственного сектора должна быть одинаковой. Напомним, что согласно договоренностям средняя цена газа в 2009 году будет составлять $228,8 за 1000 куб. м., что в пересчете на гривны по курсу НБУ составляет около 1800 грн. за 1000 куб. м. Хотелось бы отметить, что по данным Госкомстата в январе 2009 года средняя заработная плата уменьшилась до 1 665 грн.
То, что эти рекомендации являются не реалистичными, понимают даже власти. Не то, что бы они сильно пекутся о судьбе народа, просто в стране, где человек и так работает практически за еду забирать последнее, значит привести страну к социальному взрыву. Это тот редкий случай, когда интересы народа и политических сил совпадают, только причины этого совпадения разные. Но это еще не значит, что остатки социальных гарантий будут сохранены. Президентская ветвь власти настроена решительно. Виктор Балога, глава секретариата президента выступает за увеличение возраста выхода на пенсию. Мотивация просто замечательна. «У нас очень многие люди продолжают работать после выхода на пенсию, госслужащие пишут заявления, чтобы им продлили срок работы на госслужбе. Так что ничего страшного в повышении возраста выхода на пенсию нет», – сказал Балога.
Еще МВФ требует практически бездефицитного бюджета. Во время подписания меморандума в октябре прошлого года была достигнута договоренность, что дефицит бюджета 2009 не будет превышать 1% от ВВП. Однако уже с самого начала стало ясно, что этот пункт соблюдаться не будет. Как будто в подтверждение сказанного, МВФ согласился на увеличение дефйицита бюджета до 3% от ВВП, но при этом продолжает настаивать на реальных источниках финансирования этого дефицита. Такими источниками финансирования, по мнению МВФ, могут быть займы Международного банка, привлечение кредитов других стран, внутренние займы или займы на внешнем рынке, а также доходы от приватизации. Еще до 15 февраля, когда было ясно, что денег Украина не получит, правительство начало наводить предварительные контакты с государствами потенциальными донорами. Среди них оказались США, Европейского Союз, Китай, Саудовская Аравия, Япония и Россия. США и Россия согласились на рассмотрение возможности предоставить заем. Особые надежды возлагались на Россию, верней на $5 млрд., которыми планировалось закрыть бюджетные дыры. Но и здесь возникла трудность, Российская сторона заявила, что будет вести более серьезный разговор только после возобновления сотрудничества с международными кредитными учреждениями, то есть в первую очередь с тем же МВФ. Финансовый кризис сделал внешние и внутренние частные заимствования не возможными. Таким образом, среди источников пополнения бюджета, кроме внешних займов остались только доходы от приватизации.
На фронтах госимущества развернулась кипучая деятельность. Получив зеленый свет, ФГИ продолжает усиленно распродавать имущество государства. Только 11 марта на продажу были выставлены 75% акций компании ОАО «Дунайсудоремонт» и 50%+1 (контрольный пакет) акции научно-производственной фирмы ОАО «Луганские аккумуляторы». Компания «Дунайсудоремонт» специализируется на ремонте и строительстве суден. «Луганские аккумуляторы» занимается разработкой аккумуляторов и технологий для их производства.
Кроме того, ФГИ начал подготовку к продаже 99,936% акций производителя сварочных аппаратов и бытовой техники завода «Пульсар». Компания специализировалась на производстве бортовой радиолокационной аппаратуры для самолетов, а с 1991 года перешел на выпуск пылесосов, сварочных аппаратов и микроволновых печей.
ФГИ объявил конкурс на оценку рыночной стоимости государственной доли 22,394% акций крупнейшего перевозчика пассажиров авиакомпании «АэроСвит» и государственной доли 19,09% компании «МКМ Телеком». «МКМ Телеком» является украино-российско-германским совместным предприятием, созданным в 1990 году по инициативе Siemens AG. Компания является обществом с ограниченной ответственностью, специализируется на строительстве сетей операторов связи, сетей передачи данных, систем IP-телефонии, проектировании, монтаже и наладке коммутационного оборудования.
Как видим, с молотка предлагается продать не такие уж и отсталые производства. Но самая главная беда заключается в том, что цена промышленных активов сейчас сильно упала и эти предприятия если и будут проданы, то выручка от их продажи будет копеечная. А бюджета в основном состоит из компенсаций теплокуммунэнерго и облгазам за потребленный энергоноситель. Сюда же включены и заниженные для населения цены на газ.
Таким образом, Украина пошла двумя путями и оба тупиковые. Покрытие дефицита бюджета, за счет продажа производственных активов, все равно идет не на развитие, а на «проедание». Ожидание «помощи» от МВФ ведет только к увеличению долларизации экономики и продлит зависимость страны от импорта. МВФ Украину не спасет, он только отсрочит падение финансовой системы страны и поспособствует переводу корпоративного внешнего долга в государственный. Учитывая то, что общий внешний долг уже превысил $100 млрд., нашим поколениям в ближайшем будущем уготована не завидная роль – роль рабов, хозяин которых капитал.