Рекламный рынок Украины недооценен — это один из фактов, прозвучавших во время доклада Федора Огаркова, генерального директора “Медиа Группы Украина”, сделанного в рамках серии ворк-шопов “Медиа для медиа. Как этим воспользоваться?”, организованной Индустриальным Телевизионным Комитетом и “Медиа Группой Украина”.
Цифры не слишком радостны для представителей медиабизнеса: рекламные инвестиции на душу населения в Украине составляют $24,07, тогда как, например, в России этот показатель находится на уровне $60,86, в Польше — $65,70, в Германии — $287,29. Конечно, глядя на эти данные, можно говорить о значительном потенциале роста рекламных инвестиций в Украине, но в то же время они красноречиво свидетельствуют и о недополученных медиакомпаниями доходах в настоящем времени.
В телеиндустрии все особенно драматично: затраты на телеконтент в Украине топ-6 каналов составляют более $500 млн, в то время как весь рынок телерекламы в Украине — $400 млн. Другими словами, каналы собирают за рекламу меньше денег, чем платят за контент. Если добавить к затратам на контент другие затраты каналов — затраты на доставку телевизионного сигнала, затраты на персонал и пр., — дефицит бюджетов участников рынка станет еще более удручающим.
Как известно, чтобы выйти из сложной ситуации, некоторые крупнейшие телеканалы в этом году подняли расценки на рекламу.
Другой способ получения дополнительных доходов — запуск платного ТВ.
Мировые тенденции в платном ТВ:
- доминирование крупных международных медиакорпораций;
- спортивный и фильмовый контент пользуются наибольшей популярностью (количество каналов обозначенной тематики, по данным Европейской аудиовизуальной комиссии, составляет более 50% от всех платных телеканалов);
- широкое распространение новых технологий доставки сигнала платных телеканалов (IPTV, OTT, VOD и пр.);
- выработанная годами система распределения дохода (абонент-провайдер-телеканал-правообладатель).
Украинский рынок платного ТВ имеет свои особенности по сравнению с российским и европейскими:
- Низкое проникновение цифрового кабельного телевидения, телевидения посредством IPTV
- Слабое развитие платформ спутникового платного телевидения
- Слабая концентрация кабельных операторов (всего несколько крупных игроков, большое количество мелких)
- Высокий процент непрозрачности деятельности кабельных операторов
- Низкая платежеспособность населения, низкая прибыль на одного пользователя (ARPU) операторов кабельного ТВ (~40 грн./мес.)
- Ограниченность частотного ресурса в аналоговом кабеле, усугубленная существованием Универсальной Программной Услуги (набором обязательных телеканалов)
- Высокий уровень пиратства среди кабельных операторов (бездоговорное использование каналов, underreporting)
Препятствия для развития рынка платного ТВ в Украине:
- Общие:
- стоимость контента постоянно растет, стоимость платных телеканалов остается неизменной либо увеличивается незначительно;
- большое количество и высокое качество украинских бесплатных телеканалов (более 70) — основное количество абонентов не готовы платить за платные каналы.
2. Кабель:
- техническая возможность более половины рынка кабельных операторов ограничена 80-ю телеканалами в кабеле (США — более 350, Россия — более 150 телеканалов соответственно);
- высокий уровень недоотчетности провайдеров перед правообладателями (underreporting) — до 70%.
3. Спутник:
- большой процент абонентов пользуется нелегальными способами приема сигнала (card-sharing) — по разным оценкам, от 0,5 до 1 млн абонентов.
В структуре “Медиа Группы Украина” довольно успешно работает платный канал “Футбол”, который перешел на платную модель в 2011 году. По словам Федора Огаркова, одним из основных факторов успеха “Футбола” является активная позиция на рынке дистрибуции: борьба с пиратством и underreporting, построение долгосрочных рыночных отношений с другими игроками, сбалансированная политика ценообразования.
Также “Медиа Группа Украина” вместе с Inter Media Group, StarLightMedia и “1+1 Медиа” подписали Открытое письмо о намерении защищать свои права интеллектуальной собственности на свой контент в сети. Цель инициативы “Чистое небо” — добиться того, чтобы в украинском интернете не транслировалось видео без разрешения правообладателей.