перевод Андрея Маклакова
Глобальная экономика столкнулась с очень серьезной рецессией. Насколько долгим и глубоким окажется этот кризис, зависит от того, насколько своевременными и точными окажутся действия правительств. Этот системный кризис совпал с беспрецедентным ростом цен на продовольствие и товары первой необходимости в начале года и возникший вследствие этого продовольственный кризис в развивающихся странах. В отличие от своих прежних обращений, «вашингтонская декларация» глобальных профсоюзов вышла за привычные рамки, и содержит требования не только позволить им участвовать в принятии решений на глобальном уровне, но и мирового геополитического переворота через создание «новой финансовой архитектуры» и институтов управления мировой экономикой с их участием.
1. Лидеры G20 собрались, когда глобальная экономика балансирует на краю пропасти. Зримое обострение финансового кризиса в сентябре и октябре 2008 ныне оказывает глубокое воздействие на реальную экономику. По прогнозам, в крупных развитых странах ВВП будет падать, а безработица – расти.
Кризис распространяется и на развивающиеся страны. Уже несколько правительств вынуждены обратиться за помощью в Международный Валютный Фонд, когда их финансовый сектор оказался, парализован, капиталы начали бегство, национальные валюты обрушились, а экономическое развитие остановилось.
Глобальная экономика столкнулась с очень серьезной рецессией. Насколько долгим и глубоким окажется этот кризис, зависит от того, насколько своевременными и точными окажутся действия правительств. Этот системный кризис совпал с беспрецедентным ростом цен на продовольствие и товары первой необходимости в начале года и возникший вследствие этого продовольственный кризис в развивающихся странах. Он также разворачивается на фоне ускоряющихся изменений климата, которые, если им не противопоставить быстрые действия, наиболее сильно ударят по самым бедным и самым уязвимым слоям населения на планете, включая женщин.
2. История показала, что кризис такого масштаба ведет к социальной и политической нестабильности с непредсказуемыми и часто трагическими последствиями. Более всего подвержены риску работающие семьи. В данный момент, после более чем двух десятилетий социальное единство оказалось под ударом из-за растущего неравенства в большинстве стран.
Сегодня те, кто лишился своих домов, работы и пенсий в результате финансового кризиса, за который они не отвечают, вынуждены, как налогоплательщики, выручать тех, кто ответственен за него. Правительства стран «Большой двадцатки» должны осознать крайнюю необходимость начать работу по созданию более справедливой, открытой и демократической системы управления глобальными рынками. Профсоюзы должны иметь место за столом критически важных переговоров в различных организациях, которые пройдут в течение ближайших месяцев.
3. Нынешний экономический кризис начался в США как наложение кризиса в сфере недвижимости, падения кредитного рынка и все более обостряющегося кризиса в сфере занятости. Каждый из трех кризисов серьезен сам по себе, однако их взаимодействие оказывает все более сложное и опасное влияние на реальную экономику. Цены на жилье обрушились, начались закрытия предприятий, утекли миллиарды долларов. Началось резкое падение покупательной способности людей, замедление экономики, вынуждая работодателей сокращать рабочие места и урезать зарплаты. Продолжающееся снижение цен на недвижимость усугубляет кредитный кризис, поскольку стоимость заложенной недвижимости снижается, подрывая баланс недостаточно капитализированных финансовых учреждений.
До тех пор, пока падение цен на недвижимость и рост безработицы не остановятся, банковская система будет продолжать ослабевать. Этот порочный круг воспроизводится во все новых развитых и развивающихся странах, ранее считавших себя неуязвимыми.
4. Выход правительств на финансовые рынки для национализации банков, гарантирования депозитов, выкупа плохих долгов и рекапитализации банковской системы в Европе и США, является необходимым. Однако, неприемлемо то, что правительства, национализируя потери финансового капитала, позволяют финансовым институтам приватизировать прибыли.
