додому Поточні новини Тарифный геноцид для населения: аргументы власти и контраргументы гражданского общества

Тарифный геноцид для населения: аргументы власти и контраргументы гражданского общества

2161

Киев. 12 мая 2015 года (ПолитКом). Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, ввела повышения тарифов на газ и электроэнергию для населения в несколько раз. Так, в среднем по стране с весны 2015 года стоимость отопления вырастет на 73%, горячей воды – на 55–57%, электроэнергии – на 20%, газа – на 285%. Таким образом, сумма платежа за коммунальные услуги вырастет на 88%. И до 2017 года тарифы будут повышаться вплоть до 350%. С учетом уровня доходов украинцев расходы на коммунальные услуги большинству граждан уже стали или в недалеком будущем станут не по карману. Однако, власть твердо настаивает на неизменности решения. Общество же, с одной стороны, поддерживает реформы, но, с другой стороны, жаждет справедливого ценообразования. Редакция «ПолитКома» проанализировала аргументы «за» и «против».

Тарифный геноцид

В стране всегда были недобросовестные граждане, которые «забывали» платить государству по счетам. Но сейчас власть обещает относиться к злостным неплательщикам со всей строгостью, вплоть до отчуждения любого имущества, в том числе и квартиры. Однако, учитывая катастрофическое финансовое положение Украины и ее граждан, такие радикальные меры могут ускорить наступление второго этапа революции. Ведь если власть попробует забрать у людей жилье за долги по квартплате, то в каждом доме возникнет самооборна. Чтобы избежать этого, власть должна восстановить доверие населения. Для этого Кабмину необходимо выполнить программу по бесплатной установке населению счетчиков газа (рассчитана до 2018 года) — тогда платежи за него уменьшатся в 2—2,5 раза.

Но на такое «социальное» предложение власть апеллирует, что когда продают картошку или устанавливают цену в магазине на вино, – там же никто с потребителем не советуется.  Но власть забывает, что есть принципиальное отличие конкурентного рынка (сотен тысяч конкурирующих между собой магазинов, где цена устанавливается спросом потребителя) от монопольного (когда потребителю не к кому больше пойти за товаром/услугой), и особенно — от естественно-монопольного (когда рынок ограничивает само государство для возможности и удобства контроля за справедливостью распределения ресурсов и их цены). Таким образом, в ситуации с коммунальными услугами Антимонопольный комитет обязательно должен регулировать монополиста, чтобы тот своими ценами на выходе «не задушил» потребителя. И это касается рынка энергетики и коммунальных услуг, которые являются предметом консенсуса между потребителем, монополистом и властью. И в сложившейся тарифной ситуации в Украине Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, не привлекла потребителей к процессу тарифообразования, скрыв от последнего всю возможную информацию вопреки провозглашенной властью политики открытости.

Жадность олигархов порождает бедность граждан

Украинцы не верят в справедливость и экономическую обоснованность цены на газ. Но власть утверждает, что тарифы на газ повышены ради получения кредита от МВФ и что любой, кто выступает против экономически обоснованного тарифа, – враг государства. Но, получается, власть объявляет врагами всех потребителей.

При этом уставшие от воровства монополистов, живущих в роскошных имениях, покупающих «Мерседесы» и «Бентли» для себя и своих любовниц, украинцы понимают, что все капиталы олигархов (руководителей монополий) берут свои истоки из тарифов, положенных на плечи потребителей. Кроме тарифов население обворовывают отсутствием приборов учета.

Украинское общество недоумевает, почему определенные статьи затрат национальной акционерной компании «Нафтогаз» власть хочет включить в цену, которую выставляется населению к оплате? Если это политическое решение, тогда надо называть вещи своими именами и честно признаться, что у государства нет денег, чтобы покрыть затраты НАК «Нафтогаз», и поэтому правительство хочет это сделать за счет населения. Но в таком случае, почему правительство не идет менее болезненным путем и не покрывает расходы другим путем – за счет национализации приватизированной энергетики, облгазов, например, или других активов? Ведь остается сомнительным, поможет увеличение денежного потока НАК «Нафтогаз» эффективнее использовать средства без надлежащего реформирования компании? Прозрачность может возникнуть только в результате настоящего реформирования. Однако история не знает примеров, чтобы монополия эффективно реформировала саму себя.

