додому Економіка Фашистская партия Йоббик. Ничего смешного, кроме названия

Фашистская партия Йоббик. Ничего смешного, кроме названия

193

jobbikВладимир Задирака, “Ліва Справа”, 28.08.2009

Европейская дикость.

Есть страна в Европе, где последователи традиционной нацистской партии уже имеет предвоенный уровень поддержки. Партия с несколько комичным для славянского уха названием Йоббик достигла уровня популярности сравнимого с коллаборационистами из «скрещенных стрел» (14% Йоббика на выборах в Европарламент в этом году и 17 процентов «нилашистов» на выборах в венгерский парламент в 1939 ).

«Партия за лучшую Венгрию» была создана ультраправыми студентами в 2003 году. В 2007 году они приняли активное участие в формировании «культурной организации» «Венгерская Гвардия». Соответственно, даже униформу «гвардейцев» они предпочитают называть «формой национального костюма». Но, похоже, у «культурная организация» сегодня переживает не лучшие времена. Эта военизированная структура запрещена с июля 2009 года, а несколько штурмовиков обвиняются в шести убийствах ромов (цыган). Руководит Гвардией один из двух лидеров Йоббика (Jobbik) Габор Вона.

То есть выходит, что члены военизированной организации третьей по популярности партии Венгрии убивали представителей национального меньшинства. Это можно было предсказать. Ни для кого не секрет, что они немного застенчивые последователи Ференца Салаши. Гвардейцы используют флаги подобные тем, что были у «скрещенных стрел». А эта организация в 1944 году, после того как немецкие нацисты свергли власть регента Миклоша Хорти, сама занялась «окончательным решением» еврейского и цыганского вопросов. «Скрещенные стрелы» были одной из немногих нацистских партий, которые имели опору в рабочем классе. Сегодняшние последователи наци тоже смогли перехватить традиционный левый электорат. Они так же мастерски пытаются копировать приемы респектабельных «левых», как их предшественники, и умеют при этом оставаться настоящими расистами.

С Хорти Салаши поссорился на почве антисемитизма. Адмирал считал, что венгроязычный еврей-выкрест уже настоящий мадьяр и разводить болтовню про расу может только клинический идиот. Посему регент Венгрии до 44 года не разрешал истребление нацменьшинств и умеренных оппозиционеров. Когда полукровка Салаши (наполовину армянин) начал подозревать супругу диктатора в еврействе, то Хорти, вполне предсказуемо, отправил этого демагога в тюрьму. Немцы назначили Салаши руководить Венгрией и основными “свершениями” этого деятеля стали геноцид евреев и ромов.

Заигрались.

Когда создавались Йоббик, то основной целью было преодолеть крах правой идеи и разочарование людей в консервативной политике «парализованное состояние правых сил после порожения на выборах в 2002-ом году, и осознание того, что вся венгерская политическая элита потерпела фиаско в выполнении задач, на которые были определены в 1990-ом году.» Это прямая цитата с их русской странички в интернете.

Военизированная структура и инициативные праворадикальные молодые люди были нужны в качестве такого себе тарана по свержению социал-либерального правительства. Что-то вроде украинской «Поры». Такие же склонные к трескучей демагогии молодые политиканы, пользующиеся поддержкой правой части истэблишмента. Но Венгрия не Украина, а мультимиллионер Ференц Дюрчань не Кучма. Он уходить не пожелал. Тогда последовал следующий шаг – создание Венгерской Гвардии.

Борьба между Дюрчанем и Орбаном может представляться, как противостояние «безбожных большевиков» и националистов или прогрессивных сил и реакции только очень вовлеченному в войну идеологических штампов человеку. Со стороны, очевидно, что это откровенная борьба за власть двух буржуазных фракций в национальном государстве. “Нация”, “либеральные ценности”, “ответственность”, “порядочность” – это все не более чем слова. Когда политики употребляют их, то нужно покрепче схватить свой кошелек. Морализирование, обычно, самое любимое занятие ворья и политических жуликов.

