Киев, 23 сентября 2015 года (СЕГОДНЯ, Дарья НИНЬКО). Украина и НАТО подписали Дорожную карту программы Партнерства по стратегическим коммуникациям.
Украину с двухдневным визитом посетил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он вместе с президентом Петром Порошенко открыл совместные учения Украина-НАТО по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций «Украина-2015» на Яворовском полигоне в Львовской области. Также Столтенберг принял участие в заседании СНБО по вопросам реформирования сектора безопасности и обороны, где стороны подписали Дорожную карту программы Партнерства по стратегическим коммуникациям между СНБО Украины и Международным секретариатом НАТО.
Программа партнерства направлена на осуществление комплексной поддержки Украины в сфере стратегических коммуникаций, в частности противодействия российской пропаганде и информировании общественности о событиях в Украине.
Визит Столтенберга в Украину носит символическое значение, считает содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей МЕЛЬНИК.
«Это довольно символический визит. Это довольно серьезный сигнал Украине о том, что Украина является партнером и НАТО является партнером Украины. Это довольно серьезный сигнал, который посылается России о том, то НАТО остается с Украиной», – сказал эксперт.
Более того, как отмечает политолог Владимир ФЕСЕНКО, приезд генсека НАТО говорит о том, что Украина становится специальным, особым партнером альянса. Впрочем, эксперт отмечает, что это не официальный статус, а знак особого отношения к Украине со стороны НАТО.
«НАТО таким образом компенсирует невозможность принятия Украины в свой состав сейчас… Но взамен они развивают с нами такое сотрудничество, какого нет с другими странами, не являющимися членами НАТО», – сказал Фесенко.
Сотрудничество с НАТО
Как заявил в ходе визита генсек НАТО, между Украиной и альянсом в разных сферах существует широкий спектр сотрудничества. По его словам, НАТО будет думать о возможности его расширения, в том числе и в сфере восстановления украинских военно-морских сил.
«На сегодняшний день у нас установлено сотрудничество в сфере командования и контроля, логистики, кибербезопасности, разминирования. Но мой главный меседж заключается в том, что мы оказываем практическую поддержку Украине и будем продолжать это делать, и мой визит в Киев сегодня – это выражение нашего желания продолжать и развивать наше хорошее практическое сотрудничество с Украиной», – подчеркнул Столтенберг.
Основной целью его визита стало обсуждение вопросов координации усилий Украины и НАТО для противодействия российской пропаганде, военно-техническое сотрудничество и вопросы обмена разведданными, а также вопросы дальнейшего углубления сотрудничества Украины и НАТО.
«Как вы знаете, есть 5 целевых фондов НАТО, которые включают в себя и киберзащиту, и медицинское обеспечение, и другие. Это та поддержка, которая имеет большое значение для вас. И украинские соответствующие оборонные структуры, как-то Министерство обороны, Министерство чрезвычайных ситуаций, другие агентства дадут возможность Украине эффективно защищать себя, используя новые возможности, которые предоставляют целевые фонды», – заявил генсек Альянса.
Кроме того, как сообщил президент Петр Порошенко, ожидается, что стратегия сближения Украины и НАТО на ближайшие годы будет определена на саммите НАТО в Варшаве в июле 2016 года.
Как отмечает Алексей Мельник, то, что, несмотря на российскую агрессию, шантаж со стороны Кремля об якобы угрозах расширения НАТО и его вмешательства во внутренние дела Украины, НАТО не только не ограничило сотрудничество с Украиной, но и его развивает, и это довольно сильный сигнал, что альянс признает суверенное право Украины на выбор своих внешних партнеров и внешнеполитического курса.
Кроме того, с генеральным секретарем НАТО обсуждалась и тема военного конфликта на Донбассе. По мнению Столтенберга, выполнение Минских договоренностей является единственным путем урегулирования ситуации на Донбассе.
«Мы поддерживаем вашу независимость и вашу территориальную целостность, поддерживаем полное выполнение Минских договоренностей, поскольку это единственный путь выхода из текущего кризиса», – сказал он.
Более того, генсек НАТО заявил, что продолжающееся прекращение огня на востоке Украины дает надежду на отвод тяжелой техники и войск, которые незаконно находятся на территории Украины, и призвал Россию отвести все войска с Донбасса и в полной мере выполнить Минские соглашения.
Курс на сближение и вступление в альянс
По словам президента Порошенко, поддержка украинцами вступления страны в НАТО возрастает и сейчас уже превышает 60%. При том, что еще два года назад евроатлантическую интеграцию поддерживали 16% украинцев, а год назад – 50%.
Президент отметил, что такой рост поддержки гражданами вступления Украины в НАТО стало следствием действий Российской Федерации против Украины.
«Никто другой, кроме как сама Россия, своими агрессивными действиями убедительно доказала полезность этой организации, необходимость ее укрепления и дальнейшего расширения. Альтернативы нет», – сказал он в ходе расширенного заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины.
Более того, президент отметил, что провозглашенная предыдущей властью Украины политика внеблокового статуса государства являлась преступной по отношению к государственным интересам Украины.
Несмотря на то, что в конце 2014 года Верховная Рада поддержала президентский законопроект об отказе Украины от внеблокового статуса, вопрос членства Украины в НАТО будет решаться на общенациональном референдуме, уверяет Порошенко.
«Когда мы создадим все условия через реформирование страны для соответствия Украины критериям для членства в НАТО, мной будет принято решение о проведении всенародного референдума, и таким образом будет зафиксирована воля украинского народа», – сказал он.
Как заявил сегодня премьер-министр Украины Арсений Яценюк, кратчайший путь к вступлению в НАТО для Украины состоит в реформировании Вооруженных сил и приведении их к стандартам альянса.
