Встреча внешнеполитических советников нормандского формата
На прошлой неделе состоялась встреча внешнеполитических советников глав стран нормандского формата. Мероприятие началось 03.07.2020, а информация об итогах появилась уже на следующие сутки. В процессе украинская сторона была не слишком многословна – официально было сказано о том, что в состав делегации, осуществляющей визит в Германию, вошел глава ОП Андрей Ермак, так как запланирована встреча политических советников Н4. Отдельно указывалось, что делегация возглавляется Алексеем Резниковым.
Российская сторона, в свою очередь, пыталась придать событию дополнительной значимости, публикуя многочисленные заметки о “втором визите Козака в Берлин только за последние несколько месяцев”, содержащие комментарии “информированных источников” о том, на чем именно намерен настаивать замглавы АП РФ.
Впрочем, здесь обошлось совершенно без сюрпризов – “собеседники СМИ из российской делегации” говорили о приоритете политической составляющей урегулирования, сетовали на тот факт, что украинская сторона “не привезла с собой проект изменения в украинскую Конституцию”, и в целом отказывается от такой повестки дня.
03.07.2020 в немецком издании Spiegel появилась публикация о российском пакете требований к украинской стороне: ссылаясь на некий рабочий документ российской делегации, полученный расследовательским центром “Досье”, авторы текста говорили о том, что переговорщики из РФ требовали от украинской делегации представить проект изменений в Конституцию до 06.07.2020 безусловно, и активизировать работу по имплементации так называемой “формулы Штайнмайера” в украинское законодательство.
Однако Дмитрий Козак заявил по итогам переговоров, что российская сторона действительно требует от Украины поправок в Конституцию, но подготовлены и представлены они должны быть не до 6 июля, а “в ближайшее время”.
Президент Украины Владимир Зеленский отреагировал на это заявление советом российским переговорщикам “поработать над риторикой, которая выходит на международный уровень”, так как “никто от Украины ничего требовать не может, мы независимая страна”.
Это заявление прозвучало бы вполне уместно и даже разумно, если бы не его общий фон: постоянный отказ Зеленского упоминать российскую агрессию открыто, что повторилось и в публикации Офиса президента о годовщине освобождения Славянска и Краматорска от “незаконных вооруженных формирований” (формулировка ОП).
Не внушают оптимизма и последующие слова Дмитрия Козака, который утверждал, что сторонам удалось приблизиться к некому консенсусу относительно дополнительных мер по прекращению огня. Мы неоднократно обращали внимание на этот проект РФ, представленный боевиками в рамках ТКГ. В российском понимании, дополнительные меры по прекращению огня должны согласовываться непосредственно между украинским высшим военным руководством и фейковыми “СЦКК” псевдореспублик. Кроме того, проектом предполагается, что в случае нарушений упомянутые стороны будут коммуницировать напрямую. Разумеется, эта концепция была и остается категорически неприемлемой для Украины.
И именно поэтому необходимо в очередной раз повторить: расслабляться еще очень и очень рано. Заявления Андрея Ермака о том, что его подпись под проектом решения о создании Консультативного Совета не имеет никакого значения верны лишь частично: возможно, именно такая конфигурация прямых переговоров украинских властей с боевиками не будет продавливаться русскими. Но это ни в коем случае не значит, что от идеи “прямых переговоров” в РФ отказались. Их будут продавливать на уровне каждой из подгрупп, и, исходя из заявлений Дмитрия Козака, нужно отнестись крайне внимательно к работе военной подгруппы.
Дискуссия о квотах для детей из ОРДЛО, Крыма и Севастополя при поступлении в ВУЗы
03.07.2020 украинский парламент принял закон №3734, расширяющий возможности для поступления детей, проживающих на оккупированных территориях востока Украины, линии разграничения и в Крыму и Севастополе, в украинские ВУЗы. Детям, проживающим на оккупированных территориях, позволят поступать в расширенный перечень ВУЗов на основе вступительных экзаменов, без ЗНО, в пределах установленных квот. Квоты для каждого конкретного ВУЗа определяет Министерство образования Украины.
Вокруг этих изменений началась крайне оживленная дискуссия, оперирующая не только фактами, но и целым рядом манипуляций: якобы тем самым Украина “признает аттестаты, выданные школами на оккупированных территориях, а значит признает и так называемые “ЛДНР” и оккупационные власти Крыма”, “дети с оккупированных территорий отнимут места детей участников АТО\ООС”, “теперь, чтобы ребенок поступил, нужно стать боевиком” и т.д.
На самом деле, ни о каком признании аттестатов, выданных школами, подконтрольными оккупационным администрациям, не идет речи: детям все равно нужно получать украинский аттестат. Поступление происходит на его основе.
В целом, необходимо отметить, что очень многим участникам подобных дискуссий политические симпатии и антипатии заменили здравый смысл. Ведь дополнительные возможности для поступления в украинские ВУЗы для детей с оккупированных территорий – это лучший и наиболее доступный сегодня Украине инструмент по борьбе за человеческий ресурс.
Молодежь, проживающая на оккупированных территориях, попадая в украинские ВУЗы, будет транслировать правду о жизни на свободных территориях своим родным, остающимся в оккупации, и это – лучшее лекарство от русской пропаганды. Не говоря уже о том, что дети, увидевшие жизнь в мирных городах, не захотят возвращаться на оккупированные территории и связывать свое будущее с РФ, которая осуществляет оккупацию ОРДЛО и Крыма.
Высказывания Бородая и представителей партии “Родина” о будущем ОРДЛО. Реакция представителей Совфеда
04.07.2020 во время съезда партии “Родина” в Санкт-Петербурге прозвучало сразу несколько высказываний, затрагивающих судьбу ОРДЛО и ее интерпретацию внутри РФ. Был принят “Манифест российских регионов”, сводящийся к полному одобрению поправок в Конституцию РФ и обещанию “помощи президенту на уровне субъектов федерации”. Но куда более растиражированными стали слова главы “Союза добровольцев Донбасса” Александра Бородая, который был почетным гостем съезда вместе с Николаем Стариковым и Олегом Пахолковым. Бородай заявил дословно следующее:
“Я уверен в том, что в относительно скорые сроки республики Донбасса станут уже не де-факто частью Российской Федерации – де-факто они уже являются частью РФ – а станут таковой и де-юре”.
Это высказывание звучит в унисон с репликами Пушилина о том, что “вероятность возвращения ДНР в состав Украины равна нулю”, а “жители республики связали свое будущее с Россией”.
Вот только всему этому буйству геополитических проектов мешает официальная позиция РФ относительно Минских соглашений, в которых не идет речь ни о каких “республиках”, а говорится об отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Такой же терминологией оперируют и путинские указы о незаконной паспортизации и прочие указы “гуманитарного пакета”.
Слова Бородая вызвали и прямую реакцию заместителя главы комитета Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова. Он заявил, что не согласен с представителем СДД, “потому что Россия до сегодняшнего дня признает Донецк и Луганск территорией Украины”. Джабаров добавил, что слово за Украиной, которая “затягивает процесс признания особого статуса ЛДНР”, отчего “у жителей Донбасса чаще и чаще возникает мысль: “А по пути ли нам с такой Украиной?”.
Высказывание Джабарова – наглядный пример той шизофрении, в которую Российская Федерация пытается загнать любые попытки договориться о прекращении конфликта. Отрицая свою собственную роль в происходящем, РФ даже не может определиться с легендой, которую отстаивает: если речь идет об отдельных районах Донецкой и Луганской областей, то никаким “ЛНР” и “ДНР” в целом нет места в дискуссии.
Источник: hvylya.net