додому Поточні новини Громкие заявления Зеленского об отводах войск и перспективы обмена

Громкие заявления Зеленского об отводах войск и перспективы обмена

34

11.04.2020 Владимир Зеленский, находясь с рабочей поездкой в зону проведения ООС, заявил, что у него “усилилось желание закончить войну и достичь мира”.

Возможность новых отводов

Сообщалось, что Зеленский посетил участок разведения №3 “Богдановка-Петровское”, где ему доложили, что “ситуация остается контролируемой и спокойной”.

“Рад, что разведение помогло уменьшить обстрелы. Мы видим результат. Военные видят результат. Мы работаем над тем, чтобы согласовать новые участки разведения, и чтобы на Донбассе наступил мир”, – сказал действующий президент.

Вот только после отвода ситуация на участке №3 не была “контролируемой и спокойной”. Даже по официальным данным сводки ООС участок отвода Богдановка-Петровское был обстрелян 24.03.2020, 18.03.2020, 17.03.2020.

И, вместо того, чтобы поднимать вопрос о возврате на исходные позиции, как это предполагает Рамочное решение ТКГ от 20.09.2016 в случае нарушения режима прекращения огня, украинская сторона продолжала вести диалог в Минске о новых точках отвода.

Так, по итогам встреч ТКГ 24.03.2020-26.03.2020 и 06.04.2020-08.04.2020 боевики публиковали подготовленные РФ “черновики протоколов заседаний ТКГ”, в которых проводилось требование согласовать новые участки отвода с учетом пожеланий оккупационных администраций, и говорилось о том, что “представители республик предложили 5 вариантов участков отвода, 4 из которых не вызвали возражения украинской стороны”. 

Эти заявления сами по себе являются алогичными, ведь по итогам нормандского саммита Украина и РФ должны были согласовать три новых точки разведения. Но еще более алогично смотрится украинская переговорная позиция на фоне постоянных нарушений режима прекращения огня на точках разведения и за их пределами.

На деле, РФ нужен не сам отвод, который обречен быть чем-то, отстоящим крайне далеко от прописанной в Рамочном решении ТКГ процедуры, а возможность проверить как далеко готова зайти действующая украинская власть в своих стремлениях “договориться посредине”.

Освобождение удерживаемых лиц и “спасение рядового Ермака”

По итогам встречи ТКГ была достигнута договоренность об освобождении удерживаемых лиц, о чем в Офисе президента сообщали как о главном свершении последних нескольких недель.

Из заявлений представителей оккупационных администраций следует, что обмен может пройти в формате “19 на 18”, где 19 человек должны быть возвращены на свободные украинские территории, а 18 – переданы боевикам. Освобождение заложников запланировано на 17.04.2020.

Но, по данным украинской службы “Радио свобода”, в списках, которые предоставили боевики, есть фамилии тех, кто “осужден” оккупационными властями не по “политическим”, а по уголовным статьям, зато нет фамилий людей, которых последовательно запрашивала украинская сторона.

Представители оккупационных администраций, комментируя ход последних переговоров в формате ТКГ, утверждали, что освобождение заложников казалось труднодостижимым, так как украинские переговорщики пытались уточнить списки, до тех пор, пока в переговоры не вмешался глава ОП Андрей Ермак. В частности, такое заявление сделал представитель ОРЛО Родион Мирошник.

Впрочем, в Офисе президента также отмечали особую роль Ермака в достижении этих договоренностей.

Но глава ОП решил не останавливаться и на этом: после переговоров в ТКГ он делает заявление о том, что в интересах скорейшего достижения договоренностей ТКГ должна работать 24\7. В комментарии изданию Лига.net Ермак сказал дословно следующее:

“Мы должны занять активную позицию и отойти от традиционного формата, когда “успехом” называли только неприятие предложений другой стороны в публичной плоскости”.

Складывается впечатление, что ради отвлечения внимания от коррупционного скандала вокруг деятельности своего брата, Андрей Ермак готов форсировать переговорный процесс и сдавать украинские позиции. Вот только не слишком ли это дорогая цена за сохранение очевидно не самого чистого на руку чиновника в должности?

14.04.2020 было опубликовано Сообщение для печати спецпредставителя ОБСЕ в ТКГ Хайди Грау:

“Во исполнение принципиальной договоренности, достигнутой Трехсторонней контактной группой при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, Рабочая группа ТКГ по гуманитарным вопросам сегодня согласовала детали будущего взаимного освобождения и обмена лицами, удерживаемыми в связи с конфликтом на востоке Украины.

Взаимное освобождение и обмен состоится заблаговременно до православной Пасхи”.

Выдача паспортов РФ жителям оккупированных территорий на фоне коронавируса

Пока Украина, как и большинство европейских стран, соблюдает карантин, в ОРДЛО организовывали коллективные поездки за паспортами РФ в Ростовскую область. Об этом сообщила “Новая газета” 08.04.2020.

По данным издания, в Красном Сулине (80 км от Ростова-на-Дону) местные жители видели автобусы с группами жителей ОРДЛО, приехавших для получения документов.

Такие акции вызывал откровенное непонимание как населения Ростовской области, так и жителей ОРДЛО:

“В области введен режим самоизоляции, границы закрыты, а их все равно везут. Я только сегодня видел два припаркованных автобуса, и еще один ехал туда же – мне навстречу. Местные жители, конечно, недовольны. Нам работать нельзя, из домов выходить не дают, полиция останавливает, угрожает штрафами. Член моей семьи уже получил протокол от сотрудников ГИБДД за то, что выехал из дома по делам. А тут возят людей туда-сюда. Что за спешка в условиях пандемии?”, – цитирует “Новая газета” жителя Красного Сулина.

Украинская служба “Радио Свобода” в материале об экстренной паспортизации на фоне пандемии приводит слова жителей оккупированных территорий:

“Гениальная логика. Люди, вы никуда не выходите, потому что вирус. Люди, вы никуда не ездите, потому что вирус. Люди, а поехали в Россию за паспортом? Мы вас привезем и отвезем. И потом ходите спокойно по городу. Вам не надо дома сидеть на карантине. Мало видимо 13 случаев, половина – из России. Давайте болеть вместе и массово”.

Но уже 10.04.2020 эти возмущения были услышаны: так называемое “МВД ЛНР” сообщило, что с 13.04.2020 в связи с коронавирусной угрозой выезды за паспортами на территорию Ростовской области временно приостанавливаются. Аналогичное решение было принято и в соседней псевдореспублике, с отдельным указанием, что рейсы были прерваны уже с 10.04.2020.

Но, несмотря на эти “временные трудности”, в ОРДО празднуют очередную “внешнеполитическую победу” и хвалят “братскую русскую помощь”: главный пропагандистский ресурс донецких боевиков “ДАН” сообщает о том, что 17 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации подали законопроект об освобождении от уплаты госпошлины при получении гражданства РФ для жителей ОРДЛО. Среди авторов заявлены члены так называемого “интеграционного комитета Россия-Донбасс” Андрей Козенко, Казбек Тайсаев, Ольга Ковитиди, первый заместитель председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связей с соотечественниками Виктор Водолацкий, спецпредставитель Госдумы по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин, Наталья Поклонская и др.

Вот только остается неясным, когда население ОРДЛО сможет воспользоваться “русскими подарками”, в том случае, если этот проект будет одобрен, ведь даже по данным “СМИ” оккупационных администраций ситуация с коронавирусом далека от улучшения. По состоянию на 14.04.2020 в ОРДЛО “официально” зафиксировано 38 случаев заболевания COVID-19: 22 на оккупированных территориях Донецкой области и 16 – на оккупированных территориях Луганской области.

Доклад Чеснакова “Пандемия коронавируса и мирный процесс на Донбассе”

Директор “Центра политической конъюнктуры” Алексей Чеснаков опубликовал очередной доклад, касающийся перспектив политической части урегулирования ситуации в ОРДЛО.

