По мнению многих южноафриканских расистов, их лидера убила песня.
В 1993-им Крис Хани (Chris Hani), один из самых популярных вожаков Африканского национального конгресса (ANC) и Компартии был убит человеком близким к Движению сопротивления афиканеров (AWB), основанного Юджином Тербланшом. Возмущённая чернокожая община начала бряцать оружием. Ситуацию разрядили выступления тогдашнего президента ЮАР Де Клерка и его основного оппонента Нельсона Манделы, призвавшие нацию не поддаваться на провокации и сохранить гражданский мир.
На днях с подобным заявлением выступил нынешний южноафриканский президент Якоб Зума. Причиной стала снова убийство. Однако на этот раз в лучший мир отправили белого, того самого Юджина Тербланша.
На первых взгляд события 3-го апреля на ферме Тербланша (примерно 100 км на восток от Йоханнесбурга), лишены какого либо политического подтекста. Юджин, нанявший на хозяйственные работы двух чернокожих юнцов, при окончательном расчете видимо решил обмануть наёмный персонал. Предложил им довольствоваться 300 рандами на брата. Месячная минимальная зарплата в ЮАР 1600 рандов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что батраки возмутились поведением сквалыги. Слово за слово – дошло да оружия. Проворней оказались чернокожие: они вынули ножи и убили на месте 69-летнего вождя «белых сепаратистов».
Описанный конфликт на сугубо материальной почве имел глобальные политические последствия. Как и следовало ожидать, активизировались сподвижники Юджина по AWB. Для них покойный был не простым смертным, а этакой глыбой африканерского национализма.
Напомним, что африканеры (или буры) потомки голландских колонизаторов, прибывших в Южную Африку еще в 17-ом веке. Позже их государственные формирования в результате англо – бурской войны были включены в состав Британской Империи. Когда Лондон дал колонии статус доминиона, буры вернулись в местную политическую элиту и вскоре начали формировать национальную политическую повестку дня: Именно по инициативе бурских политиков в ЮАР был введен режим апартеида.
Однако даже во времена расцвета расовой сегрегации находились безумцы, видевшие повсюду заговоры красных. К ним относился и полицейский офицер Юджин Тербланш, который сколотил в 1973-ем парамилитарную группировку. Задачи, которые ставили перед собой отцы основатели AWB, были поистине наполеоновские: создание отдельного государства буров т.н. Boerevolkstaat” построенного на принципах расового превосходства белых буров (потомков британских колонистов они считали людьми второго сорта). Судя по тому, что символика Движения была схожей с нацистской, а в организации царил культ Гитлера, задуманная Тербланше держава должна была во многом напоминать Третий Рейх.
Группа бывшего копа добилась популярности в 80-ые, когда в южноафриканском обществе начались дебаты о необходимости реформирования неэффективной и явно одиозной политической модели. Активисты AWB начали запугивать либеральных политиков и активистов чернокожих организаций. Им приписывают несколько терактов. Государство долгое время трактовало неонацистскую секту Тербланша как чокнутых маргиналов. Только в 1986-ом впервые спецслужбы заинтересовались африканерским «сопротивлением». К этому моменту Тербланш располагал развитой организационной структурой, поддержкой в белом сообществе, финансовыми средствами.
Однако, с началом процесса демонтажа режима апартеида, никакого серьёзного сопротивления властям AWB, не смотря на все свои обещания (Юджин обещал развязать гражданскую войну), оказать не смогло. Все свелось к ряду вооруженных провокаций, например, попыткой срыва выборов на ряде участков. Самой нашумевшей вылазкой банды Юджина оказались протесты против выступления президента Де Клерка в городке Вентерсдорп. 2 тысячи членов Движения по призыву Юджина направились в город, чтобы помешать спичу. Полиция блокировала дорогу. В ответ несколько активистов AWB достали волыны. Итог сражения: 2 члена Движения убиты, семь полицейский ранено. Это был первый случай применения оружия белыми против белых в ЮАР на демонстрации за 43 года. В чем заключался смысл пальбы по полицейским и причем белым, это до сих пор трудно понять.
Мотивы многих поступков Тербланше также лежат по ту сторону обыденной логики. Так покойник в последние годы жизни взял за моду появляться на публичных акциях исключительно верхом на лошади. Гарцуя на кобыле, по его словам, он отдавал долг памяти бурам – героям войны с британцами. Прежде чем увлечься конным спортом Юрджин 4 года провел за решеткой, куда попал за избиение чернокожего охранника. Еще раньше имела место долгая судебная тяжба насчет его морального облика. Одна из журналисток публично поведала о том, что политик, рассказывая байки про Boerevolkstaat, затянул ее в кровать.
Соратники Юджина оказались достойны своего фюрера. По их версии Юджина убили …песней. Речь о песни времен апартеида «Застрели бура», которую молодежка ANC ранее объявила своим партийным гимном.
Песня была написана во времена вооруженной борьбы. Ее авторы явно не страдали политической корректностью, что в принципе с учетом тогдашней ситуации объяснимо.
Тем неимение многие гражданские организации и партии посчитали, что в нынешних условиях, публичное исполнение «Застрели бура» подрывает общественные институты. Песню запретили, но история вокруг нее наделала много шума. По мнению расистов из-за нее чернокожая молодежь Южной Африки индоктринирована установкой – убить африканера. Одной из жертв коллективной истерики, полагают националисты, стал покойный Юджин.
Теперь защитники белой расы собираются мстить за своего фюрера. Эксперты очень скептически рассматривают возможность крупных вооружённых акций из стороны правых экстремистов. После 1994-га году их военизированные структуры потеряли былой потенциал. Однако убить какого-то популярного чернокожего политика, правые способны. Например, им может оказаться Юлиус Малема (Julius Malema), вожак «комсомола» ANC. Именно с его подачи «Застрели бура» стала гимном организации. За месяц до убийства Тербланша праволиберальная (состоящая из белых и черных представителей «среднего класса») оппозиция обвинила Малему в разжигания насилия в отношении белых фермеров.
Кстати эта категория населения самая большая группа риска в ЮАР. Среди представителей белой общины популярен миф о том, что Конгресс негласно поощряет подобные убийства, надеясь, что терроризированные белые латифундисты подадутся из страны. Их земли займут черные крестьяне. Таким образом, удастся решить весьма актуальную проблему малоземельных крестьян.
Насколько серьёзно можно относиться к угрозам AWB – устроить вендетту и невольно спровоцировать тем самым расовые погромы, покажут ближайшие 2-3 недели. Однако, даже если нынешний мир между белыми и черными удастся сохранить, нет никаких гарантий, что в июне ситуация не обострится вновь.
Социальные проблемы АНК так и не решил. Партию обвиняют в коррупции и отсутствии политической воли и бывшие борцы против режима апартеида, а не только белые политики. Говорить «Убей Бура» проще, чем повысить уровень жизни в черных рабочих поселках. Расовые проблемы и преступность – прямое следствие социального неравенства.
Летом страна принимает финальный турнир чемпионата мира по футболу. В ЮАР приедут десятки тысяч европейских туристов, средь которых наверняка будет много агрессивных футбольных фанатов. В Европе нацисты призывают «правых хулиганов» бойкотировать ЮАР, но дисциплина, как правило, не очень характерна для европейских расистов. Наверняка, последние начнут задирать местную публику, напрашиваясь на конкретные проблемы. Хорошо, если все ограничится небольшим мордобоем.
Материал написан для сайтов “Ліва Справа” и “Политком“