Домой Стратегия Великое бюджетное шаманство

Великое бюджетное шаманство

107

dolgМаксим Нечипоренко

Традиционный механизм пополнения бюджета в прошлом году, как впрочем, и в этом, не совсем работает. Но это не повод отказываться от наполнения доходной части бюджета. Правительство вынуждено было прибегнуть к займам. Значительной частью привлеченных заемных средств являются облигации внутреннего государственного займа — ОВГЗ.

Итак, производство сократилось, зарплаты ушли в тень. Как следствие, налоговые отчисления не могут покрыть всех трат, предусмотренных в основном финансовом законе страны. Для того, чтобы получить закрытый баланс, правительство вынужденно искать альтернативные источники финансирования доходной части бюджета страны.

По традиции, если денег не хватает до зарплаты, то мы обращаемся к друзьям за помощь и берем деньги взаймы. На государственном уровне происходит что-то подобное, но только размер привлекаемых средств несколько больше. Поскольку заемные средства не маленькие, то и механизм их привлечения также имеет свою особенность. Опустим аспект сотрудничества с международными финансовыми институтами, когда средства выделяются в форме прямого кредита Центральному банку. Чтобы привлечь деньги непосредственно в казну, правительству требуется документально оформить заем путем выпуска долговых расписок, в нашем случае – облигаций.

Поскольку Кабмин начало года встречал с абсолютно пустыми карманами, то реагировать приходилось быстро и без лишней скоромности. Кабинет министров так увлекли долговые игры, что только с 5 по 11 января 2010 года НБУ выкупил облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на 7,068 млрд грн.

Таким образом, всего за менее чем неделю НБУ увеличил объем ОВГЗ в своем портфеле с 50,102 млрд грн. до 57,17 млрд грн. При этом объем ОВГЗ в собственности банков с 5 по 11 января уменьшился незначительно, с 20 581 млрд грн. до 20 243 млрд грн., в собственности нерезидентов — сохранился на уровне 430,35 млн грн.

Заемные средства были направлены на оплату текущих платежей. Но основной платеж – конечно же, природный газ. Известно, что за это время Нафтогаз при помощи НБУ и с использованием ОВГЗ оплатил полученный в декабре российский природный газ на сумму около $900 млн или 7,2 млрд грн.

Это далеко не все манипуляции с облигациями. Нацбанк сообщил, что в конце 2009 года Министерство финансов переоформило остаток задолженности правительства перед НБУ путем выпуска и передачи ОВГЗ. В НБУ не уточняют, на какую сумму были выпущены ОВГЗ в рамках переоформления правительственного долга, но ранее в Нацбанке говорили, что речь идет о переоформлении долга на сумму около $1 млрд.

Должок образовался давненько, еще в 1994-1996 годах Нацбанк предоставил правительству валютные кредиты на общую сумму $1,3 млрд для финансирования дефицита госбюджета. В связи с тем, что правительство постоянно откладывало возврат этих средств, Нацбанк еще в 2003 году выступил с предложением реструктуризировать задолженность, оформив ее ОВГЗ с периодом обращения 30 лет.

В феврале правительство продолжило копать долговую яму. За неделю с 1 по 7 февраля совокупный объем ОВГЗ вырос еще на 1,1 млрд грн. При этом портфель ОВГЗ в собственности НБУ увеличился на 4,4 млрд грн., достигнув 62,1 млрд грн. Увеличение совокупного объема ОВГЗ был идентичен правительственному займу от 2 февраля. Увеличение объема ОВГЗ в портфеле НБУ связано с монетизацией ОВГЗ, находившихся у Нафтогаза. Нацбанк приобрел у газового монополиста облигаций на сумму 4,4 млрд грн., что эквивалентно $555 млн. Таким образом Центральный банк обеспечил 71% платежа за импортированный в январе природный газ на сумму $780 млн.

При этом Нафтогаз практически исчерпал увеличение капитала, полученное им в конце декабря. А это значит, что правительство придется искать дополнительные ресурсы финансирования импорта газа уже на днях. И источники финансирования все те же – НБУ или МВФ. С последней структурой у властей пока перерыв в отношениях, поэтому отдуваться в очередной раз придется НБУ.

Аналогичное по своей сути размещение было и 9 февраля. Аукцион как и 2 февраля носил явные признаки согласованных действий правительства и государственных банков. Объемы размещения точно соответствовали объему ОВГЗ, которые должны были быть погашенными на следующий день – 10 февраля. Это значит только одно, правительство уже давно не гасит свои обязательства, на покрытие которых выпускаются новые облигации с большей доходностью. Основная их цель – отстрочить платеж на будущее. Примечательно и то, что среди кредиторов фигурируют только государственные банки. Эти облигации потом монетизируются путем залога в НБУ, с которым есть определенные договоренности. Именно по этому в числе кредиторов мы не видим коммерческих банков или других учреждений. Государству уже никто не верит.

Отдельно остановимся на статистических данных. Официально Министерство финансов сообщало о дефиците бюджета в 2009 году на уровне 19,867 млрд грн. Но только по данным экс-президента Ющенко дефицит составил 75,8 млрд грн. Это с учетом выпуска гособлигаций на 44 млрд грн. для пополнения уставного фонда НАК «Нафтогаз Украины». Но ведь не все займы были учтены.

Текущий бюджетный год обещает быть не менее дефицитным, чем прошлый. По словам экс и.о. министра финансов Игоря Уманского, превышение расходов госбюджета над его доходами в январе-марте текущего года составит 1,5 млрд грн. ежемесячно. То есть, 4,5 млрд грн. Но в действительности только в январе-феврале текущего года прогнозируется в размере около 7 млрд грн.

Ориентировочный объем бюджетного дефицита в 2010 году составит около 150 млрд грн. (с учетом средств, предусмотренных на рекапитализацию проблемных банков). Таковы оценки экс-министра финансов Виктора Пинзеныка. При этом господин Пинзенык считает, что реальный дефицит будет еще выше, так как в условиях избирательной кампании правительство не решилось поднять цены на газ. И решит ли этот вопрос новое правительство также не ясно.

Перед нами разворачивается драматический конфликт официальных и не официальных цифр, аналогичная той, что была в прошлом году. Официально дефицит бюджета находится в приемлемых рамках, но если поднять все пласты привлеченных средств, то дефицит однозначно перевалит за 10%, но в действительности еще выше. Если прошлый год худо-бедно закрыли, а неудачи можно объяснить кризисным состоянием, то это год уже объявлен «бескризисным». Не потому ли госпожа Тимошенко так заострила внимание на факте передачи власти и четком разграничении ответственности между старой властью и новой. Ведь наполнять казну теперь придется ее оппонентам, а их инструментарий особо не отличается от набора рычагов прежнего правительства. Но, как говорится: назвался груздиком – полезай в кузовок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь