Развитие металлопотребления в Ираке открывает перед украинскими металлургами неплохие возможности экспорта в эту страну. Более того, закрепление на иракском рынке способно создать площадку для восстановления объемов сбыта на иранском направлении, – пишет «Минпром».
В конце июля глава Минэкономразвития Игорь Прасолов объявил, что Украина заинтересована развивать экспорт продукции ГМК в Ирак. Министр уточнил, что речь идет не только о количественном расширении, но и о росте номенклатуры металлоэкспорта на данном направлении. И добавил: подобное же продвижение должно быть достигнуто в машиностроительном секторе и по линии химпрома.
Растущий рынок
Действительно, для развития экспорта на иракском направлении есть предпосылки: страна постепенно восстанавливается после разрухи последнего десятилетия, и в 2012 году приобрела украинских товаров на 872,3 млн долл. (рост на 43,1%). Основную часть поставок составляют товары группы УКТ ВЭД №72 “Черные металлы”, которые в прошлом году заняли почти 3/4 в экспортной структуре с приростом объемов на 31,6%. Положительный тренд сохранился и за 5 месяцев 2013 года: металлоэкспорт в годовом сопоставлении вырос на 9,3% до 227,4 млн долл. Основной поставщик – “ArcelorMittal Кривой Рог”, который в 2012 году продал в страну около 700 тыс. тонн арматуры.
Восстановление страны во многом финансируется за счет доходов от экспорта нефти. В прошлом году доходы Ирака от экспорта “черного золота” составили 94 млрд долл., что на 13% больше поступлений 2011 года. В целом в стране насчитывается 78 коммерческих месторождений с запасами в 31,018 млрд тонн. Ожидается, что к 2020 году Ирак нарастит нефтедобычу более чем вдвое, а к 2030 выйдет на второе место в мире по ее экспорту, обогнав Россию.
Соответственно, Багдад нуждается в трубах, и группа “Интерпайп” уже обнародовала планы своей иракской экспансии (см. статью “Иракские надежды Пинчука”). Группа участвует в тендерах, проводимых национальной компанией South Oil Company. Также возрождаются и модернизируются железные и автодороги, аэропорты, электрогенерация, социальная инфраструктура и т. п.
Экономист Виталий Кулик отметил, что с 2003 по 2012 год США – как контролирующий страну инициатор свержения режима Саддама Хусейна – вложили в ее восстановление 60,63 млрд долл. Не в последнюю очередь именно из-за этих вливаний в 2011-12 годах рост национального ВВП в среднем составил 11%.
Неудивительно, что в прошедшем году Ирак впервые вошел в число 15 крупнейших в мире нетто-импортеров металлопродукции, заняв 11 место с показателем 2,9 млн тонн и лишь немного отстав от разделивших 10 позицию Филиппин и Мексики, информирует World Steel Association. Тогда как в 2011 году страна импортировала 2,6 млн тонн, т. е. прирост равнялся приблизительно 11,5%. На Ближнем Востоке больше завозят лишь Саудовская Аравия (8 млн тонн) и ОАЭ (6 млн тонн). “Притом если последние сокращают импорт в пользу внутреннего производства, то иракцы его быстро наращивают, превращаясь в один из самых привлекательных для сбыта рынков региона”, – констатирует отраслевой аналитик Владимир Пиковский. Основную часть металлоимпорта составляет длинномерный прокат (до 3/4) и трубы – а главными поставщиками являются украинские и турецкие меткомпании, совокупно обеспечивающие 90% ввоза металлопродукции.
Внутренний резерв
Есть у Ирака и внутренние мощности: так, основным изготовителем арматуры является построенный с участием турецкого капитала мини-завод Erbil Steel ежегодной мощностью 240 тыс. тонн в год, расположенный в Курдистане (север страны). Недавно стартовало производство квадратной заготовки на заводе Al Аnmaa в г. Хор-эль-Зубейр в р-не Басры. Турецкие же инвесторы (United Brothers Holding) займутся реанимацией и крупнейшего иракского метпредприятия, State Company for Iron and Steel Plant (SCIS), не действующего с момента вторжения западной коалиции весной 2003 года. Это завод по выпуску длинномера годовой мощностью 440 тыс. тонн; стоимость восстановительного проекта – 700 млн долл.
