В каждой культуре есть свои процедуры изоляции, голода, нарушения ритмов питания, сексуальной активности и производства
Эти цезуры служат техниками для изменения субъективности, активации процесса, который нарушает ощущение и восприятие и может в конечном итоге вызвать трансформацию, новый способ становления. На некоторых из языков индейских шаманов этот процесс называется «остановкой мира». И это буквально то, что произошло во время кризиса Covid-19. Капиталистический режим ненадолго остановился.
Немецкий социолог Хартмут Роза описывает пандемию как наиболее важный коллективный опыт текущего века, потому что он показывает, как с помощью определенного числа скоординированных политических решений мы можем обуздать капиталистическую динамику. Мы имеем дело с феноменом огромной сложности.
В определенном смысле вирус весьма быстро приближает нас к тому, что политический теоретик Джоди Дин называет неофеодализмом, ускоряя транзит богатства в пользу отдельных лиц и корпораций (таких как Джефф Безос и Amazon, или компаниям, посредством вопиющей коррупции администрации Трампа получающим государственные контракты и являющиеся избыточными финансовые средства на поддержку). Фактически, во время эпидемии мы наблюдаем одновременно смешанную динамику параллельно сосуществующих цифрового ускорения и замедления фордистских способов производства.
Тем не менее, паралич углеродного капитализма, даже если он не тотальный, беспрецедентен и, как подчеркивает Роза, стал результатом глобального политического решения. Мы можем и оказались способны остановиться. И это резкое замедление не только порождает экономический кризис, но и может вызвать то, что я бы назвал эстетическим кризисом, разрывом неолиберальной субъективности.
Если мы рассмотрим различные шаманские ритуалы индейцев по «остановке мира», мы заметим (опираясь на исследования бразильского антрополога Эдуардо Вивейроша де Кастро ритуалов и шаманских практик Тупи), что они обычно включают как минимум три стадии. На первой субъект сталкивается со своей смертностью; на втором они видят свое положение в трофической цепи и ощущают энергетические связи, объединяющие все живое; на заключительной стадии они радикально изменяют свое желание, что, возможно, позволит им трансформироваться, стать кем-то другим.
Я не говорю о религиозном опыте, потому что я не имею в виду какую-либо теологическую систему или трансцендентную мудрость. Но не нужно обращаться к религии, чтобы заметить социальные и политические изменения, которые вызвал кризис Covid-19, подобно гигантскому техноло-шаманистскому ритуалу для «остановки мира», способному внести значительные изменения в наше сознание.
Три стадии шаманизма Тупи могут функционировать в глобальном масштабе как прелюдия к политической трансформации субъективности, которая, в свою очередь, приведет ни к чему иному, как к смене планетарной парадигмы.
Источник: Artforum