додому ПОЛІТИКА Украинские власти ведут «безопасную» борьбу с коррупцией

Украинские власти ведут «безопасную» борьбу с коррупцией

192

Киев. 10 апреля 2015 года (Facenews, Виталий КУЛИК). «В результате борьбы с коррупцией ни один крупный коррупционер не пострадал». Этот анекдот достаточно точно характеризует нашу реальность. Вместо конкретных результатов и «сухой» посадки коррупционеров по решению суда, нам предлагают телевизионное реал-шоу.

Сначала правоохранители арестовывают высших чиновников как говорится, “прямо на месте преступления”, в зале заседания Кабинета министров в режиме прямого теле-эфира. Нардеп и, по совместительству, пиарщик главы МВД Антон Геращенко перед камерами демонстрирует кредитки коррупционеров, выданные в иностранных банках, и схемы получения “откатов”. МВД заявляет, что вина коррупционеров доказана.

Эффект – бомба! Публика беснуется, власть показывает силу и твёрдость, готовность наказывать не только “бывших”, но и “своих”, прикормленные эксперты аплодируют. Но! Уже через день оказывается, что у прокуратуры нет достаточно доказательств вины экс-чиновников и, со временем, их выпускают на свободу под залог. Облом…

Другой ляп – арест главы Госсельхозинспекции. Это же почти замминистра! Но и тут не везёт. Во-первых, глава-то не действующий, а бывший при “антинародном режиме”. Во-вторых, сама инспекция уже год как находится в режиме ликвидации. Иными словами там воровать уже нечего, кроме списанной мебели.

Вся эта бурная телевизионная борьба с коррупцией происходит на фоне действительно резонансных разоблачений, которые оказываются вне поля зрения правоохранителей. Например, 18 марта экс-глава Государственной финансовой инспекции Николай Гордиенко заявил, что правительство Арсения Яценюка нецелевым образом использовало 7,5 млрд грн. «Энергоатом» доят десятилетиями люди Яценюка. Мы нашли больше 500 млн украденных гривен. С марта 2014 года главой «Энергоатома» был назначен Юрий Недашковский, которого СМИ называют креатурой близкого соратника Яценюка, депутата от «Народного фронта» Николая Мартыненко», – заявляет Гордиенко.

Однако правительство назвало это заявление экс-главы ГФИ “кознями” опальных олигархов и озвучило встречные обвинения против самого Гордиенка, который, якобы, не выполнял поручений Кабмина.

Потом, задним числом, первый заместитель Министра юстиции Нaтaлья Сeвocтьянoвa все же признала, что не все цифры Гордиенко не соответствуют действительности. Мол, есть там 500 млн грн, которые как-то не так потратили при нынешнем правительстве. Но это так, мелочи.

Не нашла Генпрокуратура Украины состава преступления в том, что, по информации Центра противодействия коррупции, структуры подконтрольные Игор Коломойского вывели за границу 1,8 млрд долл, которые “Приват” получил в качестве рефинансирования от НБУ.

Как то по-тихому “ушли” руководство Государственной фискальной службы – главу ГФС Игоря Билоуса и его двух замов (Владимира Хоменко и Анатолия Макаренко), курирующих таможню и налоговою. Провели расследование, сняли и тишина. Ни тебе публичных заявлений и объявления результатов проверки деятельности бывшего руководства, ни оценки жалоб на работу отдельных ТОП-менеджеров налоговой. Например, в отношение генерала Хоменко в СМИ было опубликовано достаточно “сигналов”. Но правительство и ГПУ хранят гробовое молчание.

Сильные слова и слабое доверие

Затянувшаяся пауза в избрании главы Национального антикоррупционного бюро кажется в ближайшее время разрешиться. Осталось только два кандидата. Но, как считают многие эксперты скорее всего президент Порошенко получит слабого главу НАБ, что позволит Банковой “амортизировать” риски для себя.

В свою очередь, премьер-министр Украины Арсений Яценюк (снова под телекамеры) поручает главе МВД Украины Арсению Авакову создать “специальную оперативно-следственную группу для борьбы с коррупцией на местах. Яценюк назвал эту спецгруппу “летучей бригадой” и заявил, что она должна приезжать в области без предупреждения”.

Кроме того, Кабмин инициирует изменения в Уголовный процессуальный и Уголовный кодексы Украины с целью изъять из законодательства возможность отпускать коррупционеров из-под стражи под залог. Эту позицию поддерживает и президент Петр Порошенко.

“В условиях вымогательства взяток, в условиях коррупции в особо больших размерах, мы должны исключить возможность выпускать под залог коррупционеров, преступников, которые грабят страну”, – сказал президент.

Грозно, справедливо и по делу. Но на фоне прошлых ляпов как-то не убедительно…

Вот и экс-посол США в Украине Джон Хербст считает, что телеформат антикоррупционной кампании – “это в определенном смысле показуха, просто шоу. Это не обязательно плохо, но нельзя сказать, что это хорошо».

Европейские дипломаты откровенно стебутся с новых правительственных антикоррупционных инициатив.

Как верно замечает глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин, президент говорит много правильных слов о борьбе с коррупцией, но все чаще западные политики и представители международных финансовых организаций ему не верят, прямо указывают на полный провал борьбы со взяточничеством и преступную халатность правоохранителей и его подчинённых.

А тем временем…

По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, минимальная борьба с коррупцией в Украине могла бы дать стране 2,5% прироста ВВП, что, в свою очередь, могло бы стать дополнительным бюджетом для украинского военного ведомства, или дало бы возможность для отстройки восточных регионов страны и разрушенной инфраструктуры. Более того, это снизило бы дефицит бюджета с 8% до 5,5%. “Мы выглядели бы на порядок лучше, и лучше себя бы чувствовали. И у Moody’s не было бы такое категоричное к Украине», – подчеркнул Устенко.

И с ним сложно не согласиться.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я