Киев. 05 мая 2015 года (ПолитКом, Алексей БЕЛОВОЛ). Фильм, вышедший на российские экраны в последнее воскресенье апреля 2015 года, подводящий итог 15-летнему правлению Владимира Путина, вопреки ожиданиям не стал дуболомной кремлевской агиткой. Все на фактах, пусть избирательно встроенных. Со слов действующих участников «эпохи Путина»: от экс-премьера Евгения Примакова до экс-главы Минфина Алексея Кудрина, которого настойчиво сватают в кресло будущего премьера. Вот только коды нет, финала, направления: куда Россия собирается идти следующие 15-лет? В финале оказывается, что единственный, кто может задать направление хозяину Кремля, – это афонский мул.
Финал действительно парадоксален, как и сам фильм. Это, конечно, не эго-мачистский «Путь на родину», повествующий, как волею одного человека можно в 21 веке за месяц бескровно отжать целый полуостров с почти 2,5 миллионами населения. И не предыдущие агитки про Путина, поднявшего Россию с колен, которых за 15 лет было снято не мало.
Фильм «Президент» скорее похож на некую палитру деяний Путина за 15 лет, описанных теми, кто их осуществлял вместе с ним на разных этапах его деятельности: как в кресле Президента, так и в недолгой номинальной «ссылке» в премьеры. Причем открывается он признанием самого Путина о том, что вне этой (президентской) должности он себя вполне видит. А заканчивается историей, как на Афоне во время визита в 2005 году кремлевский кортеж водил местный Ослик (или мул, как его назвал еродиакон Евстафий, насельник кафизмы святого Модеста монастыря Симона Петра (Афон, Греция). По словам Евстафия, «Путин именно двигался именно за ослом». Причем по возвращении с Афона все тот же Осел «ждал путинский кортеж, и вновь заставил его двигаться за собой».
Но не только финал странен. В отношении сложившейся ситуации, в том числе и ситуации касательно Майдана, Крыма и Донбасса, – фильм дает сразу три недвусмысленных месседжа.
Во-первых, – и это самое удивительное, – о братских ни украинском, ни даже белорусском народах, как и их лидерах, – ни слова, ни даже косвенного упоминания. Как и о «крупнейшей геополитической катастрофе 20-го века – развале СССР» по раннему признанию самого Путина, и попытки его восстановить, реанимировать в образе ЕвраЗЭС и Таможенного союза. Вся тема ТС сводится к короткой цитате новоизбранного Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который называет Россию соседом от бога. Причем он, что странно, вообще лишает Россию главенства в этом вопросе, заявляя, что идея ЕвраЗЭС как альтернативы Европейскому Союзу принадлежит ему. Причем до недавнего времени едва ли не самое повторяемое, почти магическое словосочетание «Таможенный союз» – в фильме вообще не упоминается.
Оставшиеся две реплики Назарбаева в фильме касаются реакции Путина на ситуацию 2008 года в Абхазии и способности Путина «врубиться в любую тему», но на этом все. Больше места для реплики никому из лидеров стран бывшего СССР предоставлено не будет.
Бацьку Лукашенко покажут дважды – на общем фоне, и под аккомпанемент слов Назарбаева – о ЕвраЗЭС. Но белорусского лидера и до недавно стратегического партнера Москвы – Президента потенциально союзного с Россией государства, не удостоят даже титра.
А самое забавное, что ненавистного для Москвы третьего Президента Украины, пришедшего к власти на плечах помаранчевого Майдана, Виктора Ющенко покажут даже в большем обьеме – трижды. Во время кадров празднования 1000 летия Казани его можно увидеть сидящим на общем плане вместе с экс- Президентом Грузии, нынешним советником Порошенко Михаилом Саакашвили. Затем сидящим вместе с нынешним канцлером Ангелой Меркель, сидящим перед Путиным, выступающим на Мюнхенской конференции по политике безопасности в феврале 2007 года. Речь, которая войдет в историю как мюнхенская речь Путина и, по сути, положившая начало новому витку холодной войны, итогом которой, по сути, станут российские танки в грузинском Гори и позже «вежливые человечки» в украинском Крыму, и грады в Донбассе. И позже на общем плане.