Нынешний наиболее серьезный экономический кризис со времен Великой Депрессии 1930-х должен стать концом идеологии неуправляемых финансовых рынков, чья способность к саморегуляции оказалась обманом, а алчность одержала верх надо всеми доводами разума и интересами реальной экономики. Национальная и глобальная регуляторная архитектура должна быть построена таким образом, чтобы финансовые рынки вернулись к выполнению своей основной функции: обеспечить стабильное и эффективное финансирование продуктивных инвестиций в реальную экономику. Кроме этого, правительства и международные институты должны установить новый экономический порядок, который был бы экономически эффективен и справедлив в социальном плане – задача столь амбициозная, что ее можно сравнить с Бреттон-Вудской встречей 1944 года.
5. Лидеры крупных наций, собравшихся в Вашингтоне, должны подключиться к процессу работы со странами «Большой двадцатки», для того, чтобы:
Инициировать базовый план оздоровления, чтобы стабилизировать глобальные рынки капиталов, вывести экономики из рецессии, снизить риск глобальной депрессии и приступить к выполнению других важнейших задач.
Одной из них может быть координированное снижение процентных ставок, если это необходимо. Правительства могли бы приступить к созданию программ инфраструктурных инвестиций, которые бы стимулировали рост потребительского спроса в краткосрочной перспективе и подняли бы производительность в среднесрочной перспективе.
Пришло время перейти к «Новому Зеленому Курсу» для создания рабочих мест через развитие альтернативных источников энергии, энергосбережения и сохранения энергии. Налоговые и бюджетные меры должны быть направлены на поддержку покупательной способности людей со средним достатком или малообеспеченных. Бюджеты помощи развитию должны поддерживать Наименее развитые страны (НРС), чтобы помочь реализовать цели, намеченные в Целях Развития Миллениума, определенные ООН, с принятием соответствующих обязательств и сроков.
Гарантировать, что финансовый кризис подобного масштаба более никогда не повторится. В течение двух десятилетий большинство правительств, вместе с международными финансовыми институтами, продвигали лишь едва регулируемую «новую финансовую архитектуру», характерную для глобальных финансовых рынков, ответственных за кризис.
Теперь правительства вынуждены вмешиваться в работу банковской системы для ее сохранения; нынешняя ситуация требует надлежащего регулирования финансовых учреждений.
Для этого требуется следующее: публичная ответственность центральных банков; специальные пртивоциклические меры и общественный контроль над банками; регулирование хеджевых фондов; реформа и контроль за выплатами руководителям и распределением корпоративной прибыли; реформа индустрии кредитных рейтингов; закрытие оффшорных налоговых убежищ; налогообложение международных финансовых трансакций; надлежащая защита потребителей от хищнической кредитной политики банков; активная политика в сфере недвижимости и коммунальных нужд.
Новая система должна отражать требования всех регуляторов; банковских регуляторов, налоговых и антимонопольных органов, органов управления и защиты потребителей в каждой стране. В этой реформе не должно быть исключений.
Создать новую структуру экономического управления глобальной экономикой. Она должна охватывать не только финансовые рынки или валютные системы, чтобы уравновешивать все неравномерности роста и перетока капиталов, вызвавших кризис. Так же, как и в послевоенное время, новые экономические институты сопровождались усилением Международной Организации Труда, параллельно с созданием Объединенных Наций, новый пост-кризисный порядок должен предусматривать международное экономическое управление. Правительства должны начать работу над необходимыми структурами. Однако эти дебаты не должны идти только между банкирами и финансовыми чиновниками, за закрытыми дверями. За столом переговоров должны находиться и профсоюзы.
Бороться со взрывом социального неравенства, связанным с кризисом. Новая система экономического управления должна решать проблему справедливого распределения, нарушенного в глобальной экономике. Должен быть гарантирован сбалансированный рост между регионами, а также между странами, между капиталом и трудом, между высоко- и низкооплачиваемыми работниками, между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами.
