Когда заходит речь об экономическом сотрудничестве на «постсоветском» направлении, прежде всего приходит в голову Россия. Да, эта страна остается нашим важным торговым партнером и в СНГ, и в целом. Однако – не единственным. На фоне традиционной склонности Москвы к давлению на своих зарубежных партнеров и особенно соседей, Киев все больше развивает связи с другими республиками «ближнего зарубежья», включая и членов Таможенного союза. И это далеко не в последнюю очередь касается Казахстана . В новостях нередко можно заметить сообщения о рабочих встречах, секторальных договоренностях, перспективных контрактах.
Немного предыстории
Эксперты напоминают: первые 19 лет украино-казахстанских межгосударственных отношений запомнились не только развитием, но и постоянными «надеждами на улучшение» и намерениями Украины «осуществить прорыв» на данном направлении. На этом фоне очень странно смотрелись, например, потакания тогдашних властей выдавливанию казахстанского бизнеса с Херсонского нефтезавода в 2002 г. А директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик вспоминает неспособность адекватно отреагировать на различные предложения Астаны по развитию энергетического сотрудничества, которые могли наконец вывести из перманентной комы нефтепровод «Одесса-Броды».
В таком свете первый год президентства Виктора Януковича, 2010-й, стал контрастным и буквально прорывным, продолжает политолог. Президенты обеих стран обменялись официальными визитами, а в целом встречались в 2010 г. около 10 раз. При этом был подписан ряд важных соглашений. Так, помимо резонансной договоренности об увеличении на 8 млн т транзита казахстанской нефти через отечественные трубопроводы, были внесены актуальные «правки» в План действий «Украина-Казахстан» на 2010-11 гг. Также был принят Меморандум между украинским Госкомитетом финансового мониторинга и Минфином Казахстана о сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, были подписаны План сотрудничества в космической сфере между Национальными космическими агентствами 2-х государств, соглашение о создании благоприятных тарифных условий для перевозки грузов ж/д транспортом, соглашение между министерствами образования и др.
По данным Кулика, реализация подобных договоренностей способствовала тому, что в 2011 г. двусторонний товарооборот составил $4,4 млрд и тем самым подошел к отметке докризисного 2008 г. (почти $5 млрд). А в І полугодии 2012 г. торговля составила $1,3 млрд, увеличившись относительно января-июня-2011 на 61,5%. Интересно, что большую часть экспорта из Украины в 2012 г. в стоимостном выражении составляют ж/д локомотивы – 31,4% в экспортной структуре или $411 млн. Это почти в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. На втором месте в рейтинге экспорта стоят изделия из черных металлов, т.е. метизы и подобная продукция (24,7% экспорта или $323 млн, рост к І полугодию 2011 – в 2,87 раза).
Акценты партнерства
Действительно, отечественные предприятия уже давно поставляют в Казахстан свой подвижный ж/д состав. Также в 2009 г. возник проект СП по выпуску вагонов с участием одного из крупнейших украинских производителей грузовых вагонов, концерна «Азовмаш», казахстанского Акмолинского вагоноремонтного завода и Казахстанской железной дороги («Казакстан Темир Жолы»). Предполагаемая номенклатура СП – полувагоны, крытые вагоны и цистерны, сообщают ForUm`у экономисты. А Крюковский вагонзавод заключил с казахстанской Пассажирской лизинговой вагонной компанией договор на поставку в 2012 г. 42 пассажирских вагонов с инновационными купе-«трансформерами», разработанными специально для данного заказчика.
Кроме того, есть планы создания СП по изготовлению региональных грузопассажирских самолетов Ан-140. Еще в 2011 г. была предварительно определена сборочная площадка в г. Алматы и учреждена фирма AeroKaz. По данным ГП «Антонов», СП нацелено на замену устаревших Ан-24 и Ан-26. Основные узлы может поставлять Харьковский авиазавод, а двигатели – компания «Мотор Сич». Допускается и закупка казахстанцами ближнемагистрального пассажирского Ан-148 для внутренних и международных авиалиний.