Могло ли быть это намеренно исходя из содержания фильма – вряд ли. Скорее всего, концепция фильма, изначально готовящегося как победоносная визитка, позднее была пересмотрена. И эти кадры просто пропустили во время финального монтажа.
О Майдане скажут лишь раз. Да и то словами русского националиста, экс-командира ОМОНа, участника боев в Чечне и новоиспеченного писателя. Который, комментируя «желвачок на белой скуле Путина», скажет, что он – это был знак того, что Путин готовит ответ «на антипутинскую истерию в Киеве и на Майдане», и желание ответить за неуважение к России, и попытки ее оттереть. И момент, когда Путин ощутил «соразмерность российскому государству» и «свою историческую миссию».
После чего последует блок про Крым. И самое интересное, что комментируя крымскую аннексию, Путин публично скажет «в Украине», а не «на Украине», как в последние два года. Плюс на фоне реплик Путина о «неонацистах, радикальных националистах и бендеровцах» – ни одного упоминания ни о киевской хунте и государственном перевороте в Киеве, ни событиях на Донбассе, не говоря уже о похоже окончательно сошедшей с экранов медиа тем «Новороссии», ДНР и ЛНР.
А больше всего, наверное, должно быть обидно экс-Президенту и одному из участников тандема, действующему главе правительства РФ Дмитрию Медведеву. В фильме ему всего лишь отведены полутораминутная роль комментатора российской агрессии в Грузии и роль политика-неудачника, который добровольно на съезде провластной партии «Единая Россия» отказался от второго президенсткого срока в пользу на тот момент премьера Путина.
Для сравнения, пресс-секретарю Путина Дмитрию Пескову отведена роль едва ли не главного комментатора. Причем в титрах о том, что Медведев действующий премьер, в фильме не указано ни слова.
Значит ли такой набор тезисов фильма, подводящего итоги 15-летнего правления Путина, что Кремль отказался от планов по Новороссии – не только расширению, но и в целом сохранении ДНР и ЛНР?!
Сложно сказать – события как майских дат (Одесской трагедии 2 мая и Дня победы 9 мая), так и после них покажут, не было ли это очередным актом Путинской игры. Зачастую делающего ровно противоположное тому, что он сам декларирует.
Некоторые лидеры действующей парламентской коалиции ВР уверены, и отдельные представители добровольческих батальонов убеждены, что новое наступление на Востоке боевиков вполне вероятно.
Аналитики в самой России также с этим соглашаются, говоря о том, что месседж фильма был в том, что Новороссия и вся новейшая украинская история, за исключением Крыма, остается за скобками. Но реальность может быть разной.
В целом аналитические круги, не входящие в ближний круг с Кремлем, оценивают выход «Президента» как желание вселить уверенность: есть не только Путин, есть его команда, некий коллективный собственник страны, которые ее никому не отдадут. Путин – символ их власти; они не готовы его сдать и призывают разговаривать с ними, исходя из этой данности. Это некое послание к мировому сообществу.
О том, что мол «мы не против диалога с вашей цивилизацией, но у нас своя – с вертикалью и осликами вместо свободы и демократии, такие вот у нас примордиальные ценности и особый путь, сквозь призму которых мы понимаем международное право».
Нам остается только ждать, как Запад воспримет этот сигнал. Станет ли афонский осел символом возвращения в Россию демократии и стремления решить вопрос Донбасса (Крым – навсегда вернулся в российскую гавань – Путин даже не готов это обсуждать) мирным путем, или символом тупого упрямства и невежества, которые в конечном итоге будут стоить путинской власти краха.
Пока же авторы фильма не раскрывают тему, какой будет Россия в будущем; вся тема будущего отражена в словах Пескова, который рассказывает о «поколении тех, кто родился в эпоху Путина и будет править Россией 50 лет».