Собственно, даже, если бы Дюрчень не был бы одим из богатейших людей Венгрии, а его партия не состояла бы из вчерашних комсомольцев, а ныне хозяев жизни, то все равно ничего бы не изменилось. Легальные социал-демократические партии не могут ничего предложить. Время для реформ капитализма давно закончилось, и улучшить жизнь они способны только на словах. Нужно менять саму систему, а это потребует лишить денег партийных спонсоров и наплевать на неприкосновенность частной собственности. А трепаться о благе народа умеют и ультраправые.

Фашизм в пиджаке

По сути, в момент создания и партии, и штурмовых отрядов задачи перед ней стояли совсем другие. Праволиберальная ФИДЕС, имеющая самый большой рейтинг, просто пыталась отмобилизовать уличных неонаци, которых «политкорректно» именуют, «группами гражданской самообороны» для борьбы с правительством социалистического олигарха Дюрченя. Убивать ромов лидер правой оппозиции Орбан им не поручал. Просто сколько не цивилизуй нациста, он все равно остается животным. А ведь как старались облагородить отморозков… Йоббик пришел выборам в Европарламент, как партия «двубортного фашизма». Этим термином называют организации ультраправых, которые с помощью политтехнологических маневров пытаются создать образ респектабельных и ответственных политиков. Посмотрите на Тягныбока. Это самый близкий украинский пример. Впрочем, у него «не заладилось». После откола «Патриота Украины» ему вряд ли удастся создать «два в одном», а именно, респектабельную партию и армию штурмовиков под единым руководством.

Они пошли даже на смену лица партии. 46-тилетняя юристка Кристина Морваи до выборов грозилась засудить всех, кто обвинял ее партию в причастности к убийству ромов. Сейчас, не получится. Дама в прошлом была одной из видных либеральных феминисток. Активно участвовала в борьбе с эпидемией СПИДа, пыталась сделать карьеру в ФИДЕС, но лидером партии она стала именно в Йоббике. Трудно поверить, что за ее политической силой кровь. Впрочем, эти пятна и не разглядет на ее любимых красных жакетах.

Заряженное ружье выстрелило.

Орбан во время избирательной компании 2006 года заявил, что “Республика — это лишь одежда на теле нации”. В то же время, возглавляемая им ФИДЕС выступила с инициативой создание в армии отдельных подразделений “гвардии защитников отечества”. В 2007 году создание Венгерской Гвардии приветствовали политики, пришедшие на волне антикоммунизма конца 80-х – начала 90-х. Присягу принимал Лайош Фюр. Министр обороны в кабинете Йожефа Анталла (1990-1993гг). Попы всех трех конфессий благословили будущих убийц, а во время торжественного мероприятии «потусить» собрались не только откровенные наци, но и консервативные парламентские политики. Во время торжества, посвященного созданию организации штурмовиков, слышались призывы к изучению стрелкового оружия.

Они и изучили его. Только использовали навыки не для борьбы с режимом псевдосоциалистической олигархии, а для запугивания и убийств ромов. Так респектабельные «национал-демократы» сварили тот кроваво-красный бограч-гуляш, которым теперь захлебывается опозоренный народ Венгрии. Женщины и дети, которых убивали, вряд ли являются ведущими деятелями «цыганского криминалитета». Просто их убивать проще.

Ромы.

Большая и слабо интегрируемая община представляет проблему не только для венгерского государства, но и для самой себя. Ромы, даже, если очень хотят жить, как остальные не могут реализовать своего желания. Собственные стереотипы поведения и расистские предрассудки общества выстроили невидимую стену вокруг их гетто.

Небезызвестный, теперь, всей стране (своими высказываниями о евреях) ужгородский мер Ратушняк в свое время попытался решить проблему. Самое занятное в этом политике, что он сочетает антисемитизм и отсутствие антиромских предрассудков. Расизм многолик, но нас в этой истории должно интересовать другое. Когда он первый раз пришел на свой пост, то открыл дорогу для жителей ужгородских гетто. Они могли получить низкоквалифицированную работу в недоукомплектованных коммунальных предприятиях. Это тут же снизило градус уличной преступности и сделало город чище. То есть с ромами можно иметь дело и их стремление нарушать закон, отнюдь не генетическое, как утверждают многие, а социальное.