Подобная ситуация и с тарифами на электроэнергию. Украинцы хотят знать, насколько они экономически обоснованы. Ведь в сфере тепловой электроэнергетики около 80% генерации сегодня сконцентрировано в руках одной частной компании – «ДТЭК», принадлежащей Ринату Ахметову, которая долгое время доила государство и госбюджет через теневую схему закупки угля у самого себя через кипрские офшоры. Выходила какая-то неподъемная цена на электроэнергию, которую он сам себе и продавал. Но страшно другое. Электроэнергия, по искусственно завышенной цене поступала в общий котел, и там разбавлялась с искусственно заниженной электроэнергией госкомпании «Энергоатом», которую в угоду монополистам-олигархам, «оседлавшим» тепловую генерацию, поставили на грань выживания.

Обосновано ли повышение тарифов на тепло и воду? Это монополия локального уровня, которая в разных областях Украины подворовывает у населения по-разному. Например, в «Киевэнерго» говорят: «Мы убыточны, у нас денег нет эти счетчики поставить», прикидываясь просто нищими бедолагами. При этом владелец «Киевэнерго» покупает самую дорогую квартиру в Лондоне за 200 миллионов фунтов стерлингов и самолет, как у Путина. Такая роскошь доступна руководству, которое, не успев прийти, вынуло из предприятия 800 миллионов гривен в виде дивидендов, а на счетчики денег пожалело.

Таким образом, жадность украинских олигархов, которые создавали монополии, порождает сегодня катастрофическое финансовое состояние, которое, по сути дела, они хотят поправить за счет населения. Получается, олигархи крадут деньги из бюджета, а население Украины платит по выставленным счетам.

Поэтому украинцы согласны платить за то, что потребляют, но желают быть о осведомленными о ценообразовании и понимать, что монополисты и власти не воруют.

Украине нужны не псевдо-рыночные, а экономически обоснованные цены

Коалиционное соглашение и программа деятельности правительства, которая на ней базируется, предусматривают повышение цен на газ для населения до экономически обоснованного уровня. При этом следует четко различать термины «экономически обоснованные цены» и «рыночные цены» при ценообразования на газ для населения, потому что рынка газа в Украине нет, а цены на газ импортного происхождения в значительной степени политически мотивированными. Рыночные цены могут быть тогда, когда движение объема газа станет свободным, и когда ценовым ориентиром для реверсного газа не будет газ с РФ. Поэтому нужно синхронизировать «экономически обоснованные цены» с одновременной либерализацией внутреннего рынка.

Главный принцип партнерства власти и населения – «тарифы в обмен на прозрачность»

Украинцы до сих пор не могут добиться от правительства информации о себестоимости добычи в украинских государственных компаниях. Для изменения ситуации и налаживания диалога с обществом чиновникам необходимо:

  • обеспечить стопроцентный учет потребления газа;
  • раскрыть перед обществом не просто структуру, а фактические затраты публичного акционерного общества «Укргаздобыча». Для этого ее надо наконец освободить от НАК «Нафтогаз», который не имеет никакого отношения к компании, добывающей газ;
  • деолигархизировать облгазы, две третьих которых находятся в руках одного монополиста, и провести ревизию их использования;
  • осуществить ревизию объемов газа собственной добычи, проверить его целевое использование, посмотреть, по каким нормам начисляют объемы общей суммой около 1,5 млрд куб м газа потребителям без приборов учета.

Субсидии не решают проблемы

Монополисты активно используют тему субсидий, чтобы перекачать 24,5 миллиарда гривен из бюджета на счет своего предприятия, а оттуда – к себе в карман. Именно поэтому они утверждают, что после поднятия цены лица, которые не могут оплачивать газ, получат субсидии. При этом замалчивается, что для оборудования домов украинцев домовымы счетчиками необходимо  один раз вложить 3 миллиарда гривен, и субсидий надо будет ровно в 2 раза меньше на 15 лет.

Таким образом, Украина может стать более эффективной в управлении денежными средствами своих граждан.

 

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я