6. Собрание «Большой двадцатки» могло бы отметить начало этого процесса. Повестка дня этих изменений может развиваться в последующем на Международной конференции по финансированию и развитию в Дохе. Далее – на Конференции партий, проводимой ООН по проблемам климата, и других. Это способствовало бы установлению доверия, так необходимого для успешного завершения переговоров. Собрания «Большой восьмерки» в Италии, собрания МВФ и ОЭСР – все они должны использоваться, чтобы достичь максимального эффекта – здесь не должно быть возвращения к привычной рутине.
…
Новая международная система экономического управления
24. Пришло время перестроить глобальную финансовую и экономическую архитектуру через проведение новых «Бреттон-Вудских» переговоров, которые бы вышли за рамки установления курсов валют, как было в 1944 году. Ни одно из существующих учреждений не обладает достаточным масштабом или доверием, чтобы создать такую структуру. Для этого должны начать работу правительства, однако обсуждение не должно идти за закрытыми дверями между банкирами и министрами. Поскольку профсоюзы представляют работающие семьи, ставшие жертвами кризиса по всей планете, они также должны присутствовать за столом переговоров.
25. Институциональные реформы должны охватывать не только финансовое регулирование, но и экономический менеджмент, направленный на снижение дисбалансов в мировой экономике.
Неискоренимость неравенства в потоках валюты и обменных курсах между странами ОЭСР (особенно между США, еврозоной и Азией), и дисбалансов в развивающихся странах также способствовали кризису. Накопление долларов в развивающихся экономиках и расширяющееся инвестирование через независимые фонды (SWFs) дают столь необходимую рекапитализацию для пострадавших банков и финансовых институтов. Однако, при этом возрастает риск беспорядочного регулирования – грубое обращение потоков капиталов обратно из долларовой зоны перед лицом продолжающейся неопределенности в США.
Восстановление общественного доверия к мировой торговой системе и продолжающиеся переговоры в Дохе требуют одновременного прогресса в отношении защиты фундаментальных прав работников через международные институты, включая ВТО, и обеспечении того, чтобы развивающиеся страны смогли оздоровить свою экономику, повысить занятость и гарантировать будущее промышленное развитие.
26. Мировая экономика и правительства развивающихся стран должны находиться в центре новой структуры управления. Глобальные профсоюзы активно выступают за более честное, более демократичное управление в международных финансовых учреждениях. В случае Мирового Банка, чье внимание сфокусировано на развивающихся странах, есть необходимость в глубокой и системной реформе этого учреждения, которая должна привести, по меньшей мере, к паритету в голосах между развивающимися и развитыми странами.
Все международные финансовые институты должны положить конец прежней политике «кондиций», которая была характерна для них в течение последних трех десятилетий. Это снимет проблему избыточного контроля и восстановит уважение к международным соглашениям, в том числе и ключевым трудовым стандартам. Дерегуляция, либерализация и приватизация, бывшие условиями предоставления помощи МФИ в прежние годы, в дополнение к вмешательству во внутреннюю политику стран, часто вели к серьезным негативным последствиям. Такой подход должен быть изменен. Нормативные стандарты Международной Организации Труда, и, прежде всего ключевые трудовые стандарты, должны лечь в основу новой системы управления.
Борьба с несправедливым распределением
27. Стагнация зарплат и нехватка покупательной способности в работающих семьях являются результатом порочной политики и сами по себе являются фактором падения размеров сбережений семей и возникновения безнадежных долгов, что привело к кризису в сфере недвижимости во многих странах. Финансовая дерегуляция позволила кредиторам проводить политику стимуляции населения брать кредиты, как замену реальных доходов. Финансовые пузыри в ценообразовании, стимулированные мощными рычагами, заменили собой устойчивый рост, основанный на реальных доходах. Так возникла необходимость в новом режиме роста, который – как было в послевоенный период до начала 80-х, обеспечивал сбалансированный рост зарплат параллельно с растущей производительностью. Справедливое, ответственное и прогрессивное налогообложение не должно стимулировать ни к погоне за удачей, ни к спекуляциям, при этом способствуя росту.
