Руслан ВЕСЕЛ
Закрытость экономики помогла избежать серьёзных потрясений от мирового финансового кризиса. Как отметил президент Гурбангулы Бердымухамедов, “этот кризис не затронул основ туркменской экономики” и не сильно отразится на жителях страны.
К таким выводам пришли не только местные эксперты, но и посетившие Ашхабад с 5 по 13 ноября 2008 года представители Международного валютного фонда. Как отметили «миссионеры» этому способствовала осмотрительная финансовая политика правительства и диверсификация экспортных рынков природного газа (в чём заключается последний пункт не расшифровывается, так как новые маршруты поставок газа только строятся и страна продаёт его тем же, кому продавала в предыдущие годы – «Газпрому» да Ирану; но возможно Туркмения кое-что выиграла, тихонько обещая всем возможным потенциальным партнёрам присоединение к лоббируемым именно ими маршрутам).
Также группа сотрудников МВФ во главе с заместителем начальника отдела департамента Ближнего Востока и Центральной Азии Питером Уингли сделала вывод, что «правительство добилось значительного прогресса в осуществлении экономических реформ, особенно в области унификации обменных курсов, чему способствовали валютные реформы, снижение тарифов и корректировка цен».
Похвалили мировые финансисты Туркменистан и за создание Стабилизационного фонда (по личному распоряжению президента Гурбангулы Бердымухамедова). Но молодой приемник Туркменбаши на этом не остановился в стремлении оградить свой народ от мирового финансового обвала. Как сообщает Trend News, заново идет расчет госбюджета на 2009 год, пересматриваются ряд контрактов с иностранными компаниями с учетом снижения цен на стройматериалы, спровоцированные мировым кризисом (наверное, в рамках этого пересмотра начало года ознаменовалось критикой туркменского президента в адрес украинской компании “Интербудмонтаж” за нерадивость). Кроме того, запланированы еще ряд мер: форсировано модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий, временно снижаются акцизы на бензин и дизельное топливо, начата скупка высокодоходных активов за рубежом, в том числе, недвижимости – для размещения дипломатических миссий Туркменистана.
Помогло Туркменистану и согласие России платить за центрально-азиатский газ «европейскую цену». Поэтому злые языки утверждают, что стабильность в Туркменистане удерживается, в том числе, и на украинские деньги.
Главные же экономические изменения, коснувшиеся рядовых граждан страны, мало соотносимы с финансовым глобальным потрясением. Это, прежде всего, деноминация национальной валюты в расчете 1:5000 (её шутники уже назвали «детуркменбашизацией» так как лик Сапармурата Ниязова, ранее красовавшийся на всех купюрах, остался лишь на 500-манатной). Население, наученное инфляцией последних месяцев, как-то с опаской отнеслось к нововведению. И избавилось от портретов создателя туркменского государства в своих кошельках ещё до появления возможности поменять их на портреты других выдающихся туркменистанцев. Теперь туркмены имеют больше портретов американских президентов.
Следующим, значительно сильнее, чем мировой финансовый кризис, огорчившим рядовых туркменистанцев явлением, стал дефицит продовольствия. Для страны расположенной в пустыне это не удивительно, но начала 2009 года обозначилось отбиранием буханок хлеба у тех, кто пытался выехать из страны.