«Мы понимаем, что вопрос членства Украины в НАТО стоит в повестке дня украинского народа. Это очень необходимо для Украины, но требует совместного единого и согласованного решения стран-членов альянса. Другими словами, на это необходимо время. Для того чтобы этот процесс ускорить, нам надо усилить сотрудничество и привести украинские Вооруженные силы в полное соответствие с критериями и стандартами НАТО. И это самый кратчайший путь для того, чтобы Украина стала членом НАТО», – сказал он.
Тем временем, в НАТО отмечают, что позиция Альянса остается неизменной: Украина имеет право на вступление, когда Киев выразит желание вступать и выполнит необходимые условия.
Зато Россия требует «гарантий невступления Украины в НАТО». Более того, ранее министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров заявил, что российская агрессия против Украины связана с расширением НАТО.
«В современном мире отношения должны строиться, основываясь на диалоге и учете взаимных интересов. Думаю, если бы те же принципы воспринимались западными партнерами, не было бы конфронтации с продвижением НАТО к российским границам, не было бы украинского кризиса», – сказал Сергей Лавров.
Такую позицию России политолог Владимир Фесенко называет лишь поводом для оправдания агрессии. Во время Революции Достоинства и после нее Украина не предпринимала активных шагом для сближения с альянсом, отметил он.
«Никаких действий в отношении НАТО Украина ни в конце февраля, ни в марте не совершала. Точно так же и НАТО не совершало никаких действий по отношению к Украине», – сказал он, – «Сближение Украины с НАТО – это ответ на российскую агрессию».
Что происходит сейчас
«Украина выполняет документ, который называется Годовая национальная программа (ГНП). Ценность этой Годовой национальной программы в том, что она является составляющей так называемого плана действий относительно членства в НАТО. В ГНП есть пять главных разделов, оборонные или военные вопросы – это только один из разделов. А остальные касаются экономики, правосудия, развития политической системы и один специфический – безопасность защиты информации», – рассказал содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.
Он отметил, что базовый документ, по которому Украина работает много лет, можно развивать, но он является основным комплексным планом реформирования Украины как страны для того, чтобы достичь стандартов НАТО. При этом, стандарты НАТО касаются не только стандартов в военной сфере. Речь идет о более универсальных стандартах демократического правового государства и рыночной экономики.
Более того, а рамках ГНП страна сама берет на себя обязанности их выполняет для того, чтобы потенциально в будущем можно было заявлять, что она по всем параметрам отвечает критериям членства в НАТО. Альянс, в свою очередь, может предоставлять консультативную, финансовую и экспертную помощь, но не требовать выполнения.
«На данном этапе я думаю, что преждевременно говорить о каких-либо временных перспективах приобретения Украиной полноправного членства. То, что сейчас выглядит наиболее реалистичным и целесообразным – это достижение такого уровня сотрудничества с НАТО, как у Финляндии или Швеции, которые, формально оставаясь вне блока НАТО имеют настоящий статус особенного партнера», – считает Мельник.
В случае необходимости, например, участия в совместных операциях, у этих стран достигнут практически полный уровень совместимости с силами НАТО, вследствие чего не будет трудностей, например, со средствами связи, боеприпасами или тактикой, пояснил эксперт. По его мнению, это именно та модель, к которой должна стремиться Украина, параллельно будучи готовой к формализации отношений с НАТО тогда, когда будут благоприятными внутренне- и внешнеполитические условия, отметил он.
«Членство в НАТО не должно быть самоцелью. Намного важнее этот процесс сближения с НАТО», – сказал он.
С такой точкой зрения согласен и политолог Владимир Фесенко. По мнению эксперта, скорее всего, возможно несколько другое развитие сотрудничества между Украиной и НАТО, при котором Украина не является формальным членом НАТО, но, при этом, по уровню взаимодействия с альянсом, она, де-факто, будет его членом.
Кроме того, для Украины гораздо важнее достичь того уровня, когда она сможет сказать, что является полноправным членом западного европейского сообщества и, соответственно, берет на себя по крайней мере моральные обязательства прийти на помощь кому-то в случае агрессии и выскажет декларацию о том, что и она ожидает этой помощи, отметил Алексей Мельник.
А для дальнейшей формализации отношений с альянсом важно сохранить и поддерживать общественное мнение относительно целесообразности такого шага, а также работать с региональными отличиями на юге и востоке Украины, где жители менее оптимистичны по этому поводу, добавил Мельник.
Кроме того, эксперт отметил, что решения в НАТО принимаются консенсусом, поэтому к тому моменту, когда Украина теоретически сможет подать заявку на членство в НАТО, все 28 стран-членов должны ее поддержать.
«Главный критерий в этом, кроме технических, это то, что должна быть у них полная уверенность в том, что принятие в свои ряды, в свой элитный клуб еще одного члена повысит безопасность альянса, а не, наоборот, причинит ему вред. На сегодняшний день, Украина находится де-факто в состоянии конфликта с Россией и ни о каком вступлении, наверное, не стоит говорить, потому что немедленно эта война превращается в войну между Россией и военно-политическим блоком НАТО», – подчеркнул Мельник.
«НАТО не будет воевать за нас сейчас и НАТО не хочет воевать с Россией. Для нас важно другое – чтобы нам и эта организация, и страны, входящие в ее состав, особенно такие страны как США, Великобритания, Канада, оказывали поддержку в реорганизации нашей армии, снабжении ее оружием, повышении ее боеспособности. Тогда мы и сами будет в состоянии дать отпор российской агрессии», – считает политолог Фесенко.