додому Топ Новини Украина Порошенко, выборы и будущее

Украина Порошенко, выборы и будущее

114

imagesКак пройдут выборы?

Уже сейчас можно ожидать, что выборы на большей части территории Украины пройдут с нарушениями, но власть и международные наблюдатели будут стараться их не замечать. Другое дело –  как проводится  кампания, как ведут себя кандидаты и политические силы,  как будут голосовать жители оккупированных территорий, как будут считать голоса.

 В целом кампания короткая, но уже запомнилась рядом скандалов местного масштаба – подкупы избирателей, присваивание чужих партийных брендов и т.д.  Также на этих выборах, как и на предыдущих, стало уже популярным объединение усилий нескольких потенциально конкурирующих партий против общего противника – например, кандидатов от бывшей власти стараются «обезвреживать» совместно.  Но, например, в освобожденных районах Донбасса такая стратегия может не сработать – потому что партийных структур бывшей оппозиции (и нынешней власти) там фактически не было на местах. Поэтому там возможен реванш бывших «регионалов» – нормальной альтернативы им так и не нашлось. А вот такого количества вбрасывания  бюллетеней, фальсифицирования протоколов, какое было при Януковиче, в целом уже не будет. Да и погромов с помощью «титушек» будет меньше, но на отдельных округах они возможны.

 Если говорить о партийных списках и кандидатах в округах от нынешней власти, впечатление противоречивое. С одной стороны, там чуть ли не впервые появится столько новых и в то же время известных лиц – журналисты, гражданские активисты,  реально воевавшие силовики  и т.д. С другой стороны, «на манеже все те же», да и, если покопаться в партийных списках  и кандидатурах на округах, можно найти кучу фамилий, которые до этих выборов были вообще никому не известны, кроме местной прессы (а некоторые и ей недоступны).  Как правило, эти люди находятся ближе к концу списка, но некоторых можно найти  и в первой половине.  То есть, с одной стороны, новая Верховная Рада получает новое ядро активистов и реформаторов. А с другой стороны – не растворятся ли эти реформаторы в «болоте» старых политиков и новой поросли тех, кто пришел в парламент «решать вопросы».

  Возможна и попытка физически сорвать выборы. Например, штурмом взять здание ЦИК при бездействии милиции (это может быть сделано под видом «Правого сектора»). Или здания административных судов, где будут обжалованы решения ЦИК в целом и по конкретным округам (когда решения приостановлены, но суд еще не вынес окончательный вердикт). Еще одним «сюрпризом» может стать возобновление военных действий со стороны России и пророссийских боевиков в последнюю неделю перед выборами.  Также под видом избирателей с оккупированных территорий в остальную часть Украину могут массово проникать боевики – как непосредственно для срыва выборов на прифронтовых участках, так и для внедрения после выборов.

 Будущая коалиция.

Исходя из средних рейтингов, партии и блоки могут пройти в парламент в такой пропорции (цифры примерные, вместе с депутатами-мажоритарщиками):

  1.       Блок Петра Порошенко – 40-42%
  2.       Радикальная партия – 10-12%
  3.       «Народный Фронт» – 10-12%
  4.        «Сильная Украина» — 10-12%
  5.        «Батьківщина» – 8-9%
  6.       «Самопоміч» – 6-7%
  7.       «Громадянська позиція» – 5-7%
  8.       Объединенная оппозиция – 7-9%
  9.       Внефракционные мажоритарщики – 2-3%

Под вопросом – прохождение Компартии, однако, первые могут получить как минимум 7-10 мажоритарщиков  (в основном за счет того же Донбасса и Харьковской области). И это только «официальных». А ведь есть еще и те бывшие «регионалы», которые успешно мимикрируют под «независимых» кандидатов, а не только провели ребрендинг под «Оппозиционный блок» или «Сильную Украину». Также на «грани» может оказаться прохождение «Правого сектора», который уже перехватывает электорат «Свободы» и может получить пару-тройку мажоритарщиков.

 Относительно форматов коалиции, то она будет строиться вокруг президентского блока. И здесь есть нюансы не только по ее формату, но и по качеству основы. Ведь есть немалая  вероятность того, что  минимум половина БПП окажется таким же «болотом», как мажоритарщики прошлого созыва. А это увеличивает вероятность формирования ситуационной коалиции по разные конкретные законопроекты то с Народным Фронтом и Радикальной партией, то с внефракционными мажоритарщиками и «Сильной Украиной».

 Есть еще два варианта коалиции  – оптимальный и реалистичный. Первый предусматривает  вариант БПП + НФ+ ГП+ «Самопоміч». Однако у «Народного фронта» будет требование – оставить премьер-министром Арсения Яценюка и по возможности не сильно менять состав действующего правительства (квоту «Свободы»  и часть бывшей квоты БЮТ тогда разделят между БПП, ГП и «Самопомочью»).  Второй – более вероятный,  предусматривает то же самое без «Народного фронта», но с внефракционными депутатами и возможно, с «Сильной Украиной». В этом случае премьером может стать Владимир Гройсман – человек Порошенко. Однако это возможно, если исключить факторы внешней политики, поскольку в ЕС и США намекают, что им более удобна кандидатура Арсения Яценюка на посту премьера, поскольку с ним легче общаться напрямую, «под него» дают финансовую и консультативную помощь. А Гройсман для них – «темная лошадка», к тому же, не очень квалифицированная. С ним придется общаться через самого Петра Порошенко, если того такой вариант устраивает. Но скорее всего, с учетом внешнеполитических факторов,  вероятность этих двух вариантов примерно – 40:60.  И Порошенко придется выбирать между полнотой личной власти и своим реноме за границей.

