додому Економіка Металл будущего

Металл будущего

325

Мировое потребление первичного алюминия в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличилось на 5,5% – до 59,7 млн тонн. Ожидается, что в таких же темпах (4-6% в год) сохранится прирост потребления алюминия как минимум в ближайшие 5-7 лет.

Больше всего алюминия потребляют транспортная и строительная отрасли. Эксперты считают, что именно транспортная отрасль в ближайшие годы станет основным локомотивом роста спроса на алюминий в мире. Основным потребителем здесь является автомобилестроение. Количество алюминия, которое используется в деталях автомобиля, постоянно растет. Так, если 10 лет назад на 1 автомобиль приходилось около 90-100 кг алюминия, сейчас этот показатель вырос до 160 кг, то к 2025 году ожидается, что на 1 автомобиль будет уходить не менее 250 кг алюминия.

Еще одним перспективным направлением роста использования алюминия в транспорте является развитие скоростных железнодорожных магистралей.

Увеличению масштабов использования алюминия в строительстве, в частности, будет способствовать распространение стандартов «зеленого строительства» и энергосберегающих технологий.

В Украине стараются не отставать от мировых тенденций, но удается это далеко не всем и не всегда, чему способствуют как объективные, так и субъективные причины (о них – позже).

Одним из наиболее востребованных видов продукции из «крылатого металла» в стране является алюминиевый профиль, производством которого занимаются украинские предприятия.

Рынок профилей из алюминия

Алюминиевые профили выпрессовывают из готовых цилиндрических заготовок (столбов) длиной до 9 м и диаметром 125-240 мм.

Исходной заготовкой для производства профилей, как правило, является первичный алюминиевый сплав в «чушках» марки АДЗ1 и вторичный алюминий, другими словами, утиль в смеси с чушками марки А5. Предприятия, которые не имеют собственного литейного цеха, покупают готовые заготовки как внутри страны, так и за ее пределами..

По оценкам некоторых специалистов, объем потребления алюминиевых профилей в Украине в 2017 году составит порядка 6-8 тыс. тонн. При этом объем производства отечественных предприятий превысит спрос рынка, поэтому часть наиболее конкурентоспособной продукции будет экспортирована. При этом осуществляется импорт профилей, прежде всего, из Турции и Китая.

Броварской алюминиевый завод

Первым предприятием в Украине (тогда еще входившей в состав СССР), производящим алюминиевые профили, стал в 1979 году Броварской алюминиевый завод, который производил алюминиевый прессованный профиль и строительные алюминиевые конструкции. В течение 80-х годов прошлого столетия  он стал единственным на территории страны предприятием, внедрившим технологию производства профилей в условиях полного цикла с использованием безотходных технологий.

Затем завод пришел в упадок. В мае 2011 года предприятие приобрела группа компаний ALUMETA и на базе завода была создана новая компания – ООО «Броварской алюминиевый завод». За полтора года команде нового собственника Сергея Шапрана удалось запустить в круглосуточную работу инструментальный, литейный, прессовый, гальванический и малярный цеха. Это дало возможность выпускать алюминиевый профиль, строительные алюминиевые конструкции, лить заготовки разных диаметров, наносить гальванозащитное покрытие, изготавливать товары широкого потребления.

Ассортимент производимой продукции непрерывно увеличивается и составляет уже более 12 тыс. наименований алюминиевого профиля различного направления и конфигураций, используемых в строительстве, машиностроении, электротехнике, авиастроении, теплотехнике, в космической промышленности, а также в бытовой сфере. Завод работает круглосуточно и успешно экспортирует свою продукцию более чем в 25 стран Европы и Ближнего Востока.

При этом модернизация предприятия продолжается. Нынешний год БРАЗ начал с обновлённым экструзионным производством, запустив новые пресса. К четырем уже работающим прессовым линиям добавили еще две, общей производительностью 2 тыс. тонн. Пресс с усилием 1,1 тыс. тонн работает с цилиндрическими столбами диаметром 127 мм и максимальной длиной заготовки 600 мм. Второй пресс с усилием 2 тыс. тонн предназначен для работы с цилиндрическими столбами диаметром 178 мм и заготовками длиной 900 мм. Новые агрегаты способны производить профиль весом от 90 грамм до 30 кг. Пресса работают в автоматическом режиме.

На сегодняшний день завод может производить более 20 тыс. тонн алюминиевых профилей в год и является единственным предприятием в стране, обладающим полномасштабным современным производством замкнутого цикла – от алюминия до готовых изделий из него.

Группа компаний «АМТТ»

Основано в 1996 году как строительно-производственное предприятие, специализирующееся на фасадных системах, находится в с.Крюковщина Киево-Святошинского района.

Завод располагает двумя прессами для работы с цилиндрическими столбами диаметром 5 и 8 дюймов, проектная мощность – 6 тыс. тонн алюминиевых профилей в год.

Алюпол

ООО «Алюпол» было открыто в сентябре 2007 года в пгт Бородянка Киевской области. Предприятие входит в состав польского холдинга «Группа Кенты С.А.». Производство алюминиевого профиля началось со строительства прессовочного цеха, оснащенного прессом для работы с цилиндрическими столбами диаметром 7 дюймов и длиной профиля 3000-8000 мм.

Далее польские собственники предполагали инвестировать средства в запуск линии анодирования, а затем – линии простой механической обработки алюминиевых профилей.

АЛЮПРО

Киевское ООО «Промлитсплав» (торговая марка АЛЮПРО) производит алюминиевый профиль с 2000 года. Заявленная производственная мощность – 250 тонн в месяц. Заготовка (длиной не более 7000 мм) закупается на Сумском ПО им. Фрунзе

Готовая продукция выдается либо с территории завода «Точмаш» в Броварах, либо в пгт Дымерка (Вышгородский район, Киевская область).

Днепровский завод «Алюмаш»

Производственные мощности ЧАО «Днепровский завод «Алюмаш», введены в эксплуатацию в 1997 г. и состоят из четырех основных цехов. Производит алюминиевые профили общего назначения, персонал завода составляет 250 человек.

Также можно упомянуть таких производителей алюминиевого профиля как мариупольское ООО «Хилал Алюминиум Юкрейн», компанию «Талисман», ООО «Эфкон-Профиль» и других.

В текущем году часть компаний со средним уровнем производства, в силу различных причин ограничило или прекратило свою деятельность. Речь идет о привлекших внимание правоохранительных органов луганских предприятиях «Укрспецмет», «Солур», а также находящемся в стадии ликвидации ООО «Юнион Трейд Групп».

ТОП-3 производителей алюминиевого профиля в 2017 году (по данным опроса участников рынка).

Предприятие Приблизительный объемтонн в месяц
1 Броварской алюминиевый завод (группа компаний ALUMETA) 1700-1800
2 Группа компаний «АМТТ» 80-100
3 Алюпол («Группа Кенты С.А.») 60-80

Как им это удается

Ухудшение экономической ситуации в стране негативно отразилось и на рынке алюминиевого профиля. Тем не менее, ряду предприятий удается не только выживать, а и развиваться, экспортировать продукцию.

Как отметил эксперт в области экономической политики Виталий Кулик, экспорт, как и наша экономика в целом, способен к восстановлению и развитию – но если не помешает обострение военных действий, очередные политические дрязги общестранового масштаба и, конечно, косность заинтересованных сторон. Она, к сожалению, свойственна не только госбюрократии, но и значительной части бизнеса, не желающего покидать свои «»зоны комфорта».

Одним из эффективных (как показало время) путей развития предприятий, производящих алюминиевый профиль, стало создание максимально возможной цепочки замкнутого цикла – от сырья до готовой продукции, с выделением наиболее важных участков цепи в отдельные предприятия.

Особенно четко эта тенденция прослеживается на примера лидера рынка – группы компаний ALUMETA. Основное производство, сосредоточенное на Броварском алюминиевом заводе, поддерживают другие компании, в частности:

BRAZ CONSTRUCTION – инжиниринговая компания, производитель алюминиевых профильных систем под торговой маркой «BRAZCON»;

BRAZ LINE – компания, которая занимается проектированием, производством и продажей изделий из алюминиевого профиля как для клиентов группы ALUMETA, так и сторонних заказчиков;

ACORE Development Group – строительная компания, которая предлагает полный цикл строительных услуг (от разработки проектного предложения, оформления всех необходимых разрешительных документов до строительства и ввода готового объекта в эксплуатацию), а также снабжает необходимыми материалами и комплектующими (такими как фасадное стоечно-ригельное остекление из собственной системы, окна и двери из алюминиевых профилей, вентилируемые навесные фасады).

Также залогом успеха является постоянная модернизация, которая позволяет производить продукцию, удовлетворяющую всем требованиям клиентов.

Еще одна особенность, присущая предприятиям-лидерам рынка, — это освоение смежных сегментов рынка либо адаптация продукции для этих участках. Например, в последнее время быстро ржавеющие стальные конструкции заменяют на не поддающиеся коррозии алюминиевые (характерно для солнечной энергетики).

алюминиевый профиль
Источник: Прометалл

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я