Киев. 20 июля 2015 года (ПолитКом, Александр МЕРЕЖКО). В России по-прежнему пытаются каким-то образом придать видимость законности аннексии Крыма. Так, например, российский журналист С.Ю. Варыханов в «Независимой газете» предлагает провести новый референдум в Крыму, который окончательно закрепил бы аннексию.
Он пишет: «Такой выход есть. Россия должна выступить инициатором проведения в Крыму и Севастополе нового референдума. Референдум должен стопроцентно соответствовать мировым стандартам, как в Шотландии или канадском Квебеке и пр. Нарушения международного права, которыми сопровождался прошлогодний референдум, объяснялись форс-мажорными обстоятельствами – государственным переворотом в Киеве. Значит, нужно провести аналогичный референдум «на ровной воде».
Идея, разумеется, глупая, поскольку: во-первых, проведение такого «референдума» явилось бы явным нарушением Конституции Украины; во-вторых, о каком соответствии «мировым стандартам» можно вообще говорить, поскольку вполне понятно, что зазомбированное путинской пропагандой и запуганное население Крыма вряд ли уже способно решать такие вопросы объективно.
Но здесь важно другое – автор все-таки признает, что имело место нарушение международного права. При этом он, правда, говорит о каких-то нелепых «форс-мажорных обстоятельствах», несмотря на то, что такого понятия в международном праве, по сути, не существует (это концепция из области частного права). Кроме того, он врет относительно «государственного переворота в Киеве». После аннексии Крыма, т.е. после совершения тяжкого международного преступления, необходимо говорить не о новом «референдуме», а об ответственности России за это преступление. Есть такой общий принцип права – Ex injuria jus non oritur – согласно которому нарушение права не создает права. В соответствии с ним нарушение Россией международного права при аннексии Крыма не создает для нее каких-либо прав. Одним словом, в этом случае необходимо наказать преступника, а не пытаться придать видимость законности его преступлению посредством антиконституционного «референдума».