Киев. 05 мая 2015 года (ПолитКом, Алексей БЕЛОВОЛ). Мариуполь снова чувствует угрозу. Концентрация боевиков и одновременное известие о попытках демилитаризации и отводе батальона «Азов» из Широкино, плюс официальное заявление о ликвидации мариупольской фабрики концерна «Рошен» (от 20 апреля), – вновь актуализировали тему сдачи Мариуполя. Включая существование некого тайного протокола минских соглашений, где речь может идти и о сухопутном коридоре на Крым.
В ситуации открытой агрессии, кризиса и слабого доверия к информационному полю особое значение приобретают символы. Факт ухода президентского концерна – это очень плохой сигнал для полумиллионного Мариуполя. На фоне целого ряда многочисленных сообщений о сдаче города именно фактор работы фабрики концерна «Рошен», одной из четырех в Украине и восьми в целом, был тем самым аргументом, перешивающим все остальные. Порошенко свое добро бережет, раз «Рошен» здесь, значит, мы можем быть спокойны. Именно так факт работы фабрики воспринимался активным проукраинским большинством Мариуполя, укрепляя его веру в своих силах.
Соответственно, и обратный сигнал – очень опасный на фоне майских дат, начиная от годовщины трагедии в Доме Профсоюзов в Одессе 2-го мая и Дня победы 9-го мая. Тем более, что у марипольцев о 9-м мая 2014 года осталась своя память – с жертвами и танками на улицах города. Даже несмотря на разную трактовку обеими сторонами кровавых событий.
Особенно на фоне заявлений о демилитаризации полка «Азов» из населенного пункта Широкино.
Возможный исход «Азова» настолько обеспокоил жителей города, что они даже от имени общественной организации Оборона Мариуполя обратились с официальным письмом к Президенту, секретарю СНБОУ, министру обороны и руководителю генштаба с предупреждением: «сдача Широкино – это врата для захвата всей Украины».
«Считаем, что оставить Широкино сегодня – значит поставить под удар полумиллионный украинский Мариуполь. Это также создаст опасный прецедент для врага и станет предпосылкой для дальнейшей эскалации насилия и наступательных действий на нашу страну», – откровенно дают понять марипольские активисты.
И несмотря на разъяснения главы СНБОУ Александра Турчинова о том, что демилитаризация – это не освобождение Широкино, и она проводиться лишь для того, чтобы «в Широкино сделать постоянно действующий пункт наблюдателей ОБСЕ».
Позиция проукраинского большинства Мариуполя неизменна. «Оставлять село под контролем ОБСЕ также не является разумным, потому что, не обладая средствами вооруженной защиты, европейские наблюдатели не смогут оказать никакого сопротивления агрессору. Тем более они никак не смогут исправить чудовищную гуманитарную ситуацию в практически разрушенном Широкино», – резюмируется в обращении.
Не стоит забывать, что проукраинским большинство остается исключительно на фоне позитивных сигналов о том, что город будут держать. Ведь полумилионный Мариполь – это не Славянск, – его в лобовую вряд ли возьмешь. Но в последнее время и эта тенденция меняется, причем не в лучшую сторону.
«Город потихоньку умирает, железнодорожного сообщения нет, цеха на заводах останавливают, народ разъезжается. В общем, перспективы так себе», – столь неприглядную картину обрисовала мне одна из коренных жительниц Мариуполя, комментируя текущую ситуацию.
И это все на фоне преддефолтного состояния «Метинвеста», владеющего двумя, по сути, градообразующими предприятиями Мариуполя, комбинатами «ММК Ильича» и «Азовстали».
«На крупных предприятиях, которые в основном принадлежат «Метинвесту» Рината Ахметова, сейчас сокращают количество рабочих дней до 4 в неделю, кого-то отправляют в отпуска за свой счет, кого-то сокращают из штата завода и выводят в сторонние фирмы (аутсорсинг), обещая в будущем по необходимости их привлекать к работе», – призналась в недавнем интервью марипольская активистка, представительница координационного центра патриотических сил «Новый Мариуполь» Ирина Перкова.