 «Батьківщина», «Сильная Украина» и Радикальная партия тогда с большой вероятностью оказываются в оппозиции (из-за своих премьерских амбиций), что не помешает им ситуативно голосовать за многие законопроекты. Вариант же, когда президентский блок оказывается в оппозиционном одиночестве –  на сегодняшний день является чистой фантастикой. Слишком уже разношерстная и нестабильная будет коалиция.

 Как могут развиваться события дальше?

Дальнейшее крупное наступление сил АТО в этом году – маловероятно. Армия и боевые подразделения МВД и СБУ нуждаются в реорганизации, переоснащении  и т.д.  Поэтому, если начнутся  масштабные активные действия сил АТО, то они, скорее всего, будут ответом на  действия России и марионеточных «народных  республик». Например, если  начнется активное наступление боевиков на Мариуполь или на Дебальцево.  Небольшие рейды украинских  военных ДРГ или самодеятельность проукраинских  партизан (а отдельные факты создания таких отрядов имеются)  не исключены.   Важнейшим фактором здесь будет ответ на вопрос – дадут ли нам восстановить контроль над российско-украинской границей и как поведут себя при этом пророссийские боевики, если все же с  самой Россией удастся договориться о каком-то соблюдении приличий и начать «закрывать» границу?

Впрочем, даже если удастся добиться реального прекращения огня со стороны  боевиков из ДНР и ЛНР,  это не означает, что Россия оставит Украину в покое.  Возможна дестабилизация сразу по двум направлениям  – экономическая и политическая. Экономическая возможна благодаря действиям  российских банков,  могущих заниматься валютными спекуляциями, и «Газпрому», который может нагнетать обстановку с поставками газа (особенно с реверсом, ограничивая поставки европейским потребителям до минимума, чтоб они не перепродавали газ Украине).  Политическая же дестабилизация в условно мирное  время возможна тоже по нескольким направлениям.

 Первое направление –  дальнейшая активизация пророссийских сепаратистов на востоке страны.  Самые «рисковые» области  – это Харьковская и Запорожская, поскольку там местная власть – крайне ненадежна и нуждается в смене методом переизбрания, а часть населения до сих пор поддерживает пророссийский вектор.  Уже известны случаи задержания целых групп боевиков, выступающих от имени «Харьковской народной республики» (значительная часть их – россияне, но есть и местные жители).

 Второе направление – это  так называемый «галицкий сепаратизм», «подкарпатские русины» и т.д.  В принципе, сейчас это маргинальное явление, но при соответствующей подпитке и информационной поддержке его можно использовать в качестве «второго фронта». Под лозунгами усталости от «соглашательской» политики Порошенко и  «ненужности» Донбасса для остальной Украины сначала начнутся проплаченные митинги (например,  имитирующие антивоенные протесты).   Затем будет искусственный  подъем этнического национализма а-ля «Свобода», обвинения всей остальной Украины в предательстве интересов украинской нации  и т.д.   Затем – попытки отделения, псевдореферендумы, вплоть до захватов военных частей и управлений МВД. В принципе, этим сейчас занимаются структуры, связанные с Виктором Медведчуком.   Хотя реализовать сепаратистские намерения на Западной Украине в полной мере вряд ли удастся, но «попить крови» и создать картинку нестабильности для стран ЕС через российские СМИ  они  вполне могут.

 Третье направление –  Киев. Тут будут манипулировать ультраправыми группами, формально входящими в «Правый сектор», но  реально не подчиняющимися Дмитрию Ярошу и другим руководителям этой политической силы.  Опять же, часть руководителей этих групп, судя по всему,  сотрудничает с тем же Медведчуком – по крайней мере, раскрутка некоторых акций, где были задействованы эти группы,  осуществлялась по тем же каналам, что и акции «Украинского выбора».  Да и эффект для российской  пропаганды  будет подходящий – в Киеве погромы и хаос, по улицам ходят фашисты  и хулиганы,  все это – результат революции.  Также будут использоваться протесты, возникающие на почве падения уровня жизни, задержки социальных выплат и т.д.

 Сугубо военного переворота ожидать не придется – и добровольцам, и регулярной армии постоянно объясняют, что подобные действия закончатся срывом всех международных гарантий и дальнейшей оккупации всей Украины (или,  по крайней мере, той части, которую причисляют к «Новороссии») Россией .Но остается вероятность «милицейского бунта», как это было с  частями Национальной гвардии, укомплектованными не добровольцами, а солдатами-срочниками из бывших Внутренних войск.   Ведь лояльность,  например, бывшего «Беркута» остается под вопросом, а на очереди еще и применение люстрационного законодательства  на практике.

 В общем, время  будет весьма неспокойное. И у Петра Порошенко будет несколько задач, связанных с тем, как все это «успокоить».  В первую очередь – на внешнеполитическом уровне. Во-первых, добиться от США реальной военной помощи и увеличения давления на Россию с  целью заставить ее вывести свои войска с оккупированных территорий. Во-вторых, преодолеть  недоверие со стороны некоторых стран ЕС по  отношению к Украине. В-третьих – убедить Россию под давлением санкций прекратить помощь боевикам и вывести свои войска.  Фактически Россию сейчас загнали в угол, поэтому с последним вопросом нужно быть очень осторожным.  А для реализации первого и второго нужны еще и реформы внутри страны, активная борьба с коррупцией и введение внутренних санкций против российских компаний.

 Антон Далмон

Источник

1 коментар

  1. Ха, ну и данные! А где проценты КПУ? Коммунисты легко проходят в Раду, но украинские СМИ предпочитают делать вид, что в парламенте будут только националисты, КПУ, которая представляет интересы востока и юга Украины не проходит.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я