Вообще, президенты двух стран выражают намерения углублять сотрудничество в самых разных областях. Так, знаковым для Киева стало принципиальное согласие президента Казахстана Нурсултана Назарбаева углублять двусторонние отношения в энергетике. А другими перспективными секторами партнерства он называет «мирный атом», освоение космоса с помощью украинских ракетоносителей и казахстанского космодрома, а также металлургию и машиностроение (особенно сельскохозяйственное). Серьезность намерений подтверждается тем, что еще до встреч Януковича с Назарбаевым посол Казахстана в Украине Амангельды Жумабаев в 2010 г. официально утверждал: «Одна из важных отраслей, которая вызывает у нас интерес – машиностроение. Украина сохранила необходимую промышленную базу еще со времен СССР, и Казахстан заинтересован в поставках сельхозтехники, техники для электростанций, в импорте вагонов. Одновременно рассматриваются возможности создания заводов для сборки и обслуживания этой техники на территории Казахстана».
Что же касается ядерной энергетики, то буквально в июле украино-казахстано-российское СП по производству ядерного топлива выиграло тендер ГП «Восточный горно-обогатительный комбинат» (Желтые Воды, Днепропетровская обл.) на 270 тыс. грн на технико-экономический расчет организации отечественной добычи урана. Проект будет воплощаться с учетом опыта технологий подземного скважинного выщелачивания на урановых месторождениях Казахстана. Напомним, работа СП предполагает строительство в нашей стране собственного завода ядерного топлива, что позволит ослабить зависимость от его поставок из России. Стоимость завода – 2,36 млрд грн.
Задачи на будущее
А еще одна статья совместных проектов – взаимовыгодное использование транзитных потенциалов, говорит Кулик. В частности, казахстанский президент уже пригласил Киев к участию в проекте трансконтинентального коридора «Китай-Европа», с выходом через территорию Казахстана в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Дело в том, что Украину в Астане рассматривают также и как мост в Европу. Так, Жумабаев утверждает: «Выгодное транзитное положение Украины имеет значение для реализации нашей государственной программы «Путь в Европу», открывает дополнительные возможности для продвижения экономических интересов Казахстана в европейском регионе, особенно с учетом постепенной интеграции Украины в Евросоюз. Ваша страна может стать эффективной площадкой для выхода на европейские рынки товаров и услуг».
В свою очередь, глава казахстанского МИДа Ержан Казыханов в канун 20-летия установления дипломатических отношений с Киевом в августе-2012 подтвердил желание Астаны развивать эти отношения: «Экономические отношения с Украиной являются приоритетными в нашей внешней политике. Украина – государство с огромным человеческим ресурсом, промышленным потенциалом, с уникальным географическим положением, она имеет выход к морю, располагает емким внутренним рынком и развитой транспортно-транзитной инфраструктурой». По мнению дипломата, большие совместные возможности есть в ядерной энергетике, в добыче и переработке урана, включая подготовку казахстанских специалистов в этой области. «Не теряет своей актуальности и вопрос участия наших национальных компаний в использовании портов на Черном море. Предполагается, что активизация сотрудничества в сфере транспортировки грузов по морю, железной дороге и автотранспортом значительно расширит географию торговых путей из Азии в Европу», – считает Казыханов. Остается надеяться, что украинские партнеры не обойдут вниманием столь перспективные инициативы, как это раньше случалось.
Политолог Роман Сыринский добавляет: Киеву и самому целесообразно выдвинуть свои предложения по экономическому сотрудничеству с Астаной, а также по взаимодействию в сфере образования, межвузовских связей, обучения техническим специальностям. По словам аналитика, «возможны и обоюдовыгодные формы интеграции вузов обеих стран. Подобные же проекты можно предложить в области здравоохранения – это могут быть соглашения о предоставлении медицинских услуг и лечения, совместные исследовательские программы, обучение медицинского персонала в Украине и помощь в оснащении клиник».
Итак, потенциал партнерства более чем достаточный. А его реализация уже зависит от политической воли высших руководителей. И в результате у Киева на постсоветском пространстве может появиться конструктивный и влиятельный партнер. А это усилит позиции Украины в СНГ, ослабляя стремление известных сил «монополизировать» Содружество.
Андрей Боярунец, «ForUm»