СВЕТЛАНА КРЮКОВА, “Комментарии”
При условии сотрудничества с Кабмином новый президент благословит масштабное урезание социальных расходов в интересах бюджета
Социальные стандарты станут самой острой и болезненной проблемой будущего президента
СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
Время бездумной раздачи льгот, похоже, кануло в Лету. Во всяком случае, их расширение будет отложено до окончательного выхода из кризиса и того момента, когда необходимость плотного сотрудничества с международными кредиторами будет уже не столь острой. Напомним, одним из неизменных требований МВФ остается приведение уровня расходов бюджета к его доходам. «Проблема номер один — отчисления в социальные фонды. Она назрела, без нее не решить проблему существенной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Думаю, внедрение единого социально взноса станет общей темой для президентов Януковича и Тимошенко. Их отличие — в скорости внедрения этой реформы. Для Тимошенко характерны более радикальные подходы, Янукович в этом вопросе более консервативен», — поделился мнением с «k:» директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудик.
Разработка соответствующего законопроекта началась еще при правительстве Виктора Януковича, пункт о внедрении единого соцвзноса был включен и в программу правительства Юлии Тимошенко. 15 января Верховная Рада рекордным количеством голов (409!) поддержала закон «О системе сбора и учета единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», разработанный Михаилом Папиевым. Однако документ был ветирован Президентом из-за того, что под соусом реформирования системы общеобязательного государственного страхования парламентское лобби решило создать очередного мощного регулятора по образу и подобию Тендерной палаты (Методологическая комиссия по вопросам отчетности).
После выборов народные избранники вновь могут вернуться к рассмотрению этого вопроса. Президент Виктор Янукович, скорее всего, поддержит идею перекладывания основной нагрузки с работодателя на наемных работников. Юлия Тимошенко не будет особо на этом настаивать.
МОНЕТИЗАЦИЯ ЛЬГОТ
Отличительной особенностью социальной реформы нынешнего премьера в случае победы на президентских выборах станет монетизация льгот, то есть их замена адресными выплатами незащищенным слоям населения. Эту идею правительство Юлии Тимошенко вынашивает не первый год. «Льгота должна иметь денежный эквивалент. Вместо льгот на лекарства или проезд мы дадим людям деньги, и каждый сам решит, на что их тратить: на медикаменты или на оплату услуг ЖКХ», — объяснил «k:» глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике «бютовец» Сергей Терехин. К процессу монетизации льгот Юлия Владимировна приступила, едва заняв премьерский пост. Она инициировала проведение инвентаризации получателей госпомощи и оценки того, насколько для них оправдана такая поддержка. Однако эта инициатива так и не была воплощена в жизнь. По официальной версии, Минсоцтруда просто не хватило людей, чтобы выполнить столь объемные работы. В действительности же Тимошенко попросту не хотела осуществлять столь непопулярные реформы перед будущими выборами. «Впрочем, не исключено, что после выборов процесс инвентаризаций при президенте Тимошенко пойдет более живо», — говорит первый замминистра по вопросам труда и социальной политики Павел Розенко.
Команда Виктора Януковича против монетизации. «Никто не имеет права ограничивать льготы какими-то внешними факторами, доходами. Они должны в обязательном порядке предоставляться стопроцентно. Нам сегодня необходимо четко и ясно установить, что должно быть закреплено конституционное право граждан получать льготы в виде услуг. О выплате льгот деньгами можно говорить только в том случае, если в денежном эквиваленте такая компенсация окажется выше», — заявил экс-министр труда и социальной политики «регионал» Михаил Папиев.
СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ УСЛУГ ЖКХ
Вероятнее всего, став президентом, Юлия Тимошенко попытается существенно сократить объемы субсидий, выделяемых гражданам на оплату услуг ЖКХ. Пока такие решения принимались на уровне нормативных актов Кабмина. В частности, в мае правительство приняло постановление, согласно которому субсидии не будут назначаться при выявлении во время обследования незадекларированных источников доходов семьи. А также, если в течение года с момента обращения за субсидией приобретались вещи длительного пользования на сумму, превышающую 10 прожиточных минимумов (на 1 января 2009 года прожиточный минимум составлял 669 грн.) для прописанных в жилом помещении лиц. Кроме того, документ установил жесткий контроль над уплатой получателями субсидий обязательной доли платы за жилищно-коммунальные услуги. Президент Юлия Тимошенко может инициировать законодательное ограничение круга получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ или закрепление в законах более строгих правил их выделения.
ЕДИНЕНИЕ ЯНУКОВИЧА И ТИМОШЕНКО
Кроме того, Юлия Тимошенко благословит дальнейшее повышение цен на газ для населения. Во всяком случае, ее правительство уже пообещало МВФ до конца нынешнего года поднять цены на газ для населения и предприятий коммунальной теплоэнергетики на 20%, а с 2010 года — ввести ежеквартальную корректировку цен для этих категорий потребителей. Чтобы обеспечить дальнейшее сотрудничество с фондом, которое помогает поддерживать бюджет на плаву, выполнять это обещание придется и Виктору Януковичу в случае его президентства.
Впрочем, Виктор Федорович может стать достойным воплотителем и других идей нынешнего премьера. Не исключено, что в его социальной стратегии в случае прихода к президентской власти появится новая тема — компенсация задолженности перед вкладчиками Сбербанка СССР. «Акция «Юлина тысяча», что бы ни говорили, оказалась успешной, несмотря на негативный эффект в виде растущей инфляции. Янукович наверняка продолжит выплаты», — говорит «k:» председатель комитета ВР по вопросам труда и социальной политики Василий Хара (Партия регионов). Эта кампания принесла Юлии Тимошенко немало политических дивидендов. Публичный отказ от этой идеи навредит Януковичу-президенту. В 2008 году из 13 млн. человек по 1 тыс. грн. вкладов смогли получить лишь 6 млн., а значит оставшиеся 7 млн. украинцев — потенциальный электорат Януковича при подготовке к парламентским выборам. Тимошенко в случае победы на президентских выборах компенсацию вкладчикам Сбербанка сделает второй, более широкомасштабной акцией благодарности избирателям. Правда, на этот раз компенсация, скорее всего, будет происходить в основном в форме взаимозачетов, к примеру в погашение долгов за услуги ЖКХ (одарить бывших вкладчиков «живыми» деньгами не получится из-за отсутствия необходимых средств в казне).
По предварительным подсчетам комитета ВР по вопросам соцполитики, сегодня разнообразными льготами пользуются более 18 млн. граждан. Причем самыми активными получателями преференций остаются далеко не самые бедные украинцы, а значит экономить еще есть на чем. Если же сохранится нынешняя ситуация противостояния во власти, то новый Президент, вне зависимости от персоналий, ограничится популистскими предложениями вроде дальнейшего повышения минимальной зарплаты и будет жестко критиковать Кабмин за невыполнение социальных стандартов.