28. Падение доли зарплат и растущее неравенство в двух третях стран ОЭСР недавно было отражено в докладах ОЭСР и МОТ. Правительства в развивающихся странах должны начать стимулирование и перестройку институтов, которые способствуют более честному распределению доходов и богатства, вопреки продолжающимся призывам к дерегулированию рынков труда и ликвидации законодательства, защищающего работников.
Кризис в системе распределения еще более остр в странах, не входящих в ОЭСР. Еще до продовольственного кризиса 2007-2008 годов и нынешнего финансового кризиса, Мировой Банк отметил, что в 46 развивающихся странах из 59 рассмотренных, неравенство за последние десять лет возросло. Ухудшающаяся экономическая ситуация, на фоне взлета цен на продовольствие за последний год, и дальше будет обострять неравенство доходов и дефицит достойной работы в развивающемся мире, что уже отметила Международная Организация Труда.
29. Мы требуем, чтобы правительства стран «Большой двадцатки» разработали, совместно с МВФ план поддержки в чрезвычайных ситуациях стран, столкнувшихся с кризисными явлениями, которые они не могут разрешить самостоятельно.
Не должно быть никаких предварительных условий предоставления такой помощи. Скорее должно быть наоборот, что позволило бы странам восстановить рост, честное распределение издержек и выгод, долгосрочную устойчивость. Аналогичным образом Мировому Банку следует отдавать приоритет проектам, которые расширяют занятость, укрепляют сети социальной безопасности большинства работников в развивающихся странах, которые в настоящий момент их не имеют, выстраивая сферу общественных услуг и инфраструктуру для достижения устойчивого развития. Необходимые для этого предложения можно выработать вместе с организациями работников. Правительства также должны предпринять меры для решения продовольственного кризиса, включая действия против спекулянтов на рынках и расширенную поддержку самых бедных слоев населения.
В среднесрочной перспективе должны быть предприняты шаги для расширения устойчивого производства продовольствия и перестройки оптовых рынков.
30. Мы подчеркиваем необходимость правительствам «Большой двадцатки» предпринять действия для усиления социального измерения глобализации и выполнения универсальных стандартов мультинациональными компаниями, где бы они ни действовали. Мы призываем развивающиеся и новые страны придерживаться принципов ОЭСР, отраженных в «Руководстве для многонациональных предприятий», отвечающих стандартам МОТ, а правительства – улучшить их выполнение через усиление национальных точек контакта между правительством, работодателями и работниками, и принятие других шагов в этом направлении.
Заключение
31. Международное профсоюзное движение повторно заявляет о растущем расхождении между нерегулируемыми и неуправляемыми финансовыми рынками, с одной стороны, и с потребностями реальной экономики и обеспечения людей достойной работой – с другой. По мнению ОЭСР международная финансовая архитектура должна оцениваться по ее способности «поддерживать финансовую стабильность, обеспечивая кредитоспособность участников рынка», чтобы «защитить инвесторов» от неудач и мошенничества, а также «обеспечить эффективное функционирование финансовых рынков».
За последние недели стало ясно, что система не смогла достичь всех трех целей. Кроме собраний «Большой двадцатки», сотрудничество должно быть расширено на всех уровнях, чтобы избежать регуляторных перекосов и обеспечить создание новой финансовой архитектуры.
Трудящиеся люди требуют места за столом на этих встречах и переговорах. У них мало веры в то, что встречи за закрытыми дверями банкиров и правительств принесут пользу. Должна быть обеспечена полная прозрачность, открытость и демократичность. Глобальные профсоюзные организации готовы играть свою роль в этом процессе.
https://dialogs.org.ua/crossroad_full.php?m_id=15068
Перевод Андрея Маклакова
Полный текст документа доступен по адресу: https://www.ituc-csi.org/IMG/pdf/0811t_gf_G20.pdf