Тантели РАТУВУХЕРИ
По оценкам руководителей профсоюзов Украины, сегодня профсоюзное движение охватывает более 70% взрослого населения страны. Впечатляющая цифра по сравнению с другими общественно-политическими организациями, в том числе политическими партиями. Возможно, по массовости с профсоюзами могут состязаться разве что религиозно-конфессионные движения. В целом, по приблизительным оценкам, в профсоюзах состоят до 15 млн. людей. Бюджет профсоюзных организаций превышает 2 млрд. грн, а их имущество оценивается в сумму, превышающую 12 млрд. долларов США.
Неудивительно, что в ситуации перманентных рокировок на вершине власти накал борьбы за расположение профсоюзов, за влияние на них не имеет пределов, особенно накануне очередных избирательных кампаний.
В то же время, профсоюзы, на фоне утратившей доверие нынешней политической и бизнес элиты, на фоне провала экономической политики, обострения социально-экономической ситуации, – все больше начинают предъявлять свои притнзии на политическую власть в стране. Профсоюзные деятели сегодня занимают почетное место в избирательных списках и штабах политических партий. Более того, следуя примеру промышленников и предпринимателей, профсоюзные лидеры могут поддаться соблазну заявить о своей политической самостоятельности. Ведь по результатам различных опросов общественного мнения, среди альтернативных форм социально-политических организаций население больше всех доверяет профсоюзам. Сегодня просматривается определенная корреляция между уровнем доверия населения к профсоюзам и готовностью к действиям в защиту своих прав. По некоторым данным, до 34–35% населения сегодня готовы выйти на демонстрации и участвовать в манифестациях для защиты своих интересов. В то же время, примерно такое же количество людей доверяет профсоюзам, в противовес другим лидерам общественного мнения – политическим партиям, органам и представителям государственной власти, религиозным организациям.
Политическая дистанция протянутой руки
В силу своей массовости и многолетней традиции организованной борьбы, профсоюзное движение в индустриальных странах всегда составляло основную ударную силу народных, массовых волнений, чего не скажешь о странах бывшего Советского союза. Тем не менее, профсоюз всегда незримо присутствовал во всех политических интригах некогда закрытой советской политической системы в качестве силового аргумента. Возможно, более убедительным аргументом в те времена, помимо «просьб трудящихся», мог быть только аргумент Комитета государственной безопасности.
С переходом к другому общественно-экономическому строю, основанному на политической демократизации и рыночной экономике, такая культура профсоюзного движения становится камнем на его шее. Ведь за время независимости профсоюзное движение так и не вышло из тени, за исключением небольших очагов «трудовых протестантов». В диалоге между властью и профсоюзами создается впечатление, что стороны согласны отвести профсоюзам, прежде всего, роль массовиков – организаторов культурно-массовых мероприятий. В результате, профсоюзы также должны обеспечивать массовую поддержку и массовое содействие реализации государственных программ и планов.
Видимо, одна из трагедий профсоюзного движения в Украине заключается в полной его беспомощности, когда речь идет о развитии правового поля, о формировании и обеспечении законодательной защиты и законодательного обеспечения деятельности профсоюзов. Совершенно очевидно, что профсоюзное движение сегодня в состоянии включиться в разработку свода законов и правил социального обеспечения не с самого начала законодательного процесса, а где-то посередине пути его осуществления. Таким образом, профсоюзы, на самом деле, играют всего лишь роль совещательных органов при государственной власти.
По признанию профсоюзных деятелей, профсоюзы действительно не являются органами, которые существенно влияют на решение государственных проблем и проблем государственности. И это традиционно. Более того, у профсоюзов, на самом деле, нет действенного механизма влияния на государство и власть. Даже так называемое генеральное соглашение, подводящее итог социальному диалогу, не предусматривает никакой ответственности за невыполнение договоренностей и соглашений.
Избирательная система Украины удачно отстраняет профсоюзное движение от участия в политическом руководстве, в политической жизни страны. Более того, профсоюзам приходится протягивать руку политическим партиям для того, чтобы хоть как-то их голос был услышан в стенах Парламента и государственной власти. Отсюда – вирус политизации, который охватил профсоюзное движение в последнее время и заметный политический крен профсоюзного движения на всех уровнях.
Создается впечатление, что профсоюзное движение стало инструментом манипулирования огромной массой трудового народа. Профсоюзы могут быстро и достаточно эффективно мобилизовать массу людей на те, или иные акции. Поэтому неудивительно, что за поддержкой к профсоюзам обращаются то политическая оппозиция, то государственная власть, то одна ветвь власти против другой. Но это до тех пор, пока этому движению не стало понятно, что им пользуются. Сегодня настало время, когда профсоюзы, как целостное движение, уже стали опасны для всех остальных игроков. Поэтому в ход был запущен принцип «разделяй и властвуй», согласно которому каждое политическое и лоббистское движение нынче старается заручиться поддержкой своего карманного профсоюза в регионах и отраслях.
Дробление профсоюзного движения на региональные, отраслевые, заводские и альтернативные отряды привело к ослаблению национального профсоюзного движения в целом; сведению эффективности работы профсоюзов и их влияния на национальную политику практически к нулю. Чем дальше углубляется раскол, фрагментация и разрыв между разными профсоюзными ячейками и отрядами, тем меньше шансов участия профсоюзов в формировании государственной и общенациональной политики.
Колосс на глиняных ногах
Руководители профсоюзов признают, что в украинском профсоюзном движении сегодня царит общий кризис. Единого национального профсоюзного движения, по сути, сегодня в Украине не существует, что снижает эффективность движения на национальном уровне. Сегодня профсоюзное движение разобщено, отсутствует солидарность и взаимная поддержка не только между различными альтернативными профсоюзами, но и между разными региональными и отраслевыми отрядами. Большинство профсоюзных организаций практически раздвоено, клонировано. Власть научилась манипулировать этим состоянием, умело пользуется разобщенностью, проводя переговоры с профсоюзными ячейками разных уровней в отдельности. Руководство профсоюзов явно оторвалось от основной массы членов организаций. Поэтому оно постоянно сетует на отсутствие исполнительской дисциплины, на слабое поступление членских взносов.
По сути, сегодняшняя структура профсоюзного движения неадекватна политической структуре, конституционному строю украинского государства. В то время как Украина является унитарным государством, профсоюзное движение фактически организовано в виде федераций и конфедераций.
Раскол в профсоюзном движении еще глубже, чем раскол Украины на Восток и Запад или раскол между «пролетариями» и «капиталистами». Это особенно просматривается в отраслевой организации, в симпатиях к разным политическим партиям и власти, и даже в территориальном распределении, в том числе между западными и восточными регионами страны. Так, отраслевые организации профсоюзов практически распределены между альтернативными профсоюзами. Профсоюзные организации и движения разделились в своих симпатиях между сторонниками оппозиции, правительства и президента. Одна организация обосновалась в восточной Украине, прежде всего, среди горняков; другая – в западной и центральной Украине (Чернигов, Волынь, Ивано-Франковск, Черкассы и др.). А третьи «вырыли себе траншеи» в разных отраслях экономики. В дискуссиях о путях выхода из экономического кризиса одни профсоюзы подставляют плечо правительству, призывая направлять гнев рабочих на руководство отдельных предприятий; другие же, идя на поводу у политической оппозиции, призывают организовать отпор на национальном уровне и направлять все силы против всей существующей системы центральной власти.
Разобщенность профсоюзов обусловлена слишком большим разрывом между условиями труда разных отраслей, профессий, и регионов, – достаточно присмотреться, например, к средней зарплате по отраслям, или к статистике трудовых травм и смертности в разных отраслях. Это различие условий и факторов труда приводит к тому, что у разных отрядов профсоюзов фактически разные интересы.
К тому же, между профсоюзными движениями встал вопрос собственности, которая унаследована от бывшего профсоюза СССР.
Инерционное бездействие
Профсоюзное движение, сегодня, реализует свои программы и планы с помощью так называемых соглашений (генеральных, региональных, заводских, отраслевых). Однако эти соглашения носят чисто декларативный характер о намерениях, не имеющих юридической силы. Неудивительно, что профсоюзы ищут себе политическую защиту в стенах парламента среди депутатов и политических партий. Один из руководителей профсоюзного движения признался в своем интервью, что только депутатский мандат, а отнюдь не статус организации, смог гарантировать ему безопасность и защиту, например, от рейдерства.
Возможно, самым ярким показателем «результативности» профсоюзов сегодня является не реформированная система оплаты труда, развал системы защиты прав трудящихся и системы социального обеспечения на предприятиях, и т.п. Отсутствие рынка труда и его неразвитость в Украине можно вполне отнести к провалу профсоюзного движения. Так называемые отраслевые тарифные соглашения никак не решают проблему системы оплаты труда в целом по стране, стратегию и политику развития рынка труда. Несмотря на то, что профсоюзы приписывают себе установление минимальной зарплаты и прожиточного минимума, тем не менее, они, на самом деле, не в состоянии отстаивать и реализовывать эти требования. Цифры по этим показателям стали предметом политической и государственной спекуляции. К тому же, профсоюзы совершенно беспомощны перед катастрофическим ухудшением условий труда, высокой инфляцией, обесценивающей национальную валюту, а вместе с ней и зарплаты; перед снижением покупательной способности и уровня жизни трудящихся и всего населения в условиях экономического спада и кризиса. Инициатива поиска выхода из сложившейся ситуации полностью отдана государственной власти и работодателям.
