Киев. 27 августа 2014 (ПолитКом).Кабинет министров Украины предлагает Верховной Раде принять законопроект №4541а, согласно которому будет изменен закон «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». Будет определен перечень объектов, государственные контрольные пакеты акций которых в размере 60% + 1 акция не подлежат приватизации, а остальные 40% – 1 акция будут приватизированы по решению правительства и СНБО. Государственная компания «Энергоатом» вошла в список таких предприятий.
Комментирует член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК: Предложение правительства разрешить приватизацию компании «Энергоатом», которая является монополистом на рынке производства электроэнергии из ядерного топлива, откровенно несвоевременное.
«Энергоатом» не является готовым к такому процессу и Украина может потерять операционный контроль над стратегическими объектами, в том числе 4 атомными электростанциями, которые производят почти половину (45%) электроэнергии в государстве.
Данный законопроект, который разрешает продажу до 40% «Энергоатома», можно отнести к группе реформаторских инициатив правительства. Однако, законопроект не предусматривает проведения действительной реформы ядерной отрасли. А компания «Энергоатом» действительно требует пересмотра своей деятельности как минимум на 10-20 лет вперед прежде всего по двум важным позициям.
Во-первых, ведь о какой приватизации «Энергоатома» можно говорить, если не проведена оценка стоимости объектов «Энергоатома» и АЭС. И не определена сумма инвестиций и их происхождения, нужно будет либо привлечь, или выделить из бюджета Украины для построения новых АЭС взамен выведенных из эксплуатации.
Во-вторых, маловероятно, что в ближайшем будущем в Украине будет функционировать либеральный рынок электроэнергетики, право выбора поставщика электроэнергии, рынок двусторонних контрактов. А без этого продавать «Энергоатом» вообще нет смысла.
Действительно, к сожалению, возможная приватизация «Энергоатома» не будет иметь ничего общего с экономическими интересами Украины. Предложение правительства продать часть атомной отрасли порождено проблемами бюджета и поиском денег.
Но есть еще одна не менее важная причина появления такого законопроекта – это сильный интерес к ядерной отрасли со стороны компании Westinghouse. Ведь Westinghouse постепенно закрепляется на рынке поставок ядерного топлива в Украину и считает целесообразным в будущем участвовать в управлении деятельностью атомных электростанций. И приватизация – это лучший метод получить доступ к АЭС Украины.
Тем более, для Westinghouse рынок ядерной электроэнергетики является интересным, поскольку АЭС остаются производителями дешевой энергии (30 коп. за 1 кВт-ч) и в Украине ожидается рост тарифов для потребителей.
Премьер-министр Арсений Яценюк и министр экономики Павел Шеремета (ответственный за подготовку законопроекта) четко шагают путем, которым до них шел экс-президент Виктор Янукович. Хотя, еще год назад подобный законопроект о приватизации ядерной отрасли назвали бы предательством интересов государства и продажей «Энергоатома» за копейки. При этом в течение 2010-2013 гг. власть так и не дошла до самой приватизации «Энергоатома», а лишь пыталась подготовить первый этап корпоратизации «Энергоатома». Законопроект Яценюка-Шереметы перескакивает этап корпоратизации и сразу предлагает приватизацию.
На этом фоне поражает пассивная позиция нынешнего руководства «Энергоатома» в лице Юрия Недашковского, который молчал при лоббировании корпоратизации «Энергоатома» во времена Януковича и молчит теперь при лоббировании приватизации правительством Яценюка. Тем самым он еще раз дает возможность считать, что его усилия в «Энергоатоме» уже давно направлены не на управление, а на использование компании.
И если власть Януковича была настроена выбрать партнером для возможной приватизации «Росатом» и ТВЭЛ, то действующая власть правительства Яценюка делает свой выбор в пользу Westinghouse. К сожалению, ни Янукович не руководствовался, ни Яценюк не руководствуется экономическими аргументами для лоббирования приватизации «Энергоатома». Оба случая носят характер политической целесообразности.