додому Соціум ЖУРНАЛИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ОТ МОХАММЕДА АББАСА И МЭТТА УОЛША

ЖУРНАЛИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ОТ МОХАММЕДА АББАСА И МЭТТА УОЛША

302

Как писать мультимедийный репортаж и репортаж для социальных медиа, почему для журналиста важен «лайв-блогинг» – в мастер-классе тренеров Thomson Reuters Foundation Мохаммеда Аббаса и Мэтта Уолша.

20 сентября 2013 года генеральный директор группы компаний «1+1 media» Александр Ткаченко презентовал собственный образовательный проект – Вища школа Media&ProductionИ уже в конце октября медийная школа, созданная при поддержке Thomson Reuters Foundation, BBC Academy и Высших курсов сценаристов и режиссеров, начала свою работуПервый тренинг «Журналистика социальных медиа» для участников школы провели тренеры одного из крупнейших информагентств Thomson Reuters Foundation –Мохаммед Аббас и Мэтт Уолш.

В последние годы не только среди потребителей, но и среди создателей медийного контента не угасают споры о том, чем закончится противостояние телевидения и интернета. В первую очередь этот вопрос заботит телевизионщиков, которые в росте сетевой аудитории видят угрозу рейтингам телесмотрения. При этом сами они не представляют свою работу без лептопов, браузеров и социальных сетей. И тот факт, что первым курсом медиашколы на базе телеканала стал тренинг по работе в соцсетях, говорит в пользу интернета как основного канала коммуникации для журналистов.

Мэтт Уолш ведет тренинг

В рамках пятидневного тренинга британские репортеры знакомили слушателей школы (в том числе журналистов и редакторов ТСН) с тем, как их западные коллеги используют в своей работе такие социальные медиа, как FacebookTwitter и другие. А также учили, как писать репортаж именно для социальных медиа и как писать мультимедийный репортаж.

По словам тренеров, мультимедийный репортаж не обязательно подразумевает присутствие журналиста на месте событий и создается в режиме реального времени. В том случае, если журналист всё же присутствует на мероприятиии или происшествии, он в онлайне делится с читателями своими наблюдениям, комментарии которых дополняют его материал фактам и мнениями. Также мультимедийный репортаж может и должен включать в себя оперативные фотографии с места событий, комментарии очевидцев, участников и должностных лиц в социальных сетях (для поиска постов в Twitter тренеры рекомендуют пользоваться хэштегами), а также видеоматериалы и оценки экспертов.

Важной аналитической составляющей такого репортажа могут быть статистические таблицы и всевозможная инфографика по теме, а также карты местности, если это уместно. Впрочем, в отличие от газетно-журнального репортажа, мультимедийный репортаж имеет начало, но не имеет дедлайна. Онлайн-репортаж не заканчивается сдачей материала в номер, потому как журналист, работающий над этой темой, продолжает за ней следить еще некоторое время. Кроме того, репортер всегда имеет возможность подправить и дополнить уже опубликованную информацию.

Эксперты Reuters говорят, что во всём мире социальные сети оказывают серьезное влияние на современную журналистику. И не только как оперативный источник эксклюзивной информации от ньюзмейкеров и очевидцев событий, но и как средство формирования своей аудитории.

При этом тренеры Мэтт Уолш и Мохаммед Аббас признали ограниченность поисковых возможностей Facebook, который сводится к личным страницам людей и компаний. И больше внимания уделили широкому функционалу мобильных приложений Tweetdeck и Trendsmap, позволяющих эффективнее работать с сервисом микроблогов Twitter. А также устроили слушателям небольшой мастер-класс по написанию коротких новостных сообщений до 140 символов (но для большей эффективности посоветовали не выходить за рамки 70–80 знаков с пробелами).

Рассказав о поиске по твитам и подтверждении подлинности (верификации) аккаунтов пользователей, британцы уделили пару часов этической составляющей работы в соцсетях. И хотя большинство аспектов «сетевой этики» перекликаются с уже известными журналистам кодексами, у редакторов Reuters есть список указаний касательно социального нетворкинга. Он включает в себя список вопросов, на которые нужно ответить, прежде чем брать информацию из социальных медиа.