С увеличением присутствия иностранных компаний в Украине меняются условия работы украинских трудящихся; профсоюзы совершенно не готовы к регулированию отношений между иностранными работодателями и украинскими трудящимися. Более того, украинские трудящиеся сегодня оказались совершенно беззащитными перед экспансией иностранного капитала на украинских предприятиях с последующим внедрением туда иностранной культуры и иностранных порядков. Более того, похоже на то, что профсоюзы, государство, представители национального капитала и бизнеса оказались по разные стороны баррикад в этом вопросе, поскольку речь идет о деньгах, о том, кто получит основные дивиденды от иностранного присутствия. При этом отдельные образцово-показательные предприятия погоду здесь совершенно не меняют.
Судя по всему, размытый принцип организации профсоюзов (территориальный отраслевой, политический, заводской) привел и к размытию их функций и назначения. В частности, профсоюзы тратят большую часть сил и ресурсов на решение проблем и вопросов, которые не относятся к их прямым обязанностям и функциям.
Рабочий путь демократии
Профсоюзное движение в Украине не справилось с проблемой преодоления советского наследия, когда существовала одна общесоюзная, а затем общенациональная, монопольная профсоюзная организация. Такой квази-монополист до сих пор диктует условия игры всему профсоюзному движению. Демократизация профсоюзного пространства в Украине и создание условий для конкуренции связаны со стремлением преодолеть монополизм на рынке услуг профсоюзов путем формирования профсоюзных ниш альтернативных региональным, местным и отраслевым профсоюзам.
Гибкость организационных форм, которую предоставляет законодательство, с одной стороны, оказало плохую услугу профсоюзному движению на национальном уровне, ограничив возможности координации их деятельности. Эта гибкость фактически подрывает способность профсоюзов действовать в национальном масштабе. С другой стороны, та же гибкость дает возможность для возникновения конкурирующих, альтернативных рабочих движений, следовательно, для демократизации профсоюзного пространства.
Несмотря на разнообразие форм и уровней организации, список существующих в Украине профсоюзных организаций выявляет явную слабость профсоюзного движения на местах, на предприятиях, в регионах. Движение профсоюзов сегодня существует только в виде региональных, отраслевых и общенациональных организаций. Самостоятельные заводские организации, организации на предприятиях можно сосчитать на пальцах. Например, профсоюзная организация «Проминвестбанка» существует как отдельная организация; тогда как отраслевой профсоюз работников банковской или финансовой сферы в целом отсутствует.
Несмотря на относительно высокий уровень доверия к профсоюзам, разразившийся в стране кризис может осложнить и ухудшить их деятельность. Профсоюзное движение вступило в полосу общественно-экономического и международного финансово-экономического кризиса, будучи само в глубоком организационном, идентификационном, и идеологическом кризисе. В последнее время углубился разрыв между разными слоями украинского общества; а экономика в условиях кризиса начинает снова уходить в тень. Оба эти фактора в состоянии сдерживать рост рядов профсоюзов, а также подрывать репутацию профсоюзного движения, в том числе, путем участившегося подкупа и использования коррупционных схем, особенно связанных с отчуждением имущества профсоюзов. В то же время, за последнее десятилетие престиж профсоюзного движения однозначно падает вместе с падением престижа рабочих профессий (по некоторым данным, до 60 % падения авторитета и доверия).
Ухудшение и малая эффективность действий профсоюзного движения также могут быть обусловлены совпадением активизации профсоюзов с активизацией политических кампаний. В такой ситуации движение профсоюзов может не получить ожидаемую поддержку населения из-за того, что под ногами все время будет путаться политическая конъюнктура, от которой народу уже тошно. В условиях кризиса к акциям профсоюзов могут также примыкать маргинальные слои общества, что дискредитирует эти акции и искажает их суть.
В то же время, профсоюзы могут оказаться на волне успеха именно сейчас, если им удастся возглавить движение масс и обернуть недовольство партийно-политическим руководством страны в свою пользу. Однако кадровые проблемы профсоюзов и усилия политиков по дискредитации профсоюзов как инструмента защиты прав трудящихся могут воспрепятствовать такому ходу событий.