Мировое хозяйство восстанавливается. Но греческий бюджетный коллапс негативно влияет на доверие к мировой экономике со стороны международного капитала. Правительства ЕС наконец-то пришли к решению помочь Греции финансовыми инъекциями, в том случае, если страна не сможет сама решить вопросы своего хозяйства.
Кредит доверия на исходе
Не смотря на то, что мировое производство восстанавливается даже быстрее, чем прогнозировали аналитики, доверие к мировой экономике в марте ухудшилось. Основная причиной роста опасений является бюджетный кризис в Греции.
Ярким тому подтверждением является индекс Bloomberg Professional Global Confidence, отражающий уровень доверия к мировой экономике. Значение индекса бывает от 0 до 100, следовательно, количество пессимистов и оптимистов определяется прямым большинством. Показатель превышает 50 пунктов уже восемь месяцев подряд, то есть с августа 2009 года число оптимистов в мировых деловых кругах превосходит количество пессимистов.
Но значение индикатора доверия в марте опустилось до 53,78 пункта по сравнению с 54,89 пункта в феврале. Во многом падение вызвано не прекращающимися разговорами о проблемах Греции и в целом Европы – яркое свидетельство того, что количество пессимистов растет.
Индекс доверия к мировой экономике в странах Западной Европы в марте упал до 41 пункта с 49,8 месяцем ранее. Значение индикатора остается ниже 50 пунктов второй месяц подряд, в феврале оно опустилось ниже этого уровня впервые с ноября 2009 года.
Международные рейтинговые агентства Standard & Poor’s и Moody’s ранее сообщили, что могут понизить кредитные рейтинги Греции в ближайшие месяцы. Курс евро к доллару США падает на опасениях, что бюджетный кризис может дестабилизировать ситуацию в еврозоне.
«Больному ребенку» Европы в апреле-мае предстоит погасить долговые обязательства более чем на 20 млрд евро. 4 марта правительство Греции разместило десятилетние облигации на 5 млрд евро, предоставив инвесторам премию относительно доходности уже находящихся в обращении бумаг в размере 0,32%. «Проблема с дефицитом бюджета Греции не решена, она лишь отложена, – отмечает экономист UBS AG в Цюрихе Рето Хюнервадель. – Я оцениваю перспективы глобальной экономики со сдержанным оптимизмом».
Причины коллапса
Действительно, вторая волна кризиса, которая накрыла Европу, больнее всего ударила по Греции. Но главная причина отнюдь не в ней. Еврозону поразил системный кризис. «Случай с Грецией – это, возможно, поворотный момент для еврозоны», – заявил газете The Guardian еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Олли Рен.
Происходящие события в Греции – баланс на грани банкротства государственных финансов, огромные долги населения и корпораций, которые нечем отдавать, забастовки и социальные волнения, – стало мощным сигналом тревоги не только для Европейского валютного союза, но и для ЕС как политического образования.
Валютное сообщество в Европе было создано десять лет назад. Соответственно был создан и регулятор – европейский центробанк (ЕЦБ). Как и любой центральный банк ЕЦБ был наделен монопольным правом управления курса евро и учетной ставки. Это, безусловно, прогрессивный момент. Централизация и концентрация, как известно из постулатов классиков, является не только целью развития капитала, но и носит неплохой синергетический эффект.
Однако консервативному крылу также нужно было отдать требу. Национальным экономикам оставили право проводить самостоятельную бюджетную политику, хотя наиболее дальновидные интеграторы, страны типа Германии предупреждали, что такая свобода чревата проблемами.
В целях закрепления «правил игры» Евросоюзом был принят Пакт стабильности. Этим документом регламентировались основные макроэкономические показатели, при соблюдении которых предполагалось всеобщее процветание «старушке» Европе. Согласно документу лимит бюджетного дефицита должен составлять не более 3% ВВП, госдолг – максимум 60% ВВП, инфляция – менее 2% (или чуть больше, но с тенденцией снижения). В принципе, были предусмотрены и санкции, но они и их механизм их применения не был четко расписан. Они так ни разу и не были применены, хотя лимиты Пакта нарушались неоднократно. Собственно, первым нарушителем условий пакта была Германия.
