Максим Нечипоренко
Образ собирателя активов под государственное крылышко, над которым старательно трудится команда премьер-министра требует жертв от бизнеса. Конечно перед ЮВТ все равны, но есть те кто «не так равен, как другие». В особую немилость попала Group DF, принадлежащая Дмитрию Фирташу. Недавно Фирташ потерял сырьевую базу для предприятия “Крымский Титан”. Его имя связывают с конкурентом Тимошенко по избирательной гонке Яценюком. Тем не менее, заявления правительства прямо говорят о том, что государство скорей всего не будет прекращать сотрудничество с промышленником.Что, заметим, в наше время звучит немного странно.
Украина обладает 20% мировых разведанных запасов титана. Сверхпрочный и тугоплавкий металл используется в авиационной и космической промышленности, фармакологии, химии и даже в производстве красок.
Как всем известно, природа не терпит пустоты, и после того, как с подачи сильных мира сего мы стройным рядами двинулись к светлому капиталистическому будущему, началась повальная приватизация. Не обошло это и титановую отрасль. В самом конце 2004 года, Дмитрий Фирташ успел вырвать у старой власти концессию на два горнорудных предприятия – Иршанский ГОК и Вольногорский горно-металлургический комбинат, расположенных в Житомирской области.
Данные предприятия играют огромную роль в титановой отрасли Украины. Иршанский ГОК занимается интенсивной добычей титановых руд. Производственные мощности позволяют выпускать до 380 тыс. тонн продукции в год. Комбинат производит ильменитовый концентрат с переводом в условный титановый концентрат с содержанием диоксида титана. Вольногорский ГОК – одно из крупнейших предприятий в мире по добыче и переработке руд, содержащих редкие металлы. На комбинате выпускается 40 видов продукции.
Также не маловажна и выгода от этих предприятий. Помимо того, что добытую руду просто можно гнать на экспорт в качестве сырья, в Украине находится крупнейший и основной производитель диоксида титана на территории Восточной Европы – “Крымский Титан”. В том же 2004 году Фирташ получил долю в предприятии в размере 50%-1 акция.
Безуспешные попытки вернуть “Крымский титан” обратно в госсобственность не увенчались успехом. Но нашлись другие рычаги влияния на опального олигарха. Государство, в лице Кабмина, просто отказалось продлить аренду по Иршанскому ГОКу и Вольногорскому горно-металлургическому комбинату компании OstChem International. Последняя входит в структуру Group DF, которая контролируется Дмитрием Фирташем.
В дальнейшем предприятия, производящие титановую руду, войдут в структуру государственной акционерной компании “Титан Украины”. Нужно отметить, что в Украине не только добывают титановую руду, но и ее обогащают (предприятие Крымский Титан), делают титаносодержащую химическую продукцию (Сумыхимпром), а также плавят непосредственно сам металл (Запорожский титано-магниевый комбинат). Правительство решило объединить все активы, так или иначе связанные с производством титана в единый государственный холдинг.
Так в конце февраля этого года начал осуществляться проект “Титан Украины”. Своим решением правительство включило в его уставный фонд госпакеты акций в размере 100% “Сумыхимпрома” и ГАК “Титан”, которая осуществляет корпоративное управление 50%+1 акций крупнейшего производителя двуокиси титана “Крымский Титан” (Армянск, Крым), а также госпакет акций Запорожского титано-магниевого комбината после превращения его в открытое акционерное общество.
Как говорится – парню не повезло. После того, как у Дмитрия Фирташа отобрали 40% доли газового рынка на Украине, в конце апреля Фирташ лишился и своего венгерского трейдера Emfesz. Emfesz за $1 досталась швейцарской RosGas AG. Одним из тех, кто лишил Дмитрия Фирташа его венгерского газового трейдера Emfesz, был предприниматель Сергей Прокопьев. А в партнерах у него было сразу два Путина – Игорь и Олег. Правда, являются ли они родственниками российского Премьер-Министра – не известно. Создается впечатление, Фирташа преследуют невзгоды.
Но так ли это? То, что Фирташ потерял активы в житомирщине – вполне закономерно. Еще в конце июля Государственная администрация Житомирской области заявляла об угрозе остановки Иршанского ГОКа из-за непрозрачных финансовых потоков во взаимоотношениях между ГОКом и “Крымским Титаном”. В пессимистическом варианте развития, для государственного предприятия это вылилось бы в потери 100 млн. грн.
В течение последнего года Иршанскому ГОКу не выделяются земли под новые карьеры, поскольку этим вопросом должен заниматься “Крымский титан”. Зато государство выделило земли в области под новые рудники именно “Крымскому титану”. За время аренды житомирских титановых предприятий “Крымский титан” построил свои предприятия (Междуреченский ГОК и обогатительную фабрику “Валки-ильменит”), которые также занимаются добычей и обогащением ильменитового (титаносодержащего) сырья. Получается, что за государственные деньги и в ущерб государственным предприятиям, Дмитрий Фирташ выстраивал свою собственную титановую империю. А “под откос” могло полететь крупнейшее предприятие по добыче ильменита со всеми его работниками.
Но и это не все. В правительстве не исключают, что после перехода предприятий под управление Минпромполитики ГОКи продолжат сотрудничество с крымским производителем. “Я думаю, что основными потребителями сырья этих ГОКов в Украине останутся, как и сейчас, “Сумыхимпром” и “Крымский Титан”, – отметил министр промышленной политики Владимир Новицкий.
К такому развитию событий склоняются и в Ostchem Holding. “У “Крымского Титана” есть два пути решения проблемы с сырьем. Первый – договориться с правительством о поставках титановой руды с предприятий, которые переходят под управление государства. Второй – импорт сырья. Безусловно, для нас наиболее экономически целесообразен первый вариант”, – сообщил пресс-секретарь компании Алексей Федоров. Он также отметил, что если цена на титановую руду, которую предложит правительство, будет приемлемой, то “Крымский Титан” готов сотрудничать с Вольногорским ГМК и Иршанским ГОКом.
И этому можно верить – 80% произведенной продукции Иршанским ГОКом потребляет “Крымский Титан”, 15% продукции – крупнейший производителем фосфатных удобрений компания “Сумыхимпром” и 5% продукции экспортируется в Чехию. “У нас есть взаимный интерес спокойно, нормально работать”, – отметил представитель OstChem. Что же касается продукции Вольногорского ГОКа, то представитель компании сообщил, что 90% продукции данного предприятия поставляется на экспорт. Ранее экспортом продукции ГОКа занималась австрийская компания OstChem International, подразделение группы Фирташа, а 10% потребляется внутренним рынком.
Теперь все становится в логическую цепочку. Собирая активы, государство в конечном итоге все равно потакает капиталу. Показательное не продление аренды стало возможным только тогда, когда Фирташ подготовил себе базу на будущее, на всякий случай, открыв новые карьеры. Но даже после того как Иршанский ГОК и Вольногорский горно-металлургический комбинат были возвращены государству, все равно сотрудничество с “Крымским титаном”, скорей всего, будет продолжаться. Не будем забывать, что половина последнего принадлежит государству. Правила игры часто не позволяют частному бизнесу и государству в один момент разрешить возникшие вопросы. Но в конечном итоге, их интерес идет нога в ногу, даже если на политической сцене они готовы, казалось, перегрызть друг другу глотку.