Киев. 17 апреля 2015 года (ПолитКом, Андрей БОЯРУНЕЦ). В начале апреля Кабмин утвердил расширенный список приватизации на 2015 г., в который включено 342 предприятия (из примерно 3300 госкомпаний Украины). В перечень входят активы из самых различных сфер – АПК (агропромышленный комплекс), добыча полезных ископаемых, ТЭК (топливно-энергетический комплекс), химия, машиностроение, строительство, порты и др., за которые предполагается выручить 17 млрд грн. Отметим, в список вошел ряд предприятий, ранее не подлежавших приватизации – среди прочего, это основные морпорты, Украинское Дунайское пароходство, строительная корпорация «Укрбуд». Продажа традиционно предполагается на открытых конкурсах, что, однако, не отменяет возможности кулуарных договоренностей насчет «нужного» результата, как нередко происходит в подобных случаях. Кроме того, ввиду кризисного состояния экономики в целом и госбюджета в частности Кабмин постарается максимально ускорить выполнение приватизационных планов, а это, вероятно, приведет к занижению реализационной стоимости компаний, которая и так не будет высокой из-за неблагоприятного экономического фона.
Базовые параметры, основные участники
Главными претендентами на покупку, прогнозируемо, являются крупные околовластные отечественные финансово-промышленные группы (ФПГ), тогда как зарубежных претендентов ожидается минимум из-за обстановки в стране, а участники из России на этот раз по политическим причинам допущены не будут – это касается «граждан государства-агрессора, юрлиц, долей уставного капитала которых владеет резидент государства-агрессора», а также «лиц, связанных с террористической деятельностью или к которым применены международные санкции».
В этом свете не стоит ожидать применения приватизации как инструмента «деолигархизации», о которой активно говорит официальный Киев. В данном случае, как и в целом, «деолигархизация» коснется только промхолдингов, формировавших верхушку предшествующей центральной власти и сотрудничавших с ней. Это такие крупные промхолдинги, как:
– «СКМ» Рината Ахметова (на интересы которой прежняя госвласть была ориентирована на всех уровнях);
– «Смарт-холдинг» Вадима Новинского (бизнес во многом интегрирован с «СКМ»);
– «Group DF» Дмитрия Фирташа;
– «Энергетический стандарт» Константина Григоришина, одного из ключевых «спонсоров» ныне оппозиционной Компартии Украины.
Кроме того, значительными отечественными активами уже располагают такие промхолдинги РФ, как «Росатом», «РусАл», «Евраз», «Северсталь», «Трансмашхолдинг» («Лугансктепловоз»). Особо выделим Индустриальный союз Донбасса, ныне также контролируемый российскими владельцами («Внешэкономбанк», связанный лично с Владимиром Путиным), а ранее – в т.ч. провластным экс-губернатором Донетчины Сергеем Тарутой, который отчасти остается лоббистом интересов корпорации «ИСД» (Индустриальный союз Донбасса) в нашей стране. В общем случае все эти группы могли бы претендовать на новые украинские приобретения, но этому мешает несколько факторов:
- лоббистское противодействие провластных ФПГ (финансово-промышленных групп);
- возможные проблемы работы российских предприятий в Украине, включая их дочерние подразделения – вплоть до национализации;
- негативные прогнозы макроэкономической обстановки в стране в целом и на отдельных рынках товаров и услуг;
- дефицит свободных средств на покупку новых компаний ввиду неблагоприятной экономической ситуации в России и на мировых рынках сбыта соответствующей продукции.
Собственно, лоббистское противодействие и отсутствие денег на новые приобретения касается и всех перечисленных выше «опальных» отечественных ФПГ. С другой стороны, при заинтересованности в покупке тех или иных госпакетов такие ФПГ могут попытаться действовать через подставные юрлица, в т.ч. созданные специально для этих целей.
