Политолог университета Монпелье Александр Дезе объясняет, почему опросы общественного мнения всё чаще стали сопровождать избирательные кампании. Подробнее в интервью с самим автором.
Политолог Александр Дезе утверждает, что опросы превратили выборы в скачки на ипподроме. Избирательная кампания стала сопровождаться многочисленными комментариями. В книге «10 уроков политических опросов» Александр Дезе призывает быть осторожными с этим явлением. Интервью.
Количество опросов по запросу растёт с каждыми новыми президентскими выборами. Почему СМИ и политические партии придают им такое большое значение?
Действительно, количество опросов в связи с президентскими выборами постоянно растёт. За пятьдесят лет их число увеличилось в сорок раз. Если в 1965 году провели 14 опросов, то в 2017 году их уже было 560. Хотя СМИ часто критикуют эти опросы общественного мнения. Например, после региональных выборов 2021 года. Тем не менее, они представляют собой недорогой и довольно рентабельный информационный продукт.
Особенно если их результаты впечатляют и дают повод для шумихи в прессе. Они также позволяют направить избирательную кампанию по определённому сценарию. Так президентские выборы превратились в своего рода скачки на ипподроме. Делается всё, чтобы отвлечь таким образом внимание общественности. Для партий опросы остаются, как и прежде, необходимым инструментом. Так политические менеджеры проверяют эффективность имиджа кандидата и его предложений. А также для выбора стратегии избирательного штаба.
Репрезентативен ли отбор участников опроса?
Чтобы выборка была репрезентативна, то есть обеспечивала бы надёжные данные, при отборе следует использовать случайный метод. Но сегодня во Франции институты изучения общественного мнения чаще всего используют метод квотной выборки. Он основан на четырёх критериях: возраст, пол, социопрофессиональная принадлежность и место проживания.
Проблема в том, что население Франции также определяется многими другими случайными переменными. И если выборка репрезентативна в соответствии с четырьмя критериями, то это не значит, что эта репрезентативность сохраняется и в других случаях. На примере уровня образования, являющимся определяющим для понимания политического поведения, можно констатировать разницу между составом выборки и общим составом населения. К слову, лица без дипломов об образовании гораздо реже попадают в выборку.
Теперь выборки производятся онлайн. Люди, редко или совсем не пользующиеся Интернетом (то есть 28 % французов от 18 лет и старше) или плохо владеющие новыми технологиями (то есть 43 % людей от 16 до 74 лет), как правило, тоже не попадают в число респондентов.
Что значит «статистический мираж» ?
Это феномен, создаваемый социологическими опросами, но не соответствующий действительности. В своей книге я привожу пример партии FN/RN («Национальный фронт»/«Национальное объединение»). Я показываю, как опросы исказили реальную суть этой партии на основании данных исследований. Эти опросы часто имели спорный характер в части, касающейся способов их получения и их интерпретации.
Так, например, большинство институтов изучения общественного мнения почти всегда завышали их электоральный потенциал. Как во время последних региональных выборов, когда списки RN были переоценены в диапазоне от 4,5 до 10,4 – считалось, что партия должна одержать победу во многих регионах.
Социологи утверждают, что их исследования являются не предсказаниями, а «адекватным отражением реальной картины»…
Да, в таких утверждениях есть доля истины. Они многое могут прояснить. Но также следует помнить о том, что они используются для оправдания возможных ошибок в оценках. Конечно, социологи открещиваются от предсказательного характера их исследований. Однако следует признать, что они всё же используются с этой целью. Именно поэтому опросы вызывают такой большой интерес! Вопрос в том, как можно адекватно отражать невидимое?
Пьер Бурдье утверждал в своей знаменитой одноименной статье, что «общественного мнения не существует».
Впрочем, большинство политических опросов проводится за несколько месяцев до выборов. Что они могут точно отражать, когда, к примеру, список кандидатов ещё не утверждён? А половина респондентов тем временем заявляют о том, что они ещё не знают, пойдут ли на выборы. И за кого они будут голосовать, если всё же пойдут?
Об адекватном отражении реальной картины если и можно говорить, то только с большой осторожностью. Ведь общая картина чаще всего постоянно меняется и не имеет чётких контуров.
Считается, что опросы влияют на выборы. Можно ли реально оценить их влияние на итоги голосования?
Есть твёрдое убеждение в том, что такое влияние действительно существует. Оно отлично иллюстрируется тем, что принято называть эффектом третьего лица.
Когда у индивида спрашивают, могут ли опросы оказать влияние на людей, то, как правило, он отвечает утвердительно. Если же его спросить, подвержен ли он сам этому влиянию, то в большинстве случаев он отвечает отрицательно.
Иначе говоря, влияние распространяется на всех, кроме самого индивида – то есть его не существует!
Дело в том, что оценить этот эффект невозможно, поскольку нельзя вырвать его из контекста многих других факторов. А ведь именно они определяют электоральное поведение. Зато опросы действительно оказывают влияние на ход избирательных кампаний и самих политиков. Мнение избирателей позволяет получить представление о соотношении сил, ставках и даже списке кандидатов.
Возможно ли эффективное использование опросов?
Почему бы и нет. Проведенный опрос в соответствии с научными статистическими методами даёт точные и даже необходимые результаты. Но в настоящее время мы скорее имеем дело с избыточным перепроизводством опросов. Они стали дешевыми, а это обусловливает снижение их качества. Почивший совсем недавно политолог Жан-Люк Пароди, (21 января – прим. редакции) был выдающимся специалистом в области общественного мнения.
Он говорил, что «как и любой наркотик, опросы требуют от тех, кто к ним пристрастился, осторожности и правильного использования». Сегодня этим рекомендациям явно принебрегают.
«10 уроков политических опросов», Александр Дезе. издательство De Boeck, серия «Supérieur» (10 Leçons sur les sondages politiques, d’Alexandre Dézé, De Boeck, collection «Supérieur »).
Автор: Сиприан Каддео
Источник: L`Humanite