Проблема, как утверждают образованные (большая редкость) представители этого народа лежит в плоскости школьного образования, ломки национальных стереотипов и полного отказа от дискриминации. Значительная часть этого народа выбирает «маргинальный» тип поведения только потому что считает, что другого пути вообще не существует. Возможно тогда, через несколько поколений, они станут такими же равноправными (не только по «закону», а и в реальности) гражданами, как и все остальные. В Скандинавии полностью, а во многих других странах Европы значительная часть ромов интегрирована в общество.

Ничего хорошего.

В августе полиция разогнала демонстрацию Гвардии, проводившуюся в поддержку арестованных членов организации, которых обвиняют в вооруженных нападениях и убийствах ромов. Похоже, что джина будут долго загонять в бутылку. Ведь кроме «цыганской» проблемы венгерских праворадикалов так же «беспокоят» евреи и словаки. Да и гомосексуалисты не дают спокойно жить. Очень беспокоит Йоббик распространение мужеложества. Это очень актуально в любое время, особенно, в кризисное. Но, пока это у них не самое приоритетное направление для нападений и убийств. Ведь, за это прийдется отвечать. Это не ромы. Могут найтись сильные покровители. А силу ручные фаши уважают.

В среду 26 августа в Братиславе неизвестные забросали бутылками с зажигательной смесью посольство Венгрии. Происходит это на фоне дипломатической войны между странами. Словакия – бывшая венгерская колония и очень болезненно относится к «излишнему» интересу официального Будапешта к их внутренним делам.

Учитывая давние и непрязненные отношения венгерских националистов ко ВСЕМ соседним странам, следует ожидать новых проявлений шовинизма. Венгерские ультраправые имеют претензии ко всем соседям и считают свою страну несправедливо обиженной. Причем, настроения эти были сильны и при просоветском режиме. Венгрия, накануне падения режима Чаушеску была готова воевать с Румынией за Трансильванию и только государственный переворот в Бухаресте и расстрел Чаушеску несколько ослабил накал конфликта 20-ть лет назад.

Сегодня ФИДЕС уже начинает поговаривать о возвращении Трансильвании (северная часть Румынии) в состав Венгрии. Градус политического радикализма растет, а дурной пример более чем заразителен. Вторая мировая тоже была обусловлена изначально возвращением «исконных земель» участниками стран гитлеровской оси, но «восстановлением исторической справедливости» она не ограничилась.

Соседние страны тоже имеют сильные националистические настроения и праворадикальные партии. И они тоже активно растут в последние годы. Если кризис накроет их экономики, то предсказать будущее будет довольно сложно. Правый радикализм и национализм, которые сознательно выращивались политическими «элитами», чтоб канализировать недовольство в безопасное для капитала русло, может выйти из под контроля.

Одна из причин, почему Украина так легко получает кредиты именно в этом политическом узле. «Открытые экономики» восточной части ЕС упадут сразу после украинского дефолта, если он случится. Нестабильная банковская система Украины можеть послужит «запалом» и взорвать Центральную Европу. Следствием обвального кризиса могут стать кровавые межгосударственные и гражданские войны. Эффект домино. Так международные финансовые институты пытаются спасти капитализм от его естественного порождения. Из кризиса «свободный рынок» часто выходит через войны. Но они крайне нежелательны в Европе.

Уличный костеголовый нацист – это только часть проблемы. Появление «воинов» «священной расовой войны» только симптом болезни. После краха коммунизма буржуазия развивала свободный рынок и националистическое государство. Экономический хаос может породить хаос и в политике. Если игры по насаждении сверху с иррациональных идей, “национального самосознания”, истеричной набожности, пропаганды консервативных ценностей и убогой «морали» не прекратятся, то мы имеем все шансы повторить венгерский путь. В начале 90-х в этой центральноевропейской стране практически не было ксенофобии. Например, распространенный во всех странах мира «бытовой антисемитизм» вырос с 7% в 1990 до 35% в 2009. И это не следствие малообразованности и предрассудков, как у нас. В отличии от Украины, в которой ТИПИЧНЫЙ ксенофоб стар и не имеет образования, в Венгрии это молодежь, сформированная в период после падения «железного занавеса». Нам есть куда падать.

“Ліва Справа”

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я