Список вопросов, на которые нужно ответить журналистам Reuters своим редакторам, прежде чем брать информацию (фото, видео, комментарии) из социальных медиа:

1. Является ли материал достаточно важным, чтобы прибегать к использованию социальных сетей?

2. Обсуждался ли этот вопрос с непосредственным руководителем и читал ли материал кто-то еще?

3. Единственный ли это материал для статьи и обеспечивает ли он «добавленную стоимость» к тому, что уже есть?

4. Если/ когда тему подхватят другие журналисты или стрингеры, дает ли материал возможность развития темы?

5. Пострадают ли наши клиенты (подписчики), если мы не осветим этот материал?

6. Были ли попытки проверить материал на предмет его точности?

7. Были ли попытки контакта с обладателем авторских прав?

8. Есть ли доля уверенности в том, что этот материал был незаконно похищен у наших конкурентов?

9. Знаем ли мы стоимость данного материала, если бы его пришлось покупать у регулярного источника информации?

10. Задокументированы ли попытки контакта с владельцем авторских прав?

11. Есть ли у нас механизм корректирования или удаления материала в случае необходимости?

По мнению тренеров Reuters, для современного журналиста большое значение имеет формирование персонального бренда – как для человека не просто осведомленного, но и компетентного в своей сфере. Поэтому они поделились с украинскими коллегами своими идеями по привлечению аудитории к своему аккаунту, который должен стать первым шагом к формированию персонального сообщества.

Для увеличения количества последователей Уолш и Аббас рекомендовали журналистам:

– твитить собственные сенсации,

– использовать хэштеги,

– делиться тем, что им интересно, и не забывать делать ссылки на источники.

По мнению авторов тренинга, в перспективе это может помочь не только с нахождением источников информации, но и с поиском нового места работы.

Онлайн-мониторингу соцсетей и отслеживанию новостей в микроблогах была посвящена практическая часть курса цифровой журналистки. Четвертый день тренинга слушатели посвятили «лайв-блогингу» и работе с набирающей популярность платформой Storify. Этот интернет-сервис позволяет вести онлайн-блоги по какой-либо теме, компилируя на своей странице информацию из нескольких источников – посты в Twitter, ссылки на Facebook, а также фотографии Flickr и видео из YouTube.

Надо сказать, пока что журналисты в Украине мало знакомы с таким форматом работы. Большинство из них считают онлайн-блог лишней нагрузкой и не понимают, зачем им нужно дважды делать одну и ту же работу. Поэтому все преимущественно ограничиваются расшариванием ссылок в Facebook и комментариями под ними.

Конечно, недоумение тележурналистов по поводу необходимости вести блог в большей мере справедливо. Ведь им, как ни крути, нужно выезжать на съемки и вживую общаться с ньюзмейкерами, а не компилиролвать и постить их твиты в сети. Но для авторов интернет-изданий формат профессионального «лайвблогинга» не что иное, как будущее цифровой журналистики.

В 2009 году журнал Forbes проанализировал глобальные тренды и назвал профессию журналиста-агрегатора в числе наиболее востребованных специальностей грядущего десятилетия.

«Блоги отвоевывают всё больше информационного пространства у традиционных СМИ. Крупные издания привлекают читателей, размещая на своих сайтах посты известных блогеров. В будущем журналистика, основанная на компиляции уже существующей информации, станет главным конкурентом традиционных медиа. А искусный компилятор, составляющий выжимки из оригинальных текстов, сталкивающий лбами разные позиции, подстрекатель к неожиданным дискуссиям – еще одна перспективная профессия», – написал тогда преподаватель журфака МГУ Андрей Вырковский.

Как показывает опыт развития блогерских онлайн-платформ и гражданской журналистики в Европе, конкуренты «традиционных медиа» постепенно завоевывают популярность у интернет-аудитории (которая, в отличие от телевизионной, с каждым годом только растет). Поэтому есть основания полагать, что совмещение современными журналистами работы в оффлайне с онлайн-блогами так же неминуемо, как и переход телевидения во всемирную сеть (как основной канал передачи телесигнала). Ну а как скоро юзеров станет больше, чем зрителей эфирного ТВ – это уже вопрос развития технологий, времени и, конечно же, денег.

https://osvita.mediasapiens.ua/material/24688

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я