додому ПОЛІТИКА «Кровавая Конституция» расколола общество

«Кровавая Конституция» расколола общество

221
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества

Киев, 01 сентября 2015 года (ПолитКом, Виталий КУЛИК). Случившееся под стенами Верховной Рады было попыткой дискредитировать те политические силы и общественных активистов, которые выступают против внесения изменений в Конституцию в части децентрализации, а особенно — в вопросах особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Очевидно, что власть уже использует прием перекладывания ответственности за тот теракт, который случился у стен парламента. Идет дискредитация всех политических сил, которые были против этих изменений к Основному Закону, в частности, «Свободы», которую Аваков прямо обвинил в причастности к теракту.

Вместо проведения реального расследования, сейчас развешиваются ярлыки до завершения следствия и дискредитируются оппоненты. Поэтому у меня создается впечатление, что это была спланированная провокация со стороны определенных лиц, имеющих отношение к руководству страны, которые таким образом пытаются решить внутреннеполитические вопросы — протянуть так называемую конституционную реформу.

Если бы власть пошла не путем давления, а начала бы диалог, это создало бы условия для широкой дискуссии с последующим голосованием в 300 голосов зимой, что вызвало бы доверие. А так общество теперь расколото на две части: те, кто поддерживает Порошенко и его изменения (эти изменения уже окрестили «кровавой Конституцией»), и те, кто в оппозиции по отношению к таким решениям, кто считает их сдачей национальных интересов.

Не думаю, что при голосовании этих изменений к Конституции во втором чтении нас ждут более трагические события и более острая реакция общества. Сейчас фокус внимания и накал страстей был очень высоким. Но, по большому счету, граждане Украины, имеющие дело с бытом и обыденностью, больше реагируют на вопросы тарифов, индексации и социально-экономической проблематики, чем на вопросы конституционной реформы. И так будет, пока изменения Конституции не отражаются на кармане гражданина (в будущем это, вероятно, проявится, например, в увеличении средств, которые сохраняются в местных бюджетах). В первую очередь, настроения зависят от того, сможет ли власть реализовать заявленный социально-экономический курс.

Также важно, сохранится ли парламентская коалиция в ее нынешнем составе, не произойдет ли переформатирования этой коалиции в результате подготовки к голосованию в 300 голосов. Я не исключаю, что коалицию покинут некоторые политические силы, например, «Самопоміч» и партия Ляшко. И тогда встанет вопрос либо о перевыборах парламента, либо о формировании новой широкой коалиции при участии «Оппозиционного блока» и фракции мажоритарщиков. В такой ситуации коалиция будет предусматривать возвращение в правительство людей из «Оппоблока» и режима Януковича. Это еще больше углубит кризис и приведет к большей дестабилизации.

Выводы:

1) Нужно перезапустить конституционный процесс и начать подготовку к изменению порядка принятия самой Конституции – закон (изменение положений Основного Закона в части принятия новой редакции Конституции) через Конституционное учредительное собрание и всенародный референдум.

2) Подготовка текста новой редакции Конституции Украины должна происходить максимально инклюзивно. Я бы советовал изучить опыт Исландии!

3) Исключить из конституционного процесса внешних игроков (как Россию, так и Запад). Конституция не предмет торга (Дацюк тут прав на 100%).

4) Не допустить «приватизации» права представительства интересов гражданского общества провластными экспертными сообществами и лоббистскими группами. Я думаю не нужно расшифровывать, кого и что я имею в виду.

Только так мы победим.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я