В свою очередь, к непосредственно связанным с центральной властью промхолдингам относятся такие основные игроки, как:
– «Приват» (ключевой бенефициар – Игорь Коломойский);
– «президентская» экономико-политическая группировка Петра Порошенко;
– конституировавшаяся в 2014 г. «кабминовская» группа во главе с Арсением Яценюком.
В число лояльных к центральной власти также входят ФПГ Константина Жеваго («Финансы и Кредит») и «Интерпайп» Виктора Пинчука. Именно эти промхолдинги будут принимать основное участие в приватизации. Лояльную позицию стремится занять и группировка Суркисов, что уже нашло свое выражение, среди прочего, в совместной с «Приватом» борьбе за реприватизацию предприятия «Днепроблэнерго», 50% которого в 2012 г. были проданы «ДТЭК» (объединяет энергетические активы «СКМ»).
Акцентируем, согласно инсайдерским источникам в Кабмине и в самой группе, работа «Привата» поддерживается госструктурами Израиля и отдельными частными компаниями этой страны. Это выражается как в лоббистских действиях на украинской территории и за рубежом, так и в негласном предоставлении различной материальной поддержки, включая финансовую. Данная иностранная поддержка вполне может быть использована в ходе приватизации и отличает «Приват» от остальных претендентов на предприятия. На приватизационных тендерах это может быть выражено в подаче заявок, совместных с израильскими фирмами. Однако подобное также возможно со стороны «президентской» и «кабминовской» группировок, которые с санкции своих западных партнеров могут привлекать для участия в покупке госкомпаний подставных зарубежных участников, на деле действующих в интересах внутренних ФПГ.
Позитивный имидж в западных бизнес-кругах имеет и К. Жеваго, однако его поддержка с их может быть выражена разве что в выделении дополнительных заемных средств на приемлемых условиях или же в реструктуризации (отсрочке) существующих кредитов, ранее выданных компаниям данного холдинга. В этом контексте не стоит забывать и о самостоятельном интересе иностранных покупателей к перспективным активам в Украине. Это касается, например, АПК, пищевой индустрии, ТЭК, телекоммуникаций, – т.е. секторов, сохраняющих неплохие бизнес-показатели и перспективы даже при системном страновом экономическом кризисе (что известно на примере балканских государств, Латинской Америки, и вообще emerging markets, т.е. инвестиционно высокорисковых стран с «развивающимися экономиками»). Тем более, что в современной ситуации отечественные предприятия можно будет приобрести по заниженной цене. Притязания зарубежных претендентов будут поддерживаться лоббистскими усилиями соответствующих стран; так, в течение весны стало известно об интересе крупного бизнеса ЕС и США к приобретению некоторых украинских компаний.
Немаловажно отметить и такое: несмотря на явное стремление Кабмина продать максимум госактивов в минимальные сроки, предлагаемый перечень объектов продажи относительно узок. Причина в том, что в Украине распространена схема контроля над госпредприятиями без формальной приватизации, т.е. без дополнительных затрат. Примеров немало, начиная с крупнейших госхолдингов: так, ГК «Укрнафта» контролируется «Приватом» с 2003 г., «Укртранснафта» – с 2009 г., а «Group DF» при прежнем политическом режиме получила контроль над всеми госкомпаниями титановой сферы, начиная с добычи титанового сырья (ильменита) и заканчивая производством готовой продукции (Запорожский титано-магниевый комбинат, «Сумыхимпром»).
В целом успех приватизационной кампании будет зависеть от политической ситуации в стране (включая войну на Донбассе) и напрямую связанного с этим «тонуса» национальной экономики. Постоянная военная угроза ощутимо снижает приватизационную стоимость активов – наряду с постепенно обостряющейся борьбой лояльных к официальному Киеву ФПГ за общий передел корпоративной собственности в Украине.