На І этапе (в следующем году) должны быть построены электросталеплавильный цех, МНЛЗ для литья заготовки толщиной 130-150 мм и прокатный стан мощностью 820 тыс. тонн/год для выпуска арматуры диаметром 8-32 мм. Далее, к 2015 году, ежегодную мощность электропечи доведут до 1 млн тонн, установят стан для выпуска секций и уголка мощностью 250 тыс. тонн, а изготовление арматуры расширят до 1 млн тонн. Наконец, на ІІІ этапе (2016 год) предполагается внедрить линию DRI (прямого восстановления железа) годовой производительностью 1,2 млн тонн. По этому поводу сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что важное условие для эффективного использования технологий DRI – наличие собственного недорогого природного газа и железных руд. Ирак обладает и тем, и другим: пока извлекается только попутный нефтяной газ (примерно 1 млрд куб. м/год), но государство обладает подтвержденными запасами природного газа в более чем 3 трлн куб. м.
Добавим в список и план реабилитации метзавода Al Sumood в г. Таджи к северу от Багдада; проект оценивается в 100 млн долл., планируется построить 2 электропечи, МНЛЗ для выпуска квадратной заготовки и стан для ежегодного изготовления 250 тыс. тонн сорта. Наконец, открыть свои производственные площадки в Ираке готовятся компании STX (Юж. Корея), Jindal, Welspun (обе – Индия).
Не только металл
Однако специалисты уверены, что внутренние проекты лишь частично ослабят спрос на импортный металл. Это нетрудно понять из сопоставления потенциального перспективного (на 2016 год) уровня собственного производства и объема внутреннего спроса. Так, в указанном году иракский выпуск проката даже при запуске всех заявленных мощностей не превысит 2 млн тонн. В будущем потребление стали будет только расти: при сохранении стабильной политической ситуации эксперты прогнозируют, что за 7-8 лет годовой спрос на прокат в Ираке может увеличиться до 10 млн тонн, т. е. в несколько раз. По словам В. Кулика, это обусловлено задачами развития жилой, социальной, транспортной инфраструктуры, коммуникаций и связи и пр.
При этом закрепление на иракском рынке позволяет экспортерам Украины продвигаться и в Иран, против торговли с которым действуют все более жесткие санкции, продолжает В.Пиковский. Так, из-за действующих ограничений официальные поставки отечественной металлопродукции в Исламскую Республику в 2012 году упали более чем вдвое, до 87,6 млн долл. “Тогда как компаниям-резидентам Ирака намного проще торговать с Ираном ввиду географической близости, упрощенных режимов товарообмена и т. п., – отмечает эксперт. – То же самое справедливо и в обратном направлении: иракский рынок является одним из самых важных для иранской продукции. Так что приход в Ирак способен открыть украинским металлургам доступ к крупнейшим рынкам Среднего Востока”.
Багдад тоже настроен довольно оптимистично относительно привлечения товаров и капитала из нашей страны. Иракский министр торговли Хайралла Хасан Бабекер отмечает, что его государство готово вкладывать значительные деньги в восстановление экономики и рассчитывает на активное участие Киева в этом процессе. “Так, при восстановлении инфраструктуры и заводов мы будем полагаться на помощь дружественных стран, одной из которых является Украина. Сегодня основной объем ваших товаров поступает в Ирак через посредников, и это можно менять в пользу прямых поставок. Наконец, производители с хорошими сбытовыми перспективами на нашем рынке могут переносить свои площадки прямо в нашу страну, и мы их поддержим”, – подчеркивает чиновник. Багдад выражает готовность предоставлять различные льготы и преференции отечественным промкомпаниям, которые захотят работать в стране.
А это означает весомые возможности, и не только по металлопродукции, но и, например, по различным средствам транспорта. Так, в 2012 году украинские авиаторы поставили иракцам летательных аппаратов почти на 64 млн долл., что почти вдвое больше, чем годом ранее. “У транспортного направления в Ираке хорошие перспективы ввиду инфраструктурного развития; то же самое касается разнообразной строительной техники, а также насосно-компрессорного оборудования для добычи углеводородов”, – резюмировал В.Кулик.
Экспорт металлопродукции из Украины в Ирак, тыс. тонн
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
26 |
207 |
479 |
590 |
767 |
1800 |
Источник: Минэкономразвития