Вчера новостые каналы заявили, что ФСБ обвинила в “оправдании терроризма” известного розового путиниста и главного редактора «Рабкор» Бориса Кагарлицкого. Прошли обыски у админов инфо-ресурсов “Рабкора” и ближнего круга Кагарлицкого (например, у ведущего их ютюб-канала психолога Александра Арчагова). О том где находится сам Кагарлицкий не известно.
Новость об открытии дела по “оправданию терроризма” было растиражировано в западной либеральной и левой прессе. Некоторые левые западные интелектуалы поспешили уже стать на защиту Кагарлицкого. Сказывается незнание матчасти деятельности самого Кагарлицкого и отношений его с Кремлем.
Напомню, Борис Кагарлицкий идейно и практически активно участвовал в организации и проведении агрессии России против Украины в 2014 году. Он поддерживал т.н. «непризнанные республики» “ЛНР/ДНР”. «Успешное восстание сотен тысяч, а может быть, уже и миллионов людей на Востоке Украины никоим образом не может быть объяснено вмешательством России», — писал он 9 лет назад. Ага, конешно:)
Как правильно отмечает левый анархистский канал “Нечаевщина”, “Кагарлицкий и его ресурс «Рабкор» продвигали опасный миф о революционном Донбассе. Мало того: социолог и его Институт глобализации и социальных движений сотрудничали с откровенными нацистами и проводили с ними совместные украинфобские конференции. Борис Кагарлицкий в принципе всегда был рукопожатным человеком в Кремле: взаимодействовал с КПРФ, выдвигался на выборы от «Справедливой России». Случайные люди таких протекций не получают. Разоблачений связей социолога с российскими элитами выходило множество. Вот только в последнее время у левых случилась «коллективная амнезия». Не надо говорить про то, что Кагарлицкий просто поменял свои взгляды. Во-первых, покаяния не последовало. Во-вторых, это не рядовой заплутавший путинист, а человек с влиянием и ресурсами, лидер мнений. Идейно Борис Кагарлицкий все эти годы способствовал разжиганию войны — и это не стоит оставлять бесследно”.
В 2015 году группа Кагарлицкого даже принимала участие в подготовке кадров для марионеточных “правительств” “ЛДНР”. В интервью Общественному телевидинию России 12 февраля 2015 года, он публично заявил: «Летом в Белгороде наш институт вел школу для социальных активистов восточной Украины, там невоенные были люди, а гражданские, именно те, многие из них, кто потом стал работать в аппарате управления народных республик».
Под идейным вдохновением и напутствием Кагарлицкого и на деньги от Владислава Суркова, группа “Боротьба”, во главе с Андреем Манчуком и Виктором Шапиновым, после Майдана заняла колаборантскую позицию и приняла участие в боевых действиях против Украины. Что такое эта “боротьба” можно прочитать тут.
Я уже писал, что стоит за объявлением Кагарлицкого “иноагентом” в мае 2022 года. Поворот Кагарлицкого от поддержки разжигания войны с Украиной к сервильной критике Кремля состоялся тогда, когда от кормушки в Москве окончательно отодвинули его спонсора и куратора -Владислава Суркова.
Все это время Кагарлицкий оставался на плаву. В ФСБ его видели в качестве “своего человека” не только в российской левой среде, но главным образом в среде европейских левых. Кагарлицкий служил хорошим связным, обеспечивая “транзит нарративов” из Москвы в офисы пророссийских левых политпартий и движений.
Этим обьясняется плавный дрейф Кагарлицкого в украинском вопросе от сторонника геноцида украинцев и “русского мира”, образца 2014 года к “антивоенному активисту”. Нужно было не выпасть из контекста. Поэтому он менял свою позицию согласно последним меморандумам Die Linke и их Фонда Розы Люксембург.
Собственно мои слова подтверждает записной пропагандист Кремля Сергей Марков: ”Кагарлицкий сегодня наверное самый влиятельный российский политик и эксперт левого лагеря в мире. Он “втусован” в огромное международное левое социалистическое движение уже лет 40. И выражает он во многом позицию этого левого международного социалистического движения. Его нужно не в тюрьму сажать, а активно работать Администрации Президента с ним и с сотнями левых политиков в мире через него”.
В защиту Кагарлицкого стала даже матрона роспропаганы Симоньян на тг-канале “Незыгарь”: “Кагарлицкий – ученый, автор множества научных публикаций. Кагарлицкий- известный исследователь международного левого движения. Уголовное дело против него позорный факт. Консервативная Россия унижает и уничтожает левого интеллектуала. Все это противно, неестественно и омерзительно”.
Перед тем как самому попасть под статью, Кагарлицкий пытался дать оценку делу Гиркина/Стрелкова. Он писал, что арест Стрелкова не вызвал ни массовых волнений, ни даже сколько-нибудь серьезных протестов. Небольшая толпа, собравшаяся у здания суда, нестройно несколько раз прокричала «Позор, позор!», а затем грустно разошлась. Патриотические движения в силу самой своей идеологии оказались неспособны к самостоятельной политической инициативе, продолжая упорно апеллировать именно к тем, против кого выступали… Лишенные лидеров и политической перспективы, они оказываются деморализованы и дезориентированы”.
Когда будут судить самого Кагарлицкого (если до этого дойдет), врядли вообще кто-то выйдет под суд с пикетом. Во-первых, некому; во-вторых – Кагарлицкому и его сторонникам нечего предложить для своей мобилизации. А втретьих сам Боря будет “апеллировать к тем, против кого выступал”, ну может еще к “международному сообществу”. У Стрелкова такой возможности нет.
Что же произошло с Кагарлицким, почему он попал в дело об “оправдании терроризма”? На мой взгляд речь идет о симетричном месседже. Отстройка рамок будущей информационно-пропагандисткой “идеологии” под путинский режим-2024 предполагает не только приспускание мыльных пузырей “турбопатриотов” типа Стрелкова, но и снижение градуса критики в левом маргинальном углу. Кагарлицкий отличная символическая жертва такой отстройки. И в левой тусовке как бы известен, “лидер мнений левые антивоенных групп” (в действительности нет), западники выть будут, исторический бэкграунд с советских диссидентских времен. Отличный технологический ход АП.
Нам же следует помнить, что Кагарлицкий – это образчик розового путинизма, который играл не последнюю роль в втаскивании путинских нарративов в европейский левый дискурс, оправдывании геноцидальной войны против украинского народа. Просто сейчас он нужен как исключение из правил, для подтверждения самого главного правила Кремля. Сам Кагарлицкий это должен понимать или сейчас где-то скулит “меня то за что”?
Виталий КУЛИК, политолог