Максим Нечипоренко
Новое правительство получило легитимность и приступило к работе. Западная пресса уже верстает статьи об эре стабилизации, которая вот-вот «свалится» на граждан Украины. Вместе с тем не стоит забывать, что в предыдущие годы правительства сгенерировали огромные долги, пик, по выплатам которых приходится, в том числе, и на этот год.
Новая власть, еще не успев, собственно, придти к ней, начали усиленно создавать себе имидж «социально ответственной» команды. До выборов регионалы во все горло кричали о социальных гарантиях, которые они «навесят» на украинцев.
Сюда же относится и известный закон «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы», который разработан, и вступил в силу благодаря «предвыборному пинку» регионалов. Николай Азаров, вступая в должность Премьера, также указывал, что восстановление производства не будет идти за счет уменьшения благосостояния граждан.
Вроде все четко, но имеется рад фактов, которые не позволяют нам говорить не то, что об улучшении, но и о сохранении нынешнего уровня благосостояния.
Суверенный долг
Государственный долг Украины, как внутренний, так и внешний, имеет склонность к увеличению. Особенно стремительно он «прирос» в прошлом, 2009 году.
В 2009 году государственный долг Украины вырос более чем на $11 млрд и в настоящее время приближается к $36 млрд. В эту сумму входит внешняя задолженность на сумму около $16 млрд и внутренняя – более $10 млрд. Также существуют долговые обязательства корпораций, на которые распространяются государственные гарантии на сумму более $9,5 млрд.
В аналитическом отчете Эрсте Банк говорится, что государственный долг на конец 2009 года составил 32% от прогнозированного номинального ВВП за 2009 год.
Если есть долг, то рано или поздно наступает тот день, когда по счетам приходится платить. Нагрузка долговых выплат возрастет: в 2010 году общие выплаты по внешнему долгу составят около $1,5 млрд, в 2011 году выплаты по внешнему долгу составят около $2 млрд. Вместе с тем уже в 2012-2014 годах Украине предстоит ежегодно выплачивать по внешним долгам по $15,7 млрд. И это при существующем объемах заимствований, который в дальнейшем скорей всего, будет только возрастать.
Однако обслуживание внутреннего долга Украины в текущем году для новых властей станет большей проблемой, чем оплата счетов по заграничным кредитам, риски дефолта по которым являются «сравнительно небольшими». Внутренний долг резко вырос в прошлом году в результате массового выпуска гособлигаций на короткий строк под высокий достигающий даже 28% годовых.
Наибольшие объемы выплат по государственному долгу Украины приходятся на ІІ квартал текущего года. Только за этот период правительству предстоит выплатить 8,1 млрд грн., из которых примерно 4 млрд грн. – в апреле. Речь идет о выплатах по облигациям внутреннего госзайма (ОВГЗ), выпущенным правительством Юлии Тимошенко осенью 2009 года на сумму более 6 млрд грн.
Прогнозы экспертов не утешительны. В условиях острого бюджетного дефицита правительство, скорей всего, не сможет обеспечить эти выплаты, будет вынуждено прибегнуть к их рефинансированию, выпустив новые ОВГЗ под более высокие проценты. Всего же за 2010 год Министерству финанасов придется погасить ОВГЗ на сумму более 11,5 млрд грн.
Принятие даже очень экономного бюджета на текущий год не позволит властям сбалансировать ситуацию, что повышает вероятность финансирования бюджета денежной эмиссией или через увеличение долга.
Сотрудничество с МВФ и ВБ, а также его последствия
Большая часть внешних кредитов – это выданные на льготных условиях средства МВФ. И новое правительство, по всей видимости, будет пытаться возобновить сотрудничество с ключевым кредитором страны. Но за все нужно платить. Для получения средств МВФ, оно буде вынуждено вводить реформы, согласно подписанному ранее с фондом меморандуму.
Коалиционное правительство Тимошенко не решилось поднимать тарифы на коммунальные услуги, газ и электроэнергию. Хотя взяло на себя обязанность это сделать с октября 2009 года. В частности, с 1 сентября оно должно была повысить цены на газ для населения на 20%, а с 1 октября – и для теплокоммунэнерго, однако этого не произошло. Вместе с тем было решение парламента повысить социальные стандарты в Украине.
Тому были причины: действительно тяжелый год и грядущие президентские выборы. На закуску Кабмину в ногу вцепились и официальные профсоюзы, которые подконтрольны регионалам. Судебные разбирательства с таким динозавром как ФПУ ну никак не радовала правительство Тимошенко. Таким образом, было снято и социальное напряжение и получены дополнительные голоса обеим лагерям в результате президентской кампании.
Естественно МВФ не согласился с действиями парламента и Кабмина. После этого Фонд объявил о приостановлении сотрудничества с Украиной.
Но Кабинет Министров в новом составе сидит у разбитого корыта и международные институции это понимают. Всемирный банк продолжает настоятельно рекомендовать украинским властям повысить тарифы на бытовой газ и коммунальные услуги в два раза до 2011 года, о чем сообщил директор Всемирного банка по Украине, Белоруссии и Молдове Мартин Райзер. «Тарифы должны вырасти в два раза, причем они должны расти не только для домохозяйств», – сказал он.
Кроме того, Всемирный банк также рекомендует украинским властям увеличить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет. Причем такое увеличение, отметил Райзер, должно осуществляться ежегодно на 6 месяцев, начиная с 2010 года.
Президент Виктор Янукович ранее назвал возобновление сотрудничества с МВФ одним из приоритетов в экономической политике, направленной на преодоление последствий кризиса.
Вице-премьер Сергей Тигипко провел «ознакомительную» встречу с постоянным представителем МВФ в Украине Максом Альером, в ходе которой Альер высказал готовность МВФ поддержать Украину в ее усилиях вернуть экономику на путь стабильного роста.
В марте будут вестись технические совещания в рамках подготовительной работы, перед приездом в Украину основной миссии Фонда. Приезд основной миссии ожидается 7 апреля. Как известно, по итогам ее работы совет директоров МВФ будет принимать окончательное решение о возможности восстановления сотрудничества с Украиной.
Очень вероятно, что вместо обещанного новым Президентом «социального благополучия» нас, скорей всего, ожидает «тарифно-коммунальный» удар, повышение и без того запредельных цен на энергоносители, и новый Трудовой кодекс. По крайне мере один из его пунктов уже точно санкционирован МВФ – повышение пенсионного возраста.