В последующие годы, вероятно, активное разгосударствление госпредприятий продолжится; так, уже готовится приватизационный план на 2016 г. При этом в апреле Кабмин повторно внес в парламент законопроект «О перечне объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации, и некоторые вопросы деятельности объектов, исключаемых из такого перечня», по которому выделяется 510 госкомпаний, которые могут быть превращены в акционерные общества. В список, в частности, включены такие госмонополии, как «Укртрансгаз», «Укргаздобыча», «Укртранснафта», «Укрспецтрансгаз». Причем эти юрлица входят в структуру НАК «Нафтогаз Украины», который тем самым готовится к продаже по частям – это соответствует требованиям Евросоюза о разделе НАК на бизнесы по добыче и транспортировке углеводородов, с возможной последующей приватизацией. Скорее всего, по завершении такого раздела и корпоратизации интерес к покупке созданных АО проявят ведущие западные нефтегазовые операторы.
Обзор по секторам
ТЭК
Скорее всего, на продажу будут выставлены оставшиеся госпакеты акций облэнерго. На покупку этих активов претендуют в первую очередь «Приват» и группа Суркисов, которые сейчас совместно подали иски о незаконной приватизации 50% «Днепроблэнерго» в 2012 г. В иной ситуации на продаваемые госпакеты претендовала бы также группа депутата Госдумы РФ Александр Бабакова, она же группа «Лужники» – через фирму VS Energy, уже владеющая в нашей стране 8 облэнерго (включая «Севастопольэнерго»). Группа неоднократно заявляла о таковом интересе, однако не имеет реальных шансов участвовать в дальнейшей приватизации в Украине – по крайней мере, через свои известные структуры.
Кроме того, на конкурс выносятся оставшиеся госакции энергогенерирующих объединений – 78% «Центрэнерго» и 25% «Донбассэнерго», притом одновременно Генпрокуратура опротестовала приватизацию 60,773% «Донбассэнерго» в 2013 г.
Химия
В этой отрасли прежде всего интересен «Одесский припортовый завод» (ОПЗ), за который много лет идет борьба претендентов, включая «Group DF» и «Приват». Понятно, что в современной ситуации первый не может полноценно бороться за наиболее привлекательные лоты. В состав ОПЗ входят аммиакопровод «Тольятти-Горловка-Одесса», крупнейшее в Европе аммиакохранилище и единственный в Украине терминал по портовой перевалке аммиака.
Кроме того, обрести официального частного собственника наконец может «Сумыхимпром», с 2010 г. контролируемый «Group DF».
Добывающая промышленность
В приватизационный список включен ряд угольных шахт и госконцерн «Укрторф». Углепром – едва ли не единственная сфера, где «СКМ» в лице «ДТЭК» все еще может претендовать на тендерную победу.
Машиностроение
Из списка объектов, не подлежащих приватизации, исключены такие крупные постсоветские турбиностроительные заводы, как «Турбоатом» и «Зоря-Машпроект». К этим предприятиям не первый год проявляют интерес российские покупатели (скажем, концерн «Силовые машины» или Объединенная судостроительная корпорация), однако сейчас у них нет шансов на приобретения в Украине. Фактически оба машзавода контролирует холдинг «Энергетический стандарт», но и он считается «опальным», и не факт, что сможет полноценно участвовать в приватизации.
Также обратим внимание на планируемую продажу «Гайворонского тепловозоремонтного» и «Ивано-Франковского локомотиворемонтного» заводов – достаточно крупных региональных представителей реального сектора.
Транспорт
На выведенное из числа не подлежащих приватизации «Украинское Дунайское пароходство» может претендовать группа К. Жеваго, уже много лет ведущая борьбу за эту компанию.
Морские порты
Претендентами на различные морпорты могут быть ФПГ, имеющие сильные позиции в данном регионе и городе. Так, на «Ильичевский», «Одесский» и «Южный» порты претендует «Приват», который сегодня доминирует в Одесской обл. над остальными группами. Правда, «Южный» сегодня де-факто контролируется «СКМ».