Как и в материале этой организации, опубликованном к пятой годовщине Минских соглашений, и в докладе “Без компромиссов”, Чеснаков снова возвращается к теме “трансформации силовой компоненты” как обязательном условии урегулирования, которое, по его мнению, даже не подлежит обсуждению – в этот раз в тексте читателю представлена  модификация этого тезиса, сводящаяся к формуле “по украинским требованиям трансформация силовой компоненты заключается в разоружении ополченцев, помимо отвечающей за порядок милиции”. Такой подход называется Чеснаковым “существенной уступкой российской стороны”. Остается открытым вопросом, как такое восприятие проблемы “народной милиции” и любых других оккупационных силовых структур коррелирует с Законом Украины об особенностях осуществления государственного суверенитета над ОРДЛО, где все силовые структуры оккупационных администраций ОРДЛО называются НВФ, и насколько украинское общество готово принимать такие “уступки”, даже если на них согласится действующее украинское руководство.

Кроме того, в качестве требований украинской стороны Чеснаковым говорится о передаче государственной границы под украинский контроль “в день проведения местных выборов”.

Т.е. фактически Чеснаков задействовал и переиначил недавние заявления Ермака, Авакова и Пристайко о передаче контроля над государственной границей между отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины и РФ под украинский контроль до проведения выборов, перетрактовав их выгодным себе образом.

По сути, руководитель ЦПК делает то, что всегда делают официальные переговорщики от РФ: создает иллюзию выбора только из двух вариантов, где один вариант плох, а второй – очень плох для противоположной стороны.

В качестве очень плохого варианта в тексте доклада упоминается “неоднократно озвученная РФ позиция” – никаких изменений в тексте Минска-2, а точнее, никаких изменений в российской трактовке текста соглашений. Т. е. политическая часть идет первой, описанная в тексте Минска-2 последовательность действий принимается РФ во внимание только там, где ей это выгодно (как, например, в случае механизма передачи контроля над государственной границей, описанном в п. 9), а там, где ей это невыгодно (в п. 1, 2, 3, 4 Комплекса мер) – последовательность шагов полностью игнорируется.

Но текст Чеснакова содержит и другие откровенно манипулятивные моменты: лейтмотивом всего материала является падение рейтинга Зеленского, и апелляция к этому явлению как к поводу ускориться с политической частью урегулирования. Но надо сказать, что здесь Чеснаков и его коллеги просто еще раз обратили внимание на то, что очевидно даже досужим наблюдателям заявлений и активностей действующего президента Украины – рейтинг и массовая поддержка его инициатив были и остаются для него приоритетом.

Авторы текста доклада утверждают, что для Зеленского существует три сценария – продлить текущую стратегию на 2021 год, списав сдвиг планируемых сроков урегулирования (“год на урегулирование в существующих форматах” из интервью Зеленского The Guardian) на пандемию коронавируса, постепенно соглашаться на статус-кво или же “отмежеваться от Донбасса в одностороннем порядке”. При этом последний вариант по Чеснакову подразумевает обязательный “односторонний отвод украинских войск на безопасное расстояние”.

Помимо этого, в тексте есть крайне показательная и непростительная как для бывшего подчиненного Суркова оговорка: Чеснаков косвенно признает Россию стороной конфликта, упоминая в описании первого сценария, что 2021 год – это еще и год выборов в Госдуму, и потому в РФ “внутриполитические аргументы серьезно перевешивают неясные перспективы снижения санкционного давления (…) Внутри России любые уступки без очевидной и быстрой выгоды могут быть расценены гражданами и оппонентами власти как проявление слабости и как сдача национальных интересов. Кроме того, негативное состояние экономики будет в целом способствовать консолидации и замыканию российской правящей элиты, а не ее открытости к рискованным компромиссам”.

Таким образом, этот текст, как и прошлые материалы ЦПК, является очередной попыткой продиктовать условия. Вот только в этих попытках слышится все больше нервозности, и делается все больше ошибок.

Мария КУЧЕРЕНКО, Руководитель проектов Центра исследований проблем гражданского общества

Источник: hvylya.net

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я