Мария КУЧЕРЕНКО, эксперт Центра исследований проблем гражданского общества
11 июня в Косове прошли внеочередные парламентские выборы, которые сопровождались ожесточенной дискуссией по обе стороны частично признанной границы. Кандидат в премьер-министры Косова, Рамуш Харадинай, заявил о своих территориальных претензиях не только официальной Подгорице (по его мнению, граница между Черногорией и Косовом должна проходить на Чакоре, что предполагает переход спорных 8000 гектар под контроль Косова), но и к Сербии: Харадинай заявил, что Ниш – косовский город. Подливал масла в огонь и президент Косова Хашим Тачи, который заявлял, что Сербия не будет принята в Евросоюз до тех пор, пока не признает Косово и что он не может представить себе, что ЕС примет в свой состав Сербию прежде чем примет Косово. Не оставался в долгу и новоизбранный президент Сербии Александр Вучич, обвиняя Харадиная в совершении военных преступлений, и заявляя, что Косово получило свою независимость в ходе «агрессии НАТО». Обе стороны вооружились изрядно поистрепавшейся риторикой образца даже не 2011 года, с событиями которого принято сравнивать сегодняшнюю ситуацию в отношениях между Приштиной и Белградом, а 2008, когда отношения между сторонами приобрели крайний градус агрессии.
Реанимация силового крыла косовской политики
Несостоявшаяся де-юре демаркация границ с Черногорией состоялась де-факто благодаря вступлению Черногории в НАТО. Но именно этот вопрос послужил поводом для назначения досрочных парламентских выборов. И на авансцену выходит экс-премьер Косова Рамуш Харадинай, с достаточно трескучей националистической риторикой. Но помимо громких фраз у Харадиная есть куда более серьезный аргумент: возрожденный альянс командования Армии освобождения Косова, но уже в политической плоскости. Бывшим лидерам удалось сформировать коалицию в составе: Кадри Весели (Демократическая партия Косова), Рамуша Харадиная, кандидата в премьер-министры от коалиции (Альянс за будущее Косова) и Фатмира Лимая (Инициатива для Косова). Иными словами, коалиция, которая в итоге предсказуемо одержала победу, состоит из главного идеолога АОК, начальника штаба АОК и экс-командующего сектором Лапушник с говорящим позывным Çeliku, что в переводе с албанского значит сталь. Фатмир Лимай стал первым обвиняемым Международного трибунала по бывшей Югославии в военных преступлениях членом АОК: в 2003 году ему были предъявлены обвинения по 10 пунктам, включая преступления против человечности и военные преступления. Харадинай был обвинен МТБЮ по 37 пунктам в марте 2005, в 2008 был оправдан по всем пунктам, к вящему ужасу представителей Демократической партии Сербии. В 2010 оправдательный приговор был отменен, но уже в 2012 году экс-премьер Косова был снова оправдан.
Против политиков со столь непростым военным анамнезом и серьезными должностями в прошлом шансы оппонентов были крайне малы, что и показали выборы: коалиция Харадиная-Лимая-Весели одержала победу с результатом в 34, 6% голосов избирателей.
Выборы: как это было
Тем не менее, при вполне предсказуемой победе коалиции Харадиная, сенсацией выборов стало движение левонационалистического толка «Самоопределение» и его лидер Альбин Курти, который сумел получить 26, 6% голосов избирателей и занять второе место в избирательной гонке. Курти не менее известен в Косове, чем Харадинай или Весели, но тем не менее, партия, столь открыто апеллирующая к наследию Укшина Хоти и к Албании, никогда не получала столь серьезной поддержки на выборах. Еще в 2010 году Курти, ставший знаменитым в качестве лидера студенческих протестов в конце 90-х, призывал вести переговоры не с Евросоюзом, а с Албанией по поводу объединения.
Во время выборов были зафиксированы нарушения со стороны победившей коалиции, внедрявшей своих наблюдателей на избирательные участки под видом представителей НКО, которые оказывались либо несуществующими, либо приостановившими свою деятельность, о чем сообщила глава ЦИК Косова Вальдете Дака. Прокуратура Косова заявила о возбуждении уголовных дел по факту мошенничества во время выборов. Также ряд избирательных участков работал и после официально заявленного времени закрытия (19.00 по Приштине), так как «были желающие проголосовать». Явка на выборы составила 41, 1%.
Сербский вопрос
Однако нельзя не отметить удивительно низкую активность балканских СМИ в освещении избирательного процесса. В основном, популярные издания вроде Danas и Radio Slobodna Evropa перепечатывали информацию, поступающую от НКО, зарегистрированных в качестве наблюдателей. Учитывая буквально наэлектризованную атмосферу в крае в течение последних нескольких месяцев, очень трудно представить, что такое положение вещей не вызвало протестов среди сербского меньшинства, проживающего на севере частично признанного государства. По сообщению BalkanInsight, в Северной Митровице косовские сербы вышли на улицы с флагами Сербии и России. Но, тем не менее, этот немой протест не нашел отклика ни в официальной Москве, ни в Белграде. И чем дольше Вучич держит паузу, тем менее убедительно выглядят его обвинения Харадинаю и Тачи, и тем меньше у Белграда остается шансов сохранить лояльность протестующих. Мэр Северной Митровицы, Горан Ракич, призвал сербов прийти на выборы и проголосовать. Просербская партия Српска Листа (Сербский список) получила 5, 9% голосов избирателей, а это значит, что представители этого политического движения займут все места в парламенте, отведенные для представителей сербского меньшинства. Сербы края понимают, что им неоткуда ждать поддержки и единственной их опорой могут выступить только представители сербской общины Косова.