Киев. 25 марта 2015 года (ПолитКом, Виктор НЕБОЖЕНКО). Сейчас неважны мотивы, которыми руководствовались правоохранительные органы при аресте двух высокопоставленных чиновников в здании Кабмина. Может, это демонстрация своей готовности вести борьбу с коррупцией. А, может, это желание отвести внимание, интерес общественности от острого конфликта между Порошенко и Коломойским. И заодно припугнуть самого Коломойского. Важно другое – способ, выбранный для этого сенсационного акта.
После демонстративного ареста начальника Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского и его первого заместителя Василия Стоецкого прямо на заседании Кабмина, все здания органов государственной власти становятся ловушкой для их пользователей.
До сих посещение или работа в Кабмине рассматривалась как верх лоббистской или бюрократической карьеры, а сейчас вожделенные места пребывания превращаются в опасное пространство, ловушку. А работа лоббиста в госорганах превращается в опасное приключение.
Цены за лоббистские услуги теперь резко взлетят вверх из-за опасности работы. Заходишь в здание Кабмина или любого министерства и ведомства, а выходишь в наручниках и подозреваемым. Кабмин такими сенсационными действиями поставил теперь в неудобное положение и Администрацию президента. Получается, что в Кабмине сражаются с коррупцией прямо на рабочем месте («не отходя от кассы»), а в Администрации президента наоборот можно спастись от преследования «орлов Авакова».
Теперь можно предположить, что этот процесс использования мест работы, мест встречи, скопления чиновников, бизнесменов и лоббистов, для организации арестов только начинается. На очереди задержания и аресты в здании Администрации президента, в Его кабинете. Или просто в коридоре или буфете. А также аресты и адержания народных депутатов в здании Верховной Рады. До или после лишения их депутатской неприкосновенности.
Проведение пресс-конференций с участием телевидения становится рискованным видом деятельности, как для журналистов, так и фигурантов акции протеста. Пиком этой практики может стать задержание или арест политика или чиновника во время выступления по телевидению. Так сказать, в прямом эфире, например, на ток-шоу. Это вернет интерес мировых СМИ к Украине. А самое главное, те, кто выпустил джина из бутылки – демонстративные аресты под телевизионные камеры на месте работы, – сами на следующем этапе могут стать жертвами собственного политического креатива. Такое часто случается во времена ожесточенной политической борьбы. Но бороться с коррупцией надо.