додому Економіка Уйти, чтобы вернуться?

Уйти, чтобы вернуться?

444

Киев, 03 декабря 2015 года (МинПром, Максим ПОЛЕВОЙ). Россия готовится усилить санкции против товаров из Украины, и их производители потеряют новые миллиарды экспортных долларов. Однако российские потребители заинтересованы во многих позициях украинского импорта и могут быстро восстановить закупки при политическом потеплении между странами.

Дифференциация направлений экспорта является важным условием экономической независимости любой страны. Однако значение имеет и объективно сложившаяся экспортная география. Так, можно по-разному относиться к СССР и России, но общее советское прошлое по-прежнему во многом определяет внешнеторговую ориентацию Украины на государства СНГ. Причина – не только многолетние хозяйственные связи, но и схожие запросы к продукции. Причем освоение современных международных стандартов качества типа ISO лишь частично повлияло на эту ситуацию. Ни для кого не секрет, что в странах СНГ большинство и промышленных потребителей, и домохозяйств ориентируются прежде всего на минимальную цену при допустимом качестве, тем более, в таких кризисных условиях, как сегодня. Собственно, это является ключевым фактором засилья на рынках Содружества дешевых товаров из Китая, зачастую сомнительного качества.

Переориентация в никуда

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что главным рынком сбыта отечественных машин и оборудования было и остается постсоветское пространство и РФ как его крупнейший представитель. Состоянием на 2011-2012 годы доля Российской Федерации в украинском машиностроительном экспорте по некоторым видам товаров составляла до 70-75% в денежном выражении, говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Например, в 2012 по “машиностроительному” разделу XVI УКТВЭД на нее пришлось 48,8% поставок, в 2013 – 47,6%. По разделу же XVIІ – транспортные средства – доля была еще больше: в 2012 – 56%, в 2013 – 60,7%.

А вот уже за 9 месяцев нынешнего года в первом из названных разделов поставки россиянам упали до 30,8% в общей структуре экспорта по разделу, или до 876,3 млн долл. в денежном выражении без учета Крыма и неподконтрольной части Донбасса, а во втором – до 31,7%, или до 121,5 млн долл. Неудивительно, что общий экспорт по разделу XVI в отчетный период обвалился на 35,5%, а по разделу XVIІ – и вовсе на 68,6%.

В этой связи эксперты отмечают: переориентация экспорта с России на другие направления с учетом слабости мировой экономики вызывает трудности даже по сырью и различным полуфабрикатам, а найти альтернативные рынки для машин и оборудования тем более сложно. “Глобальный экономический кризис еще далек от полноценного завершения и исчерпания, и в последние годы в мире только усиливался протекционизм внутренних рынков, их прикрытие от импорта. При этом все популярнее нетарифные барьеры, которые сложнее обойти – различные требования к качеству, к химсоставу, санитарные и фитосанитарные нормы”, – констатирует специалист по экономической политике Виталий КУЛИК.

В такой обстановке утрата крупного традиционного рынка сбыта имеет катастрофические последствия для Украины, тем более что российским заказчикам шли существенные поставки почти по всем разделам УКТВЭД. Еще в 2013 доля этих заказчиков в отечественном товарном экспорте составляла 23,8%, а в этом году сократилась до 12,9%. И произошло это не путем перераспределения в пользу других направлений, а из-за резкого снижения поставок в РФ.

Украинозависимость

Тем не менее по результатам 2015 года украинский экспорт северо-восточным соседям даже по отдельно взятому разделу XVI явно превысит 1 млрд долл. И это несмотря на все конфликты и взаимные торговые запреты. Причина – в том, что федеральные предприятия продолжают зависеть от некоторых видов машиностроительной продукции из Украины. Одним из небезызвестных примеров являются насосы и компрессоры для нефтегазового сектора, которые или не производятся в России, или импортозамещение идет медленно. “На публику делаются громкие заявления о замещении наших поставок, но на деле это затратные и сложные проекты. В РФ нарастает экономический кризис, госфинансирование и инвестиции сворачиваются, и на таком фоне потребителям проще использовать уже знакомых поставщиков и оборудование”, – говорит О. Устенко.

То же самое касается газотурбинных и других корабельных двигателей, а также судовой климат-техники, которые в Советском Союзе в значительной степени делались на верфях УССР. Вообще в 1980 годах на отечественных мощностях выпускалось примерно 40% гражданской судостроительной продукции Союза, в том числе все корабли дедвейтом свыше 100 тыс. тонн (см. также статью “Без нас не поплывут“). Россияне признают, что конфликт с Киевом тормозит их судостроительные программы. Так, летом об этом открыто заявлял российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. В этой сфере, как и в остальных, есть планы импортозамещения, однако воплощаются они медленно и с перебоями, сообщают аналитики.

Не менее известна и зависимость Федерации от украинских вертолетных агрегатов, которые компания “Мотор Сич” делает для вертолетов семейств “Ми” и “Ка”. Скажем, в 2011 году она заключила с холдингом “Вертолеты России” контракт на поставку двигателей на 1,5 млрд долл., и заказчик хочет снова продлить договор, вопреки всем политическим пертурбациям. Востребованы в РФ и локомотивы “Лугансктепловоза”, оказавшегося на неподконтрольной Украине территории, как и Харцызский трубный завод – один из главных поставщиков труб большого диаметра в СНГ. Немалое значение для федерального рынка имеют и поставки металлопроката. Так, граничащие с Донбассом регионы во многом ориентированы на отечественный металл, и запуск местных мини-металлургических производств лишь отчасти ослабил эту ориентацию.

Там, за поворотом

Ситуация осложняется тем, что с Нового года будет полноценно запущена зона свободной торговли с Евросоюзом, и Москва настроена жестко наказать Киев за нежелание согласовывать с ней запуск этого формата. О возможных при этом заградительных санкциях речь шла еще в 2012-2013 годах, когда Украина только готовилась к ассоциации с ЕС. Сейчас нам грозит продовольственное эмбарго, но Кремль уже не первый год де-факто ведет борьбу с украинским экспортом (достаточно вспомнить “сырную войну”), и барьеры могут коснуться всех товарных групп, включая машиностроение. Сдерживающим фактором здесь выступает членство обеих сторон в ВТО, ограничивающее возможные санкции правилами этой организации.

Однако в любом случае экспорт в Россию вряд ли обнулится, полагает В.Кулик, поскольку она продолжит закупать перечисленные выше виды оборудования и другой продукции. По итогам 2015 товарные поставки россиянам рухнут по крайней мере в два раза, то есть до менее чем 5 млрд долл., а в следующем году могут опуститься до уровня в 3-3,5 млрд долл. Это будет примерный минимум, ниже которого уменьшение поставок будет негативно влиять не только на соответствующие производства в Украине, но и на их российские сбытовые рынки, провоцируя там рост цен и вообще “диктат продавца”. Это хорошо заметно на примере Крыма, где почти полное исчезновение отечественных продуктов питания и других товаров уже в 2014 году привело к спекулятивному засилью дорогих аналогов из РФ.

Исходя из этого, экономисты напоминают, что потребители соседней страны на деле не заинтересованы в сужении товарного предложения на своем внутреннем рынке, которое уже происходит из-за санкций против украинских товаров. В последние 10-15 лет федеральные заказчики не раз выступали против ограничений на импорт той или иной продукции из Украины. Примеры есть и по продовольствию, и по прокату, трубам, и, конечно, по машинам и оборудованию. Если межгосударственные отношения хотя бы частично нормализуются, произойдет быстрое восстановление объемов отечественного экспорта в Россию, включая и машиностроительный.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я