додому Поточні новини Рут Бейдер Гинзбург и мы

Рут Бейдер Гинзбург и мы

68

Смерть судьи Верховного суда США Рут Бейдер Гинзбург — огромная интеллектуальная утрата для юридической Америки, еще большая — для либеральной Америки, в особенности движения, и всего американского общество, чье доверие к судье Гинзбург было неизменно высоким. Это большая потеря и для движения за гендерное равноправие во всем мире, одним из символов которого была Гинзбург, выигравшая, будучи адвокатом, несколько ключевых дел о правах женщин в американском верховном суде.

Наверняка, скоро появляется стипендии памяти Гинзбург для талантливых студенток, изучающих право и права человека. А одна из юридических школ получит ее имя, также как другая школа получила имя многолетнего лидера консервативного крыла суда Антонина Скалиа — близкого друга Гинзбург и ее полной юридической противоположности, умершего в 2016 году.

Меня же интересует немного другое.

В день, когда стало известно о смерти судьи Гинзбург, в моей новостной ленте в Facebook было, несколько десятков фотографий и посвящений РБГ, как часто называли судью. С ней прощались как с супер-звездой. Студенты младших курсов и судей Верховного суда, правозащитники и ученых посчитали необходимым написать что-то о масштабе ее личности, заслугах, несгибаемом характере или привести одну из ее цитат.

Это почти надрывное прощание с Гинзбург в украинском юридическом и правозащитном сообществе (и не только украинском, конечно, — поищите хештег #RBG в Twitter) частично объясняется тем, что она, видимо, первая из судей, стала феноменом массовой культуры — фемикона, героиня нескольких фильмовоперы и книг для детей, в том числе изданных и на украинском изданных на украинском, и бесчисленных мемов.

Но этот трибьют еще показывает, насколько там, где нет или мало верховенства права, эмоционален и силен запрос на все, что ассоциируется с РГБ и ее позицией судьи — честный и независимый суд, понятный закон, предсказуемое применение его норм.

В какой-то мере это карго-культ — американская система и несовершенна, и, кажется, практически невоспроизводима нигде в мире. Слишком большое по меркам первого мира социальное неравенство и городское зонирование с гетто для бедных, подчеркнутая нелюбовь к социальным правам, расовая дискриминация и полицейское насилие, президент, наделенный огромными полномочиями и избираемый по архаичной системе, позволяющей победить тому, кто набрал меньше голосов избирателей, очень жесткие безостановочные дебаты (кто-то скажет — культурные войны) по моральным и политическим вопросам — все это способно поколебать и даже разрушить самые устойчивые общества.

Кроме того, возможно ли в Украине верховенство права, без которого не может быть культа правосудия, частью которого стала и РБГ, и если да, то на какие институты оно может опререться, — вопрос на миллион. Дискредитация всех ветвей власти, системная коррупция по всей властной вертикали, деградация правоохранительной системы, тотальное и в целом заслуженное недоверие к судам, конституционный суд, который вместо того, чтоб быть арбитром между ветвями власти, является средством политической борьбы, а порой, волей или неволей, и защиты клептократического строя, говорит о том, что привычные инструменты верховенства права и западные рецепты его утверждения в Украине не работают.

Но все эти рациональные и весьма пессимистичные соображения не способны нивелировать инстинктивного понимание того, каким должен быть суд и судья, что и заставляет многих отдать заслуженную дань выдающейся американской юристке. Это не только о Рут Бейдер Гинзбург, но и о нас самих.

Автор: Дмитрий ВОВК

Источник: Koine

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я