А с учетом того, что «мелкий бизнес ложится и закрывается», то ситуация выглядит более чем тревожно.
Тем более на фоне дичайшего прокола властей по поставке бастионов американской компании «HESCO Bastion Inc» для обороны Мариуполя. О чем прямо сообщает на своей странице в «Facebook» представитель компании «HESCO Bastion» Игорь Стокоз, обвиняющий МВД (Министерство внутренних дел) в срыве контракта.
«Два месяца МВД и НГУ (Национальная гвардия Украины) футболяли нас между собой, решали, что и как… А тем временем, те 11 контейнеров (3.6 км) с бастионами «RAID 7H», которые мы два месяца держали в порту для Нацгвардии, вчера уплыли в Саудовскую Аравию. Оказалось, саудитам на границе с Йеменом они нужнее, чем нам на границе с Лугандоном», – жестко констатировал он.
При этом Аваков публично анонсировал поставки этих бастионов в феврале во время участия в презентации и испытании бастионов на полигоне в Новых Петровцах. Когда и заявил, что такие бастионы нужны Украине.
Тем временем концентрация боевиков самопровозглашенных республик на мариупольском направлении только усиливается.
А с учетом не менее тяжелой ситуации и на третьем металлургическом ките Мариуполя «Азовмаше», который связывают с другом детства Януковича Юрой Енакиевским и его пророссийском руководстве, то ситуация в городе кажеться все более напряженной. И выглядит благоприятной почвой для новой волны русской весны по-мариупольски.
Ведь во время последней попытки штурма только давление общественных активистов вынудило городские власти, сохранившиеся еще с домайданных времен, предпринять реальные меры для защиты города.
«Мы решили, что не создадим картинку для российских СМИ, что армия Новороссии героически освобождает Мариуполь, а это будет выглядеть именно как штурм украинского города с кровью и многими жертвами и надавили на мэра, чтобы он завесил город украинскими флагами, чтобы было видно, что город украинский, местная власть все-таки выделила технику, чтобы помогать военным рыть окопы», – вспоминали активисты.
Далеко не факт, что в случае повторного штурма власти будут столь же внимательны к пожеланиям. Тем более, что вследствии резкого ухудшения условий жизни в последнее время среди марипольцев наметились тенденции зарождения ненависти к украинской власти.
«Многие люди сейчас в Мариуполе связывают страну Украина и конкретные политические фигуры. Люди, которые не любят президента по каким-то причинам или еще каких-то высших чиновников, они это приравнивают ко всей стране, и говорят, что Порошенко равен Украине, Яценюк равен Украине, «Аваков-убийца» равен Украине и начинают ненавидеть всю страну», – признают местные активисты.
И это крайне опасный сигнал для будущего Мариуполя, тем более на фоне официального исхода Рошена.
Для всех тех, кто после провала сепаратистских акций ушел в тень, официальная ликвидация филиала президентской кампании – это «зеленый свет» для новой волны протестов. Тем более имея для этого столь мощный информационный повод как майские даты.
Для сегодняшней Украины «Рошен» – это не просто бизнес, это маркер всех настроений Банковой. И известие об официальном закрытии фабрики в Мариуполе в сегодняшних условиях не может восприниматься просто как закрытие нерентабельного филиала, даже если это действительно так.
Что в общественном восприятии – то реальный исход. Тем более, что, по словам местных жителей, несмотря на сокращения и сворачивание производства на фабрике, начавшиеся еще два года назад, «сам Порошенко перед выборами Президента обещал все вернуть назад».
Так что, как бы логика Порошенко-бизнесмена в очередной раз не аукнулась Порошенко-Президенту большими проблемами. Ведь с каждым таким действием число тех, кто поверит в то, что Президент предложил Путину «забрать Донбасс», а не «убраться с него», будет расти даже не в арифметической, а геометрической прогрессии.
Ведь в Липецке «Рошен» остаеться, в отличии от Мариуполя…