Бывший посол США в Казахстане, а ныне заместитель исполнительного директора Международного энергетического агентства (IEA) Ричард Джонс, выступая с докладом в рамках 3 международной нефтегазовой конференции «Развитие Каспийского шельфа» вообще заявил о том, что срок начала добычи нефти на Кашагане может быть перенесен на 2014.
При этом многие понимают, что правительство и инвесторы находятся друг у друга в заложниках. Первые никак не могут обойтись без крупных транснациональных добывающих компаний, так как только им под силу работать в сложных геологических условиях Кашагана и Тенгиза. А вторые потратили слишком много времени и средств, чтобы просто так уйти. Ведь тот же Кашаган, согласно версии CNN Money, уже занял первое место в мировом рейтинге самых дорогих энергетических проектов за последние 40 лет – около $116 млрд. Что касается Conoco Phillips или Statoil, то их уход из нефтегазовых проектов в Казахстане является скорее исключением, чем правилом.
С конца прошлой недели пошли упорные разговоры, что часть пакета «Казмунайгаза» в Кашагане будет продана китайцам. Когда статья Досыма Сатпаева была готова к публикации, пришло сообщение Рейтер. В интервью этому агентству глава КМГ Ляззат Киинов подтвердил, что китайский энергетический гигант CNPC купит долю в Кашаганском проекте, заплатив за нее более $5 млрд. Продавцом пакета выступит «Казмунайгаз», при этом сам КМГ, воспользовавшись правом преимущественного выкупа, получит пакет другого участника – ConocoPhillips, который имеет 8,4%, но выйдет из проекта.
Китайская государственная нефтяная компания CNPC – не просто новый инвестор. Это новый игрок в проекте, представляющий страну со второй по мощи экономикой мира. Страну, которая имеет не только экономические амбиции и аппетиты.
Похоже, кашаганский узел затягивается.