Таким образом, в самих принципах еврозоны были заложены противоречия. С одной стороны была декларирована защищенность, а с другой безнаказанность и «национальный» волюнтаризм в бюджетных делах. В таких условиях рост бюджетного дефицита всего лишь дело времени. Наибольшего «успеха» в этом «деле» добились страны Южной Европы – Греция, Португалия, Испания, Италия, а также Ирландия. Повлиять на них не представлялось возможным, а первая волна кризиса, которую ЕС преодолел сравнительно легко, укрепила веру в незыблемость финансовой стабильности еврозоны.
Однако, бесконечно наращивать госдолг не безопасно. Когда на родине демократии заполыхали улицы городов, в Евросоюзе схватились за голову, но было уже поздно.
Вызов времени и старые решения
Сейчас уже поздно говорить, что нужно действовать. Спасать нужно не только Грецию, но всю еврозону. Заваренную еврочинушами похлебку приходится вкушать всем – и бедным и богатым участникам объединенной Европы. Но как спасать – не понятно. В арсенале еврочиновников есть только стандартные рецепты – финансовая инъекция и генерация новых долгов на покрытие старых умноженных на дополнительный процент. Кредитор известен – МВФ.
Стандартное решение частично оголило противоречия между капиталистическими центрами. Президент ЕЦБ Жан Клод Трише, который заявил общественному телевидению Senat (Франция), что контроль со стороны МВФ (!) будет плохо отражаться на зоне евро. Вместо этого поднимался вопрос создания Европейского валютного фонда (ЕВФ). Алгоритм действий ЕВФ должен быть примерно такой: фонд «лечит» финансовые системы стран-членов на пике кризиса, а когда пациент поправится – наказывает его за допущенные нарушения бюджетной дисциплины, которые и стали причиной «болезни».
Ангела Меркель, поддерживая эту идею, заявила, что в распоряжение ЕВФ нужно предоставить целый «каскад санкций», вплоть до временного лишения провинившегося государства права голоса при принятии решений в ЕС. В то же время, создание ЕВФ не должно означать отказа от Пакта стабильности.
Но на саммите ЕС 26 марта были приняты ожидаемые решения. Лидеры 16-стран еврозоны поддержали франко-немецкое предложение по объединению усилий МВФ и согласились на двухсторонние кредиты по процентным ставкам, выразив уверенность в том, что Греция не будет больше нуждаться во внешней помощи, и в ближайшее время сократит дефицит бюджета.
Греческое правительство рассчитывает на снижение заработной платы и рост налогов для снижения дефицита до 8,7% от валового внутреннего продукта уже в этом году с 12,7% в 2009 году, что является самым высоким показателем за все историю евро. Страна также должна продать около 10 млрд. евро ($ 13 млрд.) облигаций в ближайшие несколько недель. Около 8,2 млрд. уйдут на погашение долга 20 апреля и 8,5 млрд. евро будут возвращены 19 мая, и еще около 3,9 млрд. евро будут отчислены со сроком погашения в апреле.
В итоге можно сказать одно, что еврозона пребывает в состоянии системного кризиса, действительный выход из которого пока не найден. Возможно, им станет Европейский валютный фонд, тема создания которого, наверняка, еще не раз будет обсуждаться в будущем. Но эта полумера является лишь экстенсивным путем развития. Главная проблема все равно останется: это половинчатость статуса ЕС, надгосударственный характер которого на деле оборачивается неразвитостью его институтов.
Развитие продуктивных сил толкает к объединению и создает предпосылки для будущего всемирного коммунитарного общества. Но действительность капиталистической системы предусматривает наличие национальных государств как полноценных субъектов, в том числе и в производственной сфере.
Образцом здесь выступает ЕС, пример которого, безусловно, войдет в учебники будущего. С одной стороны и парламент есть, но законов он не принимает. Собственная валюта также есть, но независимая бюджетная политика стран-членов подрывает ее позиции.
Сами же страны-члены от этого страдают не меньше, здесь примером выступает Греция. Государство здесь поступило бы обычным методом девальвации национальной валюты, но Греция этого сделать не может по простой причине – девальвировать нечего. Национальные драхмы давно утилизированы или находятся в коллекциях нумизматов. Манипулировать учетной ставкой тоже не получится – ее регулирует ЕЦБ.
Таким образом, нынешний кризис поставил Европу на распутье. Чтобы сохранить и еврозону, общую казну, да и саму европейскую семью придется подчинять национальную бюджетно-финансовую политику воле Брюсселя. То есть, отказаться от последних признаков национального суверенитета. Пока, что руководители ЕС не решаются на радикальные меры, но в ближайшем времени нужно будет решать: или разбегаться, или объединяться в федеративное государство.