Автор:Цзя Сицзинь
Современное словосочетание «гражданское общество» концентрированно выражает собой появление внеправительственного и рыночного секторов и «третьего сектора» в лице механизма общественного управления частным предпринимательством, говорит о новой практике применения концепции разделения власти, «сдержек и противовесов» в процессе развития структуры западного общества. Однако у китайской цивилизации довольно трудно найти такие лингвистические предпосылки для точного обозначения пределов государства или ограничения правительства. И появление в Китае такого выражения как «гражданское общество» демонстрирует собой слияние международного языка с практикой трансформации китайского общества, усилия подстегнуть китайский политический процесс. Ниже освещаются ретроспектива и особенности развития гражданского общества в Китае на фоне китайского режима и посредством суммарного анализа роли этого общества в процессе политической реформы, отмечается его важность в формировании китайской гражданской культуры.
История развития китайского гражданского общества есть процесс постепенного ухода всемогущего «государства», этого «всеобъемлющего общества», из «рыночной» и «социальной» сферы, притом самым главным здесь является развитие такого коренного компонента гражданского общества, как гражданско-социальные организации. Эволюция отношений между государством и обществом в Китае, начиная с 1949 года, прошла четыре основные стадии. Это, прежде всего, тотальное интегрирование общества со стороны государства после образования КНР на основе структур, состоящих из отдельных единиц, и посредством административной системы. Затем появление индивидуального пространства и возрождение общественных объединений с начала перехода к реформе и открытости и до 1989 года. Затем, с 1989 года и по середину и конец 90-х годов дальнейшее расширение экономического пространства по инициативе государства и относительное сокращение пространства социального. И, наконец, с середины и конца 90-х годов и по нынешнее время полное развитие гражданского общества, характеризующееся развитием плюрализации и институционализации организаций гражданского общества.
Поскольку у Китая не такой, как у Запада институциональный фон, постольку сформировавшееся у него гражданское общество имеет немало отличий. Во-первых, китайское гражданское общество возникло в том пространстве, которое отвело ему государство. По сравнению с государством оно все еще относительно мало. Во-вторых, из-за отсутствия институциональных гарантий основных полномочий и прав гражданское общество развивается в пределах, открыто или молчаливо допускаемых государством. Пространство его существования и степень его развития непрерывно изменяются вслед за переменами в действиях правительства. В-третьих, формирование китайского гражданского общества шло по двум линиям: по линии той социальной сферы, которая непосредственно отводилась ему государством, и по линии того социального пространства, которое образовывалось внутри ранее развившейся системы рыночной экономики. Из обеих этих линий, давших начало гражданскому обществу, одна идет сверху вниз, а другая — снизу вверх. В-четвертых, двойственная структура государственно-социальных отношений в Китае являет собой модель эволюции кооператизма.
Роль китайского гражданского общества в области политической реформы проявляется в трех аспектах. Во-первых, гражданское общество наращивает организационный фундамент социального самоуправления на благо китайской политической реформы. Во-вторых, стимулирует переход в конфигурации власти от унитарного господства правительства к модели плюрального управления. И, в-третьих, культивирует концептуальные основы гражданского сознания в интересах политической системы демократии. И тем не менее структурные особенности китайского гражданского общества предопределяют его слабость, нестабильность, институциональную неэффективность и весьма скромную роль в политическом развитии.
В настоящее время перед китайским гражданским обществом раскрываются более широкое пространство и более широкие возможности для развития. Однако неинституциональные особенности последнего – самая большая трудность в выявлении его роли. В сфере традиционной китайской культуры концепция государственно-общественных отношений покоится на отношениях между монаршей властью и страной на этической градации монарх – вассал, отец – сын. До реформы и открытости всемогущее китайское государство в сущности было продолжением этой концепции. И ключ трансформации китайского «народного общества» в «гражданское» тоже в превращении «народа» в «граждан», а сама эта трансформация должна быть процессом культивирования гражданского сознания и гражданской культуры в общесоциальных масштабах. Основная концепция гражданского сознания включает: индивидуализм, то есть то, что человек – конечная цель, а государство и общество существуют ради охраны и расширения личностных прав и интересов. Во-вторых, нижний предел прав и интересов, то есть наличие четко определенных основных прав личности, на которые нельзя посягать ни по каким правилам и причинам. Если же посмотреть на это под другим углом зрения, то становится ясно, что власть государства тоже ограничивается. В-третьих, в концепцию гражданского сознания включается концепция правового управления, то есть то, что компетенции государства и общества устанавливаются и гарантируются на основе правовой системы, закон наделяет всех граждан равными гражданскими правами. И, наконец, она подразумевает принцип самоуправления, то есть то, что гражданское общество функционирует на основе такого порядка, который подразумевает плюрализм, участие, открытость и самоуправление.
В последние годы у китайского гражданского общества появились кое-какие признаки роста гражданского сознания. Об этом говорит, например, пробудившаяся снизу инициативность неправительственных организаций, появление мозговых трестов с преамбулой стимулирования социального прогресса и процесса разработок правительственной политики, активизация роли организаций гражданского общества в развитии низовой демократии города и деревни, в области гражданского воспитания. Хотя эта тенденция пока еще и не стала главной темой китайского гражданского общества, но уже показала направление своего развития. В будущем политическом развитии Китая пробуждение гражданского сознания и выработка гражданской культуры станут краеугольным камнем реформы политической системы и демократического процесса.