Сергей Ильченко, Тирасполь
В списки избирателей внесли более 2,62 млн. человек, что примерно на 30 тысяч больше, чем на выборах в апреле. На территории Молдовы и за рубежом было открыто 1807 избирательных участков, их штатный персонал составил 2000 человек. Было отпечатано более 3,2 млн. бюллетеней на государственном и русском языках. Участки работали с 7.00 до 21.00 (за границей – соответственно, по местному времени). Просроченный паспорт, как местный, так и заграничный, не являлся препятствием для голосования. За выборами следили около 3500 наблюдателей – впрочем, на неугодных наблюдателей перед выборами была объявлена охота. Их отлавливали, и в массовом порядке высылали из Молдовы.
На выборах конкурировали:
– Правящая Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ);
– Христианско-демократическая народная партия (ХДНП), союзничавшая с ПКРМ в парламенте 2005 года, и не прошедшая в парламент по результатам апрельских выборов 2009;
– Три оппозиционные партии, прошедшие в парламент, сформированный по результатам апрельских выборов, и находившиеся там в жесткой оппозиции к ПКРМ, что и привело в итоге к роспуску парламента и назначению нынешних выборов: Альянс «Наша Молдова» (АНМ), Либеральная партия (ЛПМ) и Либерально-демократическая партия Молдовы (ЛДПМ);
– Демократическая партия Молдовы (ДПМ) – «левоцентристская альтернатива», картинно-оппозиционная ПКРМ на выборах и вероятный ее наиболее союзник в парламенте;
– Социал-демократическая партия – союз половинки развалившейся СДПМ, оставшейся под руководством Дмитрия Брагиша и Центристского Союза Василия Тарлева;
– Партия экологов «Зеленый Альянс»;
Последняя неделя перед ними была отмечена рядом интересных событий.
– Власти Молдовы отказалась от обвинений в адрес Румынии в организации беспорядков в Кишиневе 7 апреля. Об этом объявил генеральный прокурор Молдовы Валерий Гурбуля.
Очевидно, тема исчерпана. Из антирумынской пропаганды было выжато все, что возможно, ее дальнейшая эскалация просто не имела смысла.
* * *
– Правительство Молдовы и китайская государственная компания COVEC заключили протокол о намерениях: о выделении Молдове кредита в 1 млрд. долларов на развитие инфраструктуры. Речь идет о кредите сроком на 15 лет с трехлетней отсрочкой по выплатам на реконструкцию дорог, систем водоснабжения, очистных станций, индустриализацию сельскохозяйственного сектора и развитие перерабатывающей отрасли. Аналогичный кредит в полмиллиарда Молдова получит у России.
Будет ли реализован протокол, подписанный с китайской компанией – вопрос спорный. Действительно, Китай может заинтересоваться Молдовой как плацдармом для выхода в Восточную Европу, и будет в этом случае заинтересован в стабильности и в сохранении у власти нынешней правящей партии. Однако непосредственно перед выборами это был прежде всего предвыборный PR ПКРМ.
* * *
Непосредственно перед выборами участились «наезды» пропагандистов ПКРМ на Марианна Лупу. Напомню, что Лупу, занимавший в иерархии ПКРМ и государственной власти весьма высокое положение (член ЦК, экс-спикер, экс-премьер) незадолго до выборов демонстративно перешел в оппозицию ПКРМ. Обстоятельства, сопутствовавшие этому переходу, однозначно говорили о том, что проект «ДПМ + Лупу» целиком является разработкой ПКРМ и имеет целью расширение электоральной базы ПКРМ за счет лиц, желающих голосовать за более или менее левые партии, но недовольных именно ПКРМ и ее деятельностью у власти.
Об этом же говорил и весь ход избирательной кампании: ПКРМ и ДПМ часто использовали одни и те же СМИ и структуры для распространения своих агитматериалов. Были замечены случаи одновременной раскладки по почтовым ящикам газет «Пульс», «Коммунист» и листка «Мариан Лупу – правильный выбор!». Этот же набор газет, а также буклеты с портретом М.Лупу распространяли проводники в пассажирских поездах. Это, а также другие факты говорят о слаженности действий ПКРМ и ДПМ.
Предвыборная атака ПКРМ на Лупу имела, как минимум, три цели:
– Чтобы избиратели не подумали будто ПКРМ и ДПМ – фактически одна партия, так сказать, головной офис и филиал;
– Чтобы Лупу не слишком зазнавался, помнил, что на него достаточно компромата и не вздумал вести двойную игру;
– Чтобы создать предпосылки для посредничества ДПМ при переговорах с жесткой оппозицией: ЛДПМ и АНМ, менее вероятно – с ЛПМ.
Помимо дополнительных голосов, Лупу и его ДПМ в планах ПКРМ должны также сыграть роль инструмента «европеизации» молдавской власти при сохранении ведущей роли ПКРМ. С этой целью Лупу последовательно позиционировали и позиционируют как прозападного политика, центриста, как «мост» между либералами и коммунистами
* * *
Непосредственно перед выборами в Молдове под различными предлогами были задержаны и/или депортированы из нее наблюдатели, по той или иной причине неудобные кишиневским властям. В частности, были задержаны 5 граждан Украины – представители Комитета избирателей Украины, 11 наблюдателей из Грузии – представителей организации «Справедливые выборы», ряд наблюдателей из России, Белоруссии и Казахстана из ассоциации «Голос». Всего – около 90 человек, причем, во всех случаях власти действовали либо под явно надуманными предлогами, либо отказывались предоставить какие-либо документы об отказе в аккредитации и его причинах. Было очевидно, что правящая партия готовит массовую фальсификацию результатов голосования, и избавляется от наиболее неудобных свидетелей. Ряд наблюдателей сообщал об оказании на них давления со стороны криминальных элементов, представлявшихся членами различных общественных организаций.
* * *
Результаты выборов:
Явка избирателей составила 58.8% – высокая. Выборы признаны состоявшимися (порог – 33%).
По результатам обработки 97% бюллетеней избирательный порог в 5% прошли 5 партий:
ПКРМ – 45.10% и 48 мандатов
ДПМ 12.50% и 13 мандатов
АНМ 7.40% и 8 мандатов
ЛПМ 14.40% и 15 мандатов
ЛДПМ 16.40% и 17 мандатов
При данном раскладе просматривается единственный вариант правящей коалиции: ПКРМ+ДПМ = 61 мандат. Это дает возможность избрать президента (необходим минимум 61 мандат) но не дает возможности принимать органические законы (необходимо 67 мандатов). В целом, можно говорить об очень неустойчивой ситуации в парламенте и о поражении ПКРМ – выборы завершились максимально благоприятно для оппозиции, получившей 40 мандатов.
Результаты exit-poll сильно отличаются от данных ЦИК:
ПКРМ 40.50% и 43 мандата
АНМ 8.00% и 8 мандатов
ЛПМ 16.50% и 18 мандатов
ЛДПМ 17.60 и 19 мандатов
ДПМ 12.80% и 13 мандатов
Если принять результаты exit-poll за основу для рассуждений, то правящая коалиция просто не складывается, новые выборы неизбежны. Однако по закону их нельзя проводить год – то есть ситуация консервируется – работает новый парламент и старый президент (Владимир Воронин) – абсолютно непредсказуемое сочетание. Очевидно, что опираясь на административный ресурс ПКРМ все-таки удалось обеспечить себе еще 4 года пребывания у власти. Правда, эти годы не обещают быть простыми – скорее, они будут для ПКРМ последними. Оппозиция достаточно сильна, она может блокировать наиболее серьезные законодательные инициативы, невыгодные ей, и имеет хорошие шансы укрепиться к следующим выборам.
Возможные сценарии
Маловероятно, что оппозиция позволит втянуть себя в события, аналогичные событиям 7 апреля. Однако массовые вступления в центре Кишинева вполне ожидаемы. Скорее всего, они пройдут мирно, на фоне закулисных переговоров. Коалиция ПКРМ+ДПМ изберет президента, очевидно, им будет Мариан Лупу. Председателем парламента станет Владимир Воронин, премьером останется Зинаида Гречаная.
Однако дальнейшее – после избрания президента – поведение фракции ДПМ – под большим вопросом. Нельзя исключать и новый союз ДПМ – с оппозицией, и образование неустойчивого большинства: 53 коалиционных мандата против 48 мандатов ПКРМ. В любом случае Лупу придется рисковать – а он не склонен к риску. По этой причине подобный сценарий возможен, но не скоро, ближе к выборам 2013 года.
Обе стороны будут крайне озабочены расколом противоположной стороны и поиском союзников, в том числе и в Приднестровье. Это означает существенный рост влияния России в регионе, поскольку именно Россия является для Приднестровья ориентиром. Возможны существенные уступки приднестровской стороне на переговорах, с единственной целью – обеспечить участие в следующих выборах приднестровских избирателей на стороне ПКРМ. Приднестровская ПКП получит существенную поддержку со стороны Кишинева.
Одновременно в Приднестровье активизируются и другие партии – прежде всего, ЛДПМ, и, как противовес ей – ДПМ. Вероятна и активизация СДПМ, но скорее всего в отдаленной перспективе. Одновременно в Приднестровье активизируется и деятельность России. Причем, Россия активизируется в Приднестровье с двойным прицелом: с целью использования непризнанной ПМР как инструмента усиления влияния и на Молдову, и на Украину, где в ближайшей перспективе предстоят президентские выборы.
С другой стороны, есть все основания ожидать активизации в Молдове и Румынии. Весьма примечательным в этом плане является появление в день выборов на одном из румынских сайтов данных анонимного exit-poll, авторы которого дали весьма адекватный расклад голосов:
ПКРМ – 47 %
ЛДПМ – 15 %
ЛПМ – 14 %
ДПМ – 11 %
АНМ – 8 %.
По поводу авторства и заказчика можно спорить – но сам факт в любом случае примечателен. Характерно, что украинские политологи не дали на выборы сколь-нибудь цельных прогнозов (не говоря уже о достоверных). Иными словами, происходящее в Молдове оказалось